Православные храмы Чухломского края

УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ

 Историческая справка
Преображенский собор г.Чухломы зданием каменный, с такою же колокольней, построен в 1746 году усердием и на средства гражданина Петра Михайловича Нелюбова и прихожан. Обнесён с юго — восточной и южной сторон по земляному валу каменной с железной решеткою оградой; с северо — восточной, северной и западной сторон — городской сад. Кладбище за городом — в расстоянии 200 сажен, обнесено каменной оградою; на нём храм каменный с колокольней,     приписанный к Преображенскому собору, без особого причта, двухпрестольный.
В соборном храме три престола: в честь    Преображения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы иПреподобного Авраамия, Чухломского чудотворца.
Постоянные средства собора — проценты с капитала общего назначения в 37 233 рубля 84 коп. Расстояние от Костромы 172 версты. Почтово — телеграфная станция, больница, торговый пункт — в городе. Железнодорожная станция в Галиче в 50 верстах. Пароходная пристань в Буе в 100 верстах.
Причт — протоиерей, два священника, два диакона, три псаломщика. Постоянные средства его — проценты с общего причтового капитала в 17 515 руб. 34 коп. Доходы на долю протоиерея 800 руб. в год, каждого священника 600 руб., диакону -400 и каждому псаломщику по 200 руб. Земли церковной в пользовании причта: 36 десятин 1680 кв. саженей, в том числе неудобней 2 десятины 780 кв. саженей.
Прихожан — 1019 мужского пола и 1113 женского. По роду занятий приход сельскохозяйственный, с отхожими промыслами в Петербург и Москву. Приходских селений — 19, дальнее — в 9 верстах.
При соборе церковно — приходская школа:   в приходе:    училища Министерства народного просвещения, трёхклассное и приходское мужское и двухклассное женское, также начальное земское училище и сельскохозяйственное училище им. Ф.В. Чижова.
Собор Преображения Господня. г. Чухлома
Собор Преображения Господня. г. Чухлома
Разрушен в советский период.
фото из архива краеведческого музея.

Священники собора

В XVIII веке вслед за Успенской церковью красавец Преображенский собор, увенчанный изящной шатровой колокольней, украсил крутой берег озера. Случилось это знаменательное для Чухломы событие благодаря усердию богатого мещанина Петра Михайловича Нелюбова. Известно, что крепкие стены собора мастера каменщики возвели при священнике Савве Васильевиче Зиновьеве, но возможность заглянуть в прошлое и рассказать о тех, кто служил Богу и людям, начинается лишь с 1830 года.
В метрических книгах того времени отмечено, что известный чухломской протоиерей Михаил Иванович Воинов к тому времени уже умер, а в соборе служили одновременно три священника: Василий Иванович Андронников, Николай Иванович Клейнеров и Михаил Алексеевич Разумовский. Дьяконом был брат священника — Пётр Иванович Андронников. Об Андронниковых известно немного, и всё же недавно чудесный случай приоткрыл тайну старинного рода. Как это ни странно, но оба служителя Преображенского собора оказались родными братьями профессора Санкт-Петербургского университета, основателя официальной статистики в России — Константина Ивановича Арсеньева. В семье мирохановского священника Ивана Васильевича Арсеньева фамилию отца носил только Константин, второй по рождению из четырёх братьев. А Василий, Фёдор и Пётр были Андронниковы.
В то время фамилии детям церковнослужителей, присваивали при поступлении в духовное училище. Иногда несколько родных братьев имели разные фамилии и примеров тому множество. Согласно родословной, племянником Андронниковых был Константин Константинович Арсеньев, известный юрист,почётный    академик,общественный деятель, выдающийся критик и публицист. Правнуком же сестры Константина — Марии является наш современник, художник с мировым именем Илья Сергеевич Глазунов.
Василий Андронников служил в соборе 54 года и скончался в глубокой старости 3 апреля 1867 года на 82 году жизни. Из его детей наиболее известен сын Алексей, родившийся 1 октября 1831 года. Выпускник Костромской духовной семинарии два года был учителем в частных помещичьих домах Чухломского уезда.
А 13 сентября 1857 года он был определён священником    Борисо­глебской церкви г. Костромы. С этим городом связана вся дальнейшая жизнь пастыря.
30 апреля 1900 года протоиерея Богоявленского собора A.B. Андронникова Император Николай II наградил орденом Святого Владимира 4 степени. Его 60 — летний юбилей в священном сане широко праздновала Кострома 13 сентября 1915 года. В 1918 году ради золотого наперстного креста грабители ворвались в дом Андронниковых и убили старого протопресвитера, Божественную литургию которого так любил посещать сам губернатор Костромы.
Что касается дьякона Преображенского собора Петра Ивановича Андроникова, то и он прожил долгую жизнь и умер в 85 лет 15 мая 1888 года. У второго дьякона собора, Ивана Ивановича Боброва, по прозвищу Булат, от свирепствующей в 1847 году в костромском крае холеры, умер молодой зять, учитель уездного училища Пётр Петрович Кляритский, а сам дьякон вскоре ослеп, уехал на лечение в Москву, где и затерялись его следы.
Второй священник собора Михаил Алексеевич Разумовский известен тем,что в 1858 году написал исторический труд о Преображенском соборе изданный в «Костромских губернских ведомостях». Он рано овдовел и прожил недолго.
О протоиерее Николае Ивановиче Клейнерове в своём дневнике Чухломский купец Иван Васильевич Июдин пишет: «Отец протоиерей Н. И. Клейнеров 6 апреля 1860 года в среду на Пасхе жизнь кончил в бедном положении, у дочери своей и зятя в Костроме, в доме почтамта, казённом, в тесной комнатке, сделанной в прихожей. Ошибся старичок, хотя был учён и самонадеянность имел на свой сан, но ошибся в своём родстве».
Более 40 лет служил в соборе иерей Михаил Никонорович Никольский, отец семерых детей. Был он духовником другого известного батюшки — Николая Антоновича Соболева, о котором хочется рассказать особо.
Родился  Соболев  в семье мирохановского священника и в течение 30 лет после окончания Костромской духовной семинарии, был священником Троицкого храма с. Мироханова, но 7 февраля 1879 года протоиерея Николая Соболева назначили настоятелем Преображенского собора. И здесь за 20 лет служения он успел сделать очень много доброго для своих прихожан. Зимние приделы храма были слишком тесными для большего количества молящихся, из-за недостатка воздуха некоторые люди не могли выстаивать до окончания службы, но отец Николай устранил неудобство. Посредством духовых печей он сделал весь соборный храм тёплым. Кроме того, заботливый пастырь возвёл каменную ограду вокруг городского кладбища, сделал отопление в Казанской кладбищенской церкви, построил сторожку и открыл церковно­приходскую школу.
Осенью 1899 года исполнилось 50 лет служения отца Николая. Преосвященный Виссарион поздравил юбиляра письмом и прислал ему в подарок три книги своего сочинения, а чухломичи преподнесли батюшке золотой наперсный крест с дорогими каменьями и жемчугом. Любившие его прихожане с.Мироханово, вручили ценную икону Святой Троицы, братия Авраамиево — Городецкого монастыря, где отец Николай трижды исполнял обязанности настоятеля, подарили своему пастырю образ святого покровителя обители. Настоятель монастыря Платон, одиннадцать священников уезда и три дьякона отслужили благодарственный молебен. Стройно пел церковный хор, нарядные прихожане, семь сыновей, две дочери и многочисленные    внуки    тепло приветствовали юбиляра. Поздравили его и братья: Иоанн Антонович Соболев — настоятель Исаакиевского собора Санкт- Петербурга, Михаил Антонович — священник одной из церквей Макарьевского уезда и племянники — Александр Фёдорович Воскресенский — настоятель домовой церкви царской семьи Романовых и отец Макарий — архимандрит Александро- Невской лавры. Через восемь лет после этих радостных событий умерла жена H.A. Соболева — Анна Ивановна, а 3 июля 1912 года почил и сам протоиерей Николай. По особому распоряжению консистории оба супруга похоронены в ограде собора, рядом с могилой их духовного наставника Михаила Никоноровича Никольского, умершего в 1908 году.
Особо хочется рассказать и о Константине Васильевиче Птицыне, потомки которого в настоящее время живут в с. Серапиха. В ноябре 1898 года он отметил 50 -летний юбилей служения в Преображенском соборе сначала в сане дьякона, затем священника. При пении хора « Достойно есть» перед амвоном городской голова Иван Иванович Июдин и горожане подарили отцу Константину массивный наперсный крест. Получил юбиляр, и другие ценные подношения от многочисленной родни, близких друзей и уездного духовенства.
26 марта 1899 года отец Константин умер. За свои заслуги похоронен батюшка в ограде собора, а священником стал его сын Николай Константинович Птицын. После окончания Костромской духовной семинарии обвенчался Николай Птицын с Ольгой Фёдоровной Воскресенской,- племянницей протоиерея собора Николая Антоновича Соболева, дочерью священника с.Введенское. Один за другим в семье Птицыных родились 10 детей, судьба которых сложилось по- разному, но чаще всего трагически: Александра — священника с. Введенское, выселили в Северный край в 1930 году, где тот и умер, Пётр в 1937 году получил 10 лет лагерей, как « враг народа», муж дочери Варвары, священник села Шартаново     Иван Лилиев,  осуждён дважды.
Чекисты не обошли своим вниманием и самого отца Николая. В 1919 году его арестовали за участие в монархической организации « Союз русского народа». На заседании этого Союза батюшка всего лишь отслужил молебен, и вскоре его арестовали. Несколько лет пробыв в тюремном заключении, домой не вернулся, дабы не навлекать неприятностей на семью, а поселился на окраине Костромы в землянке, на краю картофельных и капустных полей и сторожил урожай от воров. В 1923 — 1924 учебных годах его дети — Юлия, Пётр и Екатерина учились в Чухломской школе и жили с матерью в соборном доме. Умер батюшка внезапно в 1925 году. После воскресной службы, в одной из Костромских церквей, он пил чай в сторожке, и внезапно скончался. Родные привезли тело отца Николая в Чухлому и похоронили на городском кладбище, а было батюшке всего 58 лет. Рядом с ним покоится и брат жены, архимандрит Александро-Невской лавры Макарий, в миру Михаил Фёдорович Воскресенский, умерший 13 мая 1931 года после срока заключения в Соловецких лагерях.
Служил в нашем соборе ещё один, не менее известный батюшка, Иван Александрович Благовещенский, сын священника Успенской церкви села Сенная. В 1892 году его женой стала Мария Михайловна, дочь Михаила Никоноровича Никольского. Восемь детей воспитали супруги и мирно жили в доме на улице Никольской ( ныне улица Ленина) , а где -то в самом начале 30-х годов отец Иоанн причащал больного сыпным тифом, заразился и умер. Вскоре Марию Михайловну выселили из дома, и она уехала к кому-то из детей. Сына священника Константина Ивановича Благовещенского — участника Великой Отечественной войны, учителя Судайской школы, помнят и судайцы и чухломичи. 35 лет служил в соборе дьяконом Иоанн Александрович Иорданский. Семья известна тем, что старший сын дьякона, Александр, до революции возглавлял Чухломское казначейство, дослужившись до чина титулярного советника, а в советское время работал в Госбанке. Женат он был на Вере Александровне Благовещенской, сестре священника. В семье Иорданских родилось 10 детей. Известно, что сын Михаил погиб на фронте, дочь Мария — учительница, похоронена в Галиче рядом с матерью.
Далее следует рассказать о семье псаломщика Николая Васильевича Голубинского, уроженца села Введенское. Примечательно, что Соболев, Птицын и Голубинский крепко связаны с этим сельским храмом, что очень символично. В 1874 году в семье Голубинских родилась дочь Елизавета, которая через двадцать лет стала женой чухломского лекаря Алексея Михайловича Окулова. Их дом на ул. М. Горького и сейчас считается памятником провинциальной архитектуры. Где — то в 1934 -35 годах, будучи вдовой, Елизавета Михайловна сдавала свою комнату квартирантам. Но однажды пришли с обыском работники НКВД, хозяйку арестовали, увели в тюрьму, и больше Окулову никто не видел. Запросы о судьбе Елизаветы Николаевны в разные архивы так и не принесли результатов.
Её брат Николай Николаевич — первый директор Чухломской советской школы 1 ступени родился 22 октября 1887 года и в 1912 году окончил Варшавский универ­ситет. Он составил грамматику кабардин­ского языка, основы букваря, а в 1935 году в Пятигорске написал и издал «Учеб­ник русского языка для национальных школ Северного Кавказа». Он читал лек­ции в Кабардино- Балкарском педагоги­ческом институте, затем преподавал в Ставропольском мединституте. Николай Николаевич — доцент филологических наук. Летом 1959 года он последний раз был в Чухломе и умер 21 января 1960 года в Ставрополе.
А младшая сестра Голубинских — Ольга в 1902 году вышла замуж за священника Евгения Дмитриевича Хлопушина. После венчания в соборе Хлопушина куда-то определили на священническое место, но уже в 20-е годы семья вернулись в г. Чухлому, их сын Александр 1906 года рождения и дочь Мария -1910 г.р. учились здесь в средней школе, вместе с 42 детьми священноцерковнослужителей города и района. Что стало с Хлопушиными после закрытия собора — неизвестно, но одна из дочерей Е.Е. Хлопушина учительствовала в 30-е годы в с. Бушнево.
Семья другого псаломщика собора Ивана Михайловича Преображенского тоже была не малой- 9 детей. В 1907 году дочь Преображенских Елизавету выдали замуж за псаломщика Николая Евгеньевича Кордобовского, сына дьячка Богородицкой  церкви села Лаврентьевское.
В 1911 году Кордобовский стал дьяконом, а после революции последним священником собора. В 1932 году собор закрыли и Кордобовский, лишившись средств к существованию семьи, запил горькую и покончил жизнь самоубийством. Сын Георгий погиб в боях с фашистами, а три его сестры Анастасия, Серафима и Валентина жили в Чухломе очень долго и умерли в начале 21 века. Брат Елизаветы Ивановны Кордобовской, Пётр Преображенский, священник церкви солигаличского села Солда, арестован и расстрелян 21 сентября 1937 года. Брат Николая Кордобовского — Иван Евгеньевич, священник села Торманово, расстрелян 4 сентября 1937 года, но на чухломской земле и сейчас живут потомки рода Кордобовских.
К началу Первой мировой войны в соборе служили: протоиерей Николай Птицын и Иоанн Благовещенский, священник Андрей Павлович Смирнов, дьякон Николай Кордобовский и Анатолий Иванович Шешин и три псаломщика: Павел Александрович Соколов,  Иван Михайлович Преображенский, Александр Николаевич Всеславин.
Как и в других церквях уезда, в соборе служили панихиды по убиенным воинам — чухломичам и молились о победе русского оружия. Протоиерей Николай Птицын в ноябре 1916 года отслужил праздничный молебен в честь солдат и офицеров, награждённых георгиевскими крестами и медалями.
После ленинского декрета об отделении церкви от государства настали тяжёлые времена для служителей культа. Но всё же, в 1920-21 годах в соборе действовала архиерейская кафедра, и первым епископом Чухломским и Солигаличским стал Георгий Лапшин, вторым епископом священник собора Андрей Павлович Смирнов.
Затем в начале     1922 года правительство объявило всероссийскую кампанию  по изъятию церковных ценностей, проводимую под предлогом помощи жертвам страшного голода в нижнем и среднем Поволжье. И сразу же одна беда перешла в другую: в том же 1922 году в Русской православной церкви произошёл инсценированный органами ВЧК — ОГПУ обновленческий раскол — первый после Великого раскола в середине 17 века. Обновленцев, или как называли их в народе «красные попы», на первых порах активно поддерживали власти в их выступлении против законного Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Многие ли церкви в уезде уклонились в обновленчество, — неизвестно, но в 1930 —м году почти все храмы закрыли. Победу одержал «Союз воинствующих безбожников».
Из воспоминаний
В дневнике купца Ивана Васильевича Июдина имеется довольно загадочная запись: «Похороны генерал —губернатора Оренбургского и Самарского Александра Андреевича Катенина. Умер 24 июля 1860 года в Оренбурге. 27 числа в понедельник вынос был на расстоянии 200 сажен до Преображенского     собору, наподстеленных коврах. И могила осталась усаженная цветами».
Но из других письменных источников известно, что 57 летний генерал — губернатор A.A. Катенин похоронен при церкви села Клусеево вместе с женой Варварой Ивановной, но из записей И. В. Июдина явствует, что важный барин похоронен на соборном кладбище.
В его дневнике есть ещё несколько любопытных записей: 15.06.1862 г. в пятницу над куполом поднят большойкрест пророка Аммоса, Ионы и князя Лазаря Сербского».
«В июле 1862 года в соборе начат делать чугунный пол. Окончив его настилку, обносили плинтусом, а июля 8 в воскресенье начали служить, и оказался пол неровным в настиле».
«28 мая 1880 г. Сильная буря. На соборном холодном храме снесло крест с боковой главы».
«18.09.1886 г. свершилась закладка каменных святых ворот и каменной ограды вокруг собора».
«31.12 1888 г. в Чухломский собор привезли новый колокол весом 360 пудов, отлитый из пушечной меди в г. Москве на заводе московского купца Самгина. Он устроен на средства прихожан собора, со включением двух соборных разбитых колоколов весом 108 пудов».
«1897 г. В течение лета окончено около собора строительство двухэтажного деревянного дома для соборного причта».
«1901 г. В Великом посте начата постройка двухэтажного дома деревянного для причта и сторожки и окончена к осени».
В 1932 году собор разорили, сбросили колокола со звонницы. Первоначально городские власти предполагали переоборудовать здание собора под музей, но передумали. Холодный храм использовали под электростанцию, а в тёплом разместились мельница, столярный, обозный цех и пилорама.
Примечательно, что чудотворную икону Святителя Николая, известную с 1450 года и икону Божией Матери Страстная и другое имущество храма передали в действующую Успенскую церковь. В настоящее время судьба икон неизвестна.
Парасковья Николаевна Шарапова, 1912 года рождения, рассказывала:
«Я приехала в Чухлому из дер. Прокошево уже после замужества. Помню, как в 1933 году сбрасывали колокол с колокольни собора. Кто это делал,- не знаю. Мы жили в соборном доме, и я из любопытства ходила на соборное кладбище, Там ещё сохранялись красивые большие кресты и надгробия. Мы с соседкой ходили и читали надписи, А куда всё потом подевалось, не знаю. Там, где наш огород и садик, что разрабатывали мы с мужем, тоже было кладбище, и на месте, где сейчас стоят гаражи жилколхоза, тоже стояли кресты».
А другая чухломичка, Мария Ефимовна Холодова, говорила, что в соборе на одной из стен была роспись, где священники за грехи первыми идут в ад, а потом и остальной народ. Она вспоминала:
«Кладовщиком на мельнице в соборе был Николай Васильевич Чистяков. Дом его стояч там, где сейчас городской рынок. Мы с бабами сортировали зерно в ночную смену и вдруг ровно в полночь под сводами собора ангелы запели « Иже, херувимы …». Мы побросали вёдра, лопаты, и больше ни в какую не соглашались работать в соборе ночью».
Собор Преображения Господня. г. Чухлома
Собор Преображения Господня. г. Чухлома
Разрушен в советский период.
фото из архива краеведческого музея.

Начало конца

Скорее всего, последняя лампада в соборе погасла летом 1932 года. Из приказов райисполкома видно, что с 1 августа заведующим электростанцией, которую запланировали разместить в стенах собора, назначен гражданин деревни Привалкино Александр Иванович Самсонов. Обустройством электростан­ции занимались: инженер Ю. Ю.Меленевский и техник — строитель горсовета В.И. Арефьев, но его в марте 1933 года как не справившегося с задачей от работы отстранили.
На строительстве был утверждён график круглосуточного ответственного дежурства, но с пуском объекта в эксплуатацию что-то не заладилось, и первый электрический ток чухломичи получили лишь в 1935 году. Об этом свидетельствует бывший бухгалтер коммунального хозяйства Т.К. Толстопятова.
Несколько лет электростанция находилась в ведении промкомбината, затем в феврале 1938 года её вновь передали городскому совету. Заведую­щим в то время был А. Н. Готовцев, а в 1944 году А. С. Ювенальев.
В декабре 1940 года в здании собора решили оборудовать мельницу и лесопилку. Решили и сделали. Мельниками перед началом войны были отец и сын по фамилии Печ, а здание охранял ночной сторож М.С. Румянцев, заведовал же мельницей Сергей Михайлович Воробьёв.
Летом 1956 года случился в соборе большой пожар, искры и головешки летели до противоположного крутого берега оврага на улицу Советскую. Главный купол собора полностью сгорел, крышу переделали, и осталась от собора лишь малая часть. Когда-то включили здание в список памятников архитектуры федерального значения, на стене укрепили соответствующую табличку, а затем собор вычеркнули из списка, и табличка бесследно исчезла. Впрочем, как и старинное кладбище, на котором покоились с миром лучшие пастыри Преображенского собора по полувека служившие в алтаре: Михаил Никонорович Никольский, Николай Антонович Соболев, Константин Васильевич Птицын, а также матушка Анна Ивановна Соболева и многие, уже не известные нашему веку, священно­служители и прихожане.
На месте их могил — дорога вокруг собора, гаражи и контора коммунальных служб. Сооружено это всё на костях чухломичей молившихся в храме о победе над врагами, благоденствии родного города, славе и величии земли русской.
Журнал «Чухломская быль»
№ 2. 2008 год.
Часовня Параскевы (Пятница) Великомученицы. г. Чухлома
Часовня Параскевы (Пятница) Великомученицы.
фото из архива краеведческого музея.
Часовня Параскевы (Пятница) Великомученицы на торговой площади построена на средства купцов и промышленников Чухломы в 1815 году. Разобрана на кирпич в 1924 году.
Церковь Иконы Божей Матери Казанской. г. Чухлома.
Церковь Иконы Божей Матери Казанской на городском кладбище г. Чухлома.
фото из архива краеведческого музея.
Церковь Иконы Божей Матери Казанской на городском кладбище г. Чухлома, построена в 1804 на средства купца Михаила Июдина, церковная утварь приобретена на средства мещанина Ивана Симоновского. Второй престол в честь Михаила Архангела. Была приписана к Преображенскому собору. Разобрана в советский период на кирпич.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии