И.А.Дедков и современная Россия


I. Dedkov
В апреле этого года состоится очередная научная конференция по изучению творческого наследия И.А.Дедкова. Иногда можно услышать, что тематика и проблематика выглядят архаично и не так уж актуальны сейчас. Я хочу возразить этому, приведя один только пример. В октябре 1977 года я встретил Игоря Александровича в центре Костромы на Сковородке. Он меня спросил, чем я занимаюсь и я ответил, что теперь вот преподаю не только историю и обществоведение, но ещё и музыку и пение. “Гимн СССР разучиваешь с детьми?” “Да”- ответил я, поражённый его осведомлённостью о школьных делах. И тут же добавил: “Полная ерунда. Мелодия очень сложная для исполнения. Она для профессионалов пения и то представляет трудность. Диапазон от верхних до нижних звуков велик.” “Ничего,-ответил он с знакомой мне его тонкой иронией,- главное – было бы оглушительно!” Напомню, что это был год, когда приняли очередную советскую Конституцию – Конституцию развитого социализма. Это и послужило для бюрократов от образования поводом показать своё верноподанническое рвение и дать приказ по всем школам в обязательном порядке на уроках музыки разучивать исполнение гимна СССР. И я вас, читатель, спрашиваю, помогло это укреплению державной мощи СССР или нет? Почему я это вспомнил сейчас? Да потому, что по радио России услышал, что где-то какой-то губернатор распорядился, чтобы в школах его региона каждый новый учебный день начинался с коллективного обязательного и совместного (учителей и учащихся) исполнения гимна РФ. Это дескать и есть важный элемент патриотического воспитания. А я бы хотел спросить этого ретивого чиновника: “А если ребёнок элементарно голоден, такое Вы допускаете или нет? А если ребёнок болен, слаб и чувствует недомогание? А если у ребёнка не складываются отношения с учителями, сверстниками и старшими пацанами? Такое может быть или нет? А его гонят с руганью и угрозами, строят в шеренгу и заставляют во всю силу его, может быть не совсем здоровых, лёгких радостного горланить слова, которые он не совсем даже понимает, что они там обозначают. Скажу, что и взрослому не всякому понятен их смысл. Гимн СССР выгодно отличался в этом отношении в лучшую сторону. Какие чувства переживёт такой ребёнок в отношении гимна и вообще в отношении своей несчастной жизни? А ведь детские чувства и впечатления остаются на всю оставшуюся жизнь!” Я привёл этот случай из опыта моего общения с Игорем Александровичем как красноречивое свидетельство актуальности творческого наследия Дедкова, который всегда стоял на стороне слабых и обиженных в неравной схватке с державной мощью великого государства. Во всех свои публикациях он отстаивал право маленького человека на свои чувства, мысли, на уважение его человеческого достоинства. В этом залог и силы того же самого государства, его стабильности и процветания.

А. Дурилов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии