Насаждение и распространение христианской веры в Галиче и пределах его.

Неизвестно, когда положено начало христианства в пределах нынешней костромской епархии и Галича. Из рукописного позднейшей редакции жития преподобного Авраамия, ростовского чудотворца, известно только, что он был уроженец города Чухломы, в 50-ти верстах от Галича, жители которой были язычники; первые сведения о христианском учении он получил от новгородских и псковских купцов, которые по делам торговли бывали в Чухломе, в доме
родителей Авраамия; но он отошел в Ростов. Впоследствии преподобный Авраамий галичский, ученик и постриженник преподобного Сергия Радонежского, поселился на западном берегу Галичского озера во 2-й половине XIV века и поставил здесь обитель в честь явленной ему на дереве иконы Божией Матери «Умиление».

Монастырь этот существовал до учреждения штатов 1764 года под именем Ново-Заозерского. После основания этой обители преподобный Авраамий удалился, из любви к уединенной и безмолвной отшельнической жизни, далее к северу и устроил обитель, известную под именем Великой Пустыни и другую в честь Coбopа Богородицы на реке Виге. Скрывшись отсюда,
преподобный Авраамий удалился на берега Чухломского озера, где положил основание нынешнему чухломскому монастырю, названному по имени его Авраамиевым. Здесь преподобный Авраамий скончался в 1375 году. При гробе его открылись чудеса в 1622 году.

Судя по этому, в Галич христианская вера проникла в XII веке. Галичские летописи упоминают о княжении в Галиче трех братьев, Симеона, Андрея и Феодора, и о существовании в их время, около 1170 - 1172 годов, в Галиче двух церквей, из коих одну, во имя Всемилостливого Спаса, построил князь Симеон после удачной междоусобной войны со своими братьями, а при другой в 1172 году погребен князь Феодор, убитый в войне с братьями.

Откуда проникла христианская вера в костромские пределы? На этот вопрос, на основании
имеющихся в епархиальном ведомстве сведений, можно отвечать положительно, что проповедники веры христовой пришли в костромские пределы «от запада, севера, юга и востока». Так, преподобный Авраамий Ростовский (чухломской уроженец) получает в XI или
XII веке просвещение христианскою верою с северо-запада, от христианских купцов новгородских и псковских; с севера же (из Устюга) в XV веке появляется в костромском крае преподобный Варнава Ветлужский; с юго-запада, из пустыни Радонежской, исходит в XIV и XV веках преподобный Авраамий Галичский и Иаков Железноборовский. Тихон Лухсский (в конце XV века), Геннадий Любимоградский, Ферапонт Чудный (XVI век), с юга и юго-востока (в XIV-XV в.в.) притекают в костромские пределы преподобные Пахомий Нерехтский (из Владимира на Клязьме) и Макарий Унженский (из Нижнего Новгорода).

Святая православная вера, насаждаемая,
взращиваемая и укрепляемая сонмом этих святых,
исполненных апостольской ревности, дала обильные
плоды не только для костромской стороны, но даже и
всей российской Церкви.

Из костромской стороны в половине XV века произошел святитель Иона, митрополит московский. Он — уроженец Солигаличского уезда. В 10 верстах от города Солигалича в приходе села Одноушева есть селение, называемое таким же именем, от имени родителя Ионы — Феодора Одноуша. В это селение каждогодно бывает крестный ход в первый воскресный
день Петрова поста. Галич – родина святителя Филиппа, митрополита московского.

В конце XVII века пребывал в обители преподобного Макария Унженского богомудрый
игумен Митрофан, и отсюда возведен на святительский престол воронежской епархии.

Таким образом, насадители веры и жизни истинно христианской в костромской стороне
были святые отшельники мира, преподобные отцы: Авраамий Галичский, Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Макарий Унженский, Паисий Галичский. Предание сохранило для потомства сведения о жизни преподобного отца Паисия только со времени настоятельства его в галичском Успенском монастыре, который еще при жизни святого настоятеля был назван его именем. Паисий упоминается в княжение галичского князя
Дмитрия Красного в начале XV века. Этому святому угоднику чудесно явилась икона Божией Матери Овиновская. Преподобный Паисий при жизни своей пользовался особенным уважением не только удельных князей галичских, но и великих князей московских. Преподобный скончался 23 мая, во 2-й половине XV века.

Затем следуют просветители: Кирилл Новоезерский, уроженец г. Галича, Варнава Ветлужский, Тихон Лухсский, Адриан и Ферапонт Монзенские, Геннадий Любимоградский, блаженный
Симеон Юрьевецкий, Святый Иона, митрополит всероссийский, и Митрофан, первосвятитель
воронежский, и другие.

Ко времени учреждения в Костроме епархии в 1745 году в костромских пределах уже существовало 37 монастырей и пустынь и 767 приходских церквей, городских и сельских.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии