Геронтий во главе Нижегородско-Костромской епархии: 1919 – 1925 гг.

Осенью 1919 г. судьба вновь привела епископа Геронтия с берегов Невы на родные берега Волги. Причиной этого стало то, что в разгар Гражданской войны Нижегородско-Костромская епархия лишилась своего главы. По-видимому, в конце 1918 г. или в начале 1919 г. из-за преследований властей епископ Иннокентий был вынужден бежать из Нижнего Новгорода на юг России. В 1919 г. владыка Иннокентий читал в крупных городах юга (Киев, Одесса и др.) лекции, в которых «ярко обрисовывал будущее России под деспотизмом большевиков»1. Во время Гражданской войны епископ Иннокентий составил «Молитву об избавлении России», в которой, в частности, говорилось: «Сохрани мир Свой от пагубы воинствующаго безбожия, избави страну русскую от враг Твоих, терзающих и убивающих тьмами ни в чем не повинных людей, а наипаче верующих в Тя, упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, гладом и мразом и иными смертями от человеконенавистных слуг диавола. Приими оружие и щит и восстани на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоея руку помощи, и укрепи волю и силы наши поразити и низложити злолютых врагов рода человеческого <…> и освободи землю нашу от тяжкаго ига ненавистнаго владычества богоборцев <…>»2.
В ночь на 30 января 1920 г. в связи с разгромом белых епископ Иннокентий перешёл русско-румынскую границу. Он оказался в эмиграции в Румынии, точнее, в бывшей Бессарабской губернии, в 1918 г. отторгнутой от России и вошедшей в состав Румынии3*.

* В Бессарабии епископ Иннокентий управлял Кишинёвской епархией. После того как Бессарабия в 1940 г. была присоединена к Советскому Союзу, епископ Иннокентий переехал в румынский г. Тульчу, где управлял Тульчинской епархией. После кончины 5 января 1941 г. митрополита Белокриницкого Силуана (Кравцова) епископ Иннокентий сначала стал Местоблюстителем Митрополичьего престола, а 8 мая 1941 г. был избран митрополитом Белокриницким. После начавшейся 22 июня 1941 г. Великой Отечественной войны, в которой Румыния участвовала против СССР на стороне Германии, митрополита Иннокентия выслали в г. Яссы. После долгой болезни он скончался 16 февраля 1942 г. в с. Писку близ г. Браилова4.

   Таким образом, в 1919 г. Нижегородско-Костромская епархия осталась без правящего архиерея. Если и в дореволюционное время поиски нового епископа тянулись годами, то в условиях военного коммунизма и Гражданской войны о выборах нового архиерея не могло быть и речи. Временно управляющим Нижегородско-Костромской епархией в сентябре 1919 г. был назначен епископ Геронтий. Помощник архиепископа Московского епископ Рязанский и Егорьевский Александр, являвшийся на тот момент временным блюстителем Московского архиепископского престола*, писал ему: «Поелику епархия Нижегородско-Костромская за неизвестным отсутствием своего епископа должна временно находиться под управлением Московского архиепископа, а я в качестве помощника Московского архиепископа на основании 16 п. постановления Освященного Собора поручаю Вашему преосвященству временно управлять Нижегородско-Костромской епархией со всеми правами епархиального епископа»5. Выбор епископа Геронтия в качестве временно управляющего Нижегородско-Костромской епархией был естественен и на редкость удачен: никто другой из тогдашних архиереев не знал так хорошо данную епархию и её духовенство, как святитель Геронтий.

* Из-за преследования новых властей архиепископ Московский и всея Руси Мелетий со второй половины 1918 г. скрывался в Донской епархии. Он вернулся в Москву в 1922 г.
   Временное управление им Нижегородско-Костромской епархией растянулось на шесть лет – вплоть до 1925 г. Все эти годы епископ руководил двумя епархиями – Петроградско-Тверской и Нижегородско-Костромской, – разрываясь между Петроградом, Костромой и Нижним Новгородом. Фактически в 1919 – 1925 гг. он являлся правящим архиереем Нижегородско-Костромской епархии. То, что он при этом числился временным, не имеет значения, да и срок его временного управления впечатляет: не каждый правящий архиерей столько лет управляет своей епархией.
С 1918 г. в состав Нижегородско-Костромской епархии входило уже не две, а три губернии. В 1918 г. из территорий части Владимирской и Костромской губернии большевиками была образована новая Иваново-Вознесенская губерния. Последняя возникла при следующих обстоятельствах. В начале 1918 г. группа шуйских и иваново-вознесенских большевиков во главе с М. В. Фрунзе попыталась перенести центр Владимирской губернии из «монархически-поповского» Владимира в пролетарский Иваново-Вознесенск, являвшийся к 1917 г. безуездным городом Шуйского уезда. Потерпев в этом неудачу, они решили создать на основе Шуйского уезда свою собственную чисто пролетарскую Иваново-Вознесенскую «Красную» губернию. Но т.к. Шуйского уезда для образования новой губернии было недостаточно, М. В. Фрунзе с товарищами решили фактически захватить несколько уездов соседней Костромской губернии. В условиях хаоса рубежа 1917 и 1918 гг., когда старая система управления разваливалась, а новая ещё только формировалась, этот план удалось осуществить. Несмотря на массовое сопротивление местных жителей, не желавших переходить в какую-то «Красную» губернию, иваново-вознесенским большевикам удалось захватить Юрьевецкий, Кинешемский и большую часть Нерехтского уездов. В результате этого малая родина святителя Геронтия – Большое Золотилово – в 1918 г. оказалось в составе Середского уезда Иваново-Вознесенской губернии*.

* В 1929 г. при упразднении Середского уезда Золотилово вошло в состав Вичугского района Ивановской области.
   С осени 1919 г. епископ Геронтий постоянно приезжал в епархию и посещал все три губернии – Нижегородскую, Костромскую и Иваново-Вознесенскую. Обычно он останавливался в Стрельникове, которое в это время стало как бы неофициальным центром епархии.
Его недавно опубликованные письма в Москву епископу Александру, относящиеся к периоду 1919 – 1925 гг., являются важнейшим и зачастую единственным источником наших знаний о деятельности святителя Геронтия в ту эпоху.

           *   *   *

В 1918 – 1919 гг. трагедия Гражданской войны не миновала ни одну из трёх губерний, входящих в епархию – ни Нижегородскую, ни Костромскую, ни Иваново-Вознесенскую. Примечательно, что в Костромской губернии наиболее ярко пламя антибольшевистской борьбы разгорелось на востоке и на западе, где проживало особенно много старообрядцев. 19 августа 1918 г. вспыхнуло восстание в с. Урень – центре Уренской волости Варнавинского уезда, население которой в значительной степени состояло из старообрядцев. К восстанию привело стремление советских властей выгрести из этого зажиточного края как можно больше зерна. Восстание охватило большую территорию и перекинулось в соседний Ветлужский уезд. Во главе повстанцев стал крестьянин-старообрядец Иван Нестерович Иванов, прозванный «уреньским царём»*. Совместными усилиями красных отрядов из Костромской, Иваново-Вознесенской и Нижегородской губерний восстание было подавлено. 4 сентября красные заняли Ветлугу, а 18 сентября – с. Урень. Полностью движение было подавлено только в 1919 г. И. Н. Нестеров был схвачен, отвезён в Кострому, оттуда – в Москву. Его приговорили к расстрелу, но затем высшую меру заменили на 10 лет заключения. «Уреньский царь» умер от тифа в 1926 г. в Соловецком лагере особого назначения6.

* Иван Нестерович Иванов (ок. 1881 – 1926 гг.) родился в д. Суходол Уренской волости Варнавинского уезда Костромской губернии. В 1903 г. был призван в армию, служил в Петербурге, в лейб-гвардии Преображенском полку.

   В 1919 г. Гражданская война докатилась и до Костромского Заречья. Декрет Совнаркома от 10 апреля 1919 г. о призыве в Красную армию сразу шести возрастов (1890 – 1896 гг.) привёл в Зарецком крае к массовому дезертирству. В крае стали действовать вооруженные отряды т.н. «зелёных». В конце мая 1919 г. с. Саметь посетил нарком просвещения А. В. Луначарский. Однако он побывал здесь вовсе не по вопросам культуры и просвещения, а как чрезвычайный уполномоченный ВЦИК и Совнаркома по борьбе с дезертирством.
8 июля 1919 г. прибывший в Кострому отряд Петроградской ВЧК, состоявший в основном из латышей, занял с. Сельцо, где занялся грабежом и насилиями. Неожиданным ударом зелёные выбили их из села, и питерские чекисты бежали в Шунгу. В ответ на это Губернский реввоенсовет образовал в Заречье фронт со штабом в Шунге. 14 июля 1919 г. из Шунги красные отряды двинулись на Саметь. Саметцы оказали вооруженное сопротивление, и в ходе боя красные подожгли село, которое сгорело почти целиком. В тот же день красные каратели в расплату за своё недавнее поражение сожгли и с. Сельцо7. Таким образом, в июле 1919 г. боевые действия шли непосредственно на территории Стрельниковского прихода.
Святитель Геронтий приехал в Кострому и Стрельниково через месяц с небольшим после всех этих ужасов. Похоже, что после августа 1914 г. святитель Геронтий не бывал в Костроме. Наверное, первое, что он заметил – это исчезновение памятника Ивану Сусанину и царю Михаилу Феодоровичу Романову, ещё недавно стоявшего в центре Сусанинской площади (а ныне – площади Революции). Фигуры первого царя из рода Романовых и знаменитого костромского крестьянина в 1918 г. были сброшены, а на гранитном постаменте памятника высился фанерный обелиск, обтянутый красным кумачом, с портретами Маркса, Лассаля, Ленина и Троцкого…
В начале 1919 г. новые власти закрыли Ипатьевский монастырь. Все проживавшие в нём члены монашеской общины и оба архиерея – архиепископ Костромской и Галичский Филарет (Никольский) и епископ Кинешемский Севастиан (Вести) – были изгнаны из его стен. В том же 1919 г. в монастыре разместился т.н. «Советский посёлок № 3», где поселились жители фабричной окраины Костромы.

                                      *    *    *

Одним из первых дел, которым пришлось заниматься владыке Геронтию, стала история с настоятелем храма в Большом Золотилове о. Евфимием Кабаниным. Как мы помним, священник Кабанин служил в Большом Золотилове с 1911 г., являлся преемником о. Георгия Лакомкина и, более того, был рукоположен во священный сан самим епископом Геннадием. Однако во время революции о. Евфимий впал в своеобразное толстовство и стал активно проповедовать свои взгляды в старообрядческой среде. 10 сентября 1919 г. владыка Геронтий писал епископу Александру о взглядах о. Евфимия: «Его убеждения всецело почти Льва Толстого и подобных ему лиц. Он желает полной реформации Церкви и даже Евангелия»8.
Для обсуждения вопроса о Евфимии Кабанине епископ Геронтий был вынужден созвать съезд 5-го благочиннического округа Нижегородско-Костромской епархии. Съезд собрался 25 ноября, скорее всего, в Стрельникове. В работе съезда участвовали: епископ Геронтий, благочинный и протоиерей о. Козьма Москвин (Куниково), священники Алексей Сергеев (Дурасово), Михаил Белов (Чернопенье), Евфимий Кабанин, диакон Александр Варламов и мирянин Евфимий Кабанов. 26 ноября съезд постановил вынести решение вопроса об о. Евфимии на усмотрение епископа9. Своим распоряжением епископ Геронтий отстранил Евфимия Кабанина от прихода, с запрещением совершать богослужение. Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, но 19 ноября 1920 г. запрещённый священник Кабанин был за что-то арестован властями и убит при попытке к бегству10. В январе 1921 г. владыка Геронтий писал епископу Александру: «Сообщают, что его застрелили. Он был арестован, и когда отправлялись в уездный город (в Середу. – Н. З.) в тюрьму, он хотел бежать и был выстрелом убит в затылок навылет в глаз, и лоб разорвало, и мозг вылетел. Жду подробных извещений. Просят разрешения: молиться, или как? Можно ли разрешить его от запрещения?»11.
Новым священником в Золотилове был избран Феодор Сидоров. Феодор Иванович Сидоров (1888 – после 1950 гг.) родился в д. Тайманиха Ширяихской волости Нерехтского уезда. С 1908 по 1910 г. находился на военной службе. В 1914 г. был мобилизован в армию и пробыл на фронте всю войну. В 1918 г. был демобилизован, но уже в 1919 г. вновь призван в Красную армию. В 1921 г. избран священником в Золотилове. Его рукоположение в священный сан 11 июля 1921 г. совершил владыка Геронтий. 12 июля 1921 г. святитель Геронтий писал епископу Александру: «В Золотилово поставил священника из мирян д. Тайманихи Феодора Ивановича Сидорова»12. В 1937 г. о. Феодор был арестован и осуждён на 10 лет лагерей. В 1947 г. после освобождения вернулся к семье в Родниковский район Ивановской области13. Святитель Геронтий писал о нём: «Последний (в Золотилове. – Н. З.) священник был о. Феодор Сидоров, очень религиозный и талантливый священник и добрый пастырь»14.
В начале 20-х годов епископ Геронтий нередко служил в Феодоровском храме Костромы*. С 1913 г. настоятелем Феодоровского храма служил иерей Константин Хотин (1882 – 1927 гг.). Он родился в д. Браташино Ярославского уезда. Военную службу проходил в Костроме. В 1908 г. женился на дочери священника из с. Елохино Даниловского уезда Ярославской губернии Ольге Васильевне Витушкиной**. Затем молодожёны уехали в Москву, где Константин Иванович получил должность заведующего фабрикой Н. В. Дмитриева. В 1911 г. Константин Иванович вернулся в Кострому. 23 февраля 1913 г. в Феодоровском храме Костромы епископ Иннокентий рукоположил его в диакона, а 24 февраля – во священника15. В отличие от многих своих товарищей о. Константин избежал советских тюрем и лагерей: он скончался в Костроме в 1927 г. и был похоронен на старообрядческом участке Лазаревского кладбища (могила его чуть позже исчезла при уничтожении всего кладбища)16.

* К первой годовщине Октябрьской революции власти переименовали Павловскую улицу, на которой стоял храм, в улицу Луначарского.

** Ольга Васильевна Витушкина была дочерью священника Успенской церкви в Елохине о. Василия Витушкина (+ 1922 г.) и сестрой его преемника о. Виктора Васильевича Витушкина (1887 – 1979 гг.).

   В 1920 г. епископ Геронтий познакомился в Костроме с профессором уголовного права Петроградского университета и одним из профессоров открытого в Костроме в 1918 г. к первой годовщине Октябрьской революции Рабоче-Крестьянского университета Юрием Петровичем Новицким (1882 – 1922 гг.). Юрий Петрович посетил епископа в Стрельникове. В январе 1921 г. владыка писал епископу Александру: «Был у меня в Стрельникове петроградский профессор Юрий Петрович Новицкий, председатель приходского совета петроградских приходов. Говорили о многом, говорили и о примирении их церкви с нашей. Обещал поговорить со властями иерархии. Он близок со всеми. Ему удалось в Петрограде открыть Богословский институт. Учатся более 100 человек. Человек деловитый»17. Как известно, в мае 1922 г. Ю. П. Новицкий, являвшийся председателем Правления общества православных приходов Петрограда и губернии, был арестован по делу «о сопротивлению изъятию церковных ценностей», судим в составе группы во главе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) и расстрелян 13 августа 1922 г. В 1992 г. Русская Православная Церковь причислила Ю. П. Новицкого к лику святых18.
В 1921 г. по инициативе епископа Геронтия из старообрядческого духовенства Костромской губернии было выдвинуто два кандидата в епископы. Первым из них стал благочинный 5-го округа настоятель Никольской церкви в с. Куниково вдовый протоиерей Козьма Платонович Москвин (1880 – 1921 гг.)*. В начале 1921 г., в январе или феврале, он был пострижен в монашество с именем Климент (чин пострижения, вероятно, совершил епископ Геронтий), а затем, судя по всему, в Москве состоялась его хиротония во епископа Самарско-Симбирского и Уфимского. В конце марта по дороге в свою епархию новорукоположенный епископ Климент побывал в Костроме. 27 марта 1921 г., в праздник Феодоровской иконы Божией Матери, вместе со святителем Геронтием он совершал богослужение в Феодоровском храме Костромы19.

* Священник Козьма Москвин стал благочинным 5-го округа в 1912 г., сменив на этом посту уехавшего в Петербург о. Григория Лакомкина.

   Однако управлять Самарско-Симбирской и Уфимской епархией бывшему куниковскому священнику было суждено недолго: уже 26 июня 1921 г. он скончался в г. Балакове Самарской губернии от холеры20. Владыка Геронтий тяжело переживал кончину епископа Климента. 2 июля 1921 г. он писал епископу Александру из Большого Золотилова: «Ужасно мы все здесь потрясены печальной вестью о кончине владыки Климента. Здесь его более всех знали, и более и сочувствия, и сострадания. Но делать нечего. Такова воля Божия»21. В этом же письме он добавлял: «На 20 июля поеду в Стрельниково и Куниково на 22, сороковой день владыки, так просили и куниковские»22.
Преемником о. Козьмы в Куникове стал о. Василий Никитин. Об этом человеке следует сказать особо. Василий Семенович Никитин (1892 – 1938 гг.) родился в д. Замолодино Шунгенской волости Костромского уезда*. Его родной отец, Симеон Никитин, происходил родом из казаков, был участником Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 гг. и женился на девушке-турчанке. После войны он поселился в д. Замолодино и занялся торговлей, позднее переехал в Кострому**. В 1912 г. Василий Никитин поступил в Московский старообрядческий институт. В сентябре 1916 г. он был призван в армию, демобилизовался в декабре 1917 г. В 1918 – 1919 гг. работал в Костроме библиотекарем, потом учителем в школе I ступени. В 1919 г. был призван в Красную армию, в которой служил до апреля 1921 г. В 1921 г. Василий Никитин женился на Марии Ивановне Моховой – руководительнице хора в старообрядческом храме Костромы. В 1921 г. был рукоположен в священника к Никольской церкви с. Куниково (данных о том, кто рукоположил его, у нас нет, но, вероятнее всего, это был епископ Геронтий). В 1925 г. его перевели в Москву на Рогожское кладбище. В 1926 г. о. Василий овдовел: его жена скончалась от саркомы, оставив его с двумя маленькими детьми.

* Как писалось выше, д. Замолодино примыкала к Стрельникову. В 1972 г. включена в состав Стрельникова.

** В 10-х гг. XX в. Симеон Никитин принял священный сан. После смерти епископа Ипатия, последовавшей 29 марта ст. стиля 1922 г., он принял монашеский постриг с именем Савватий и был избран епископом Ярославским, Вологодским и Архангельским. Умер в начале 30-х годов23.

*** В 1918–1919 гг. В.С. Никитин был заведующим библиотекой при 2-й Республиканской фабрике (бывш. фабрике братьев Зотовых, позднее – им. В.М. Молотова, позднее – «Искра Октября»). В то время он проживал по адресу: ул. Ново-Загородняя (совр. ул. Задорина), д. 24, кв. 424.

   В 1928 г. на Освященном Соборе о. Василий был избран епископом. 16 сентября 1928 г. он принял монашеский постриг с именем Викентий. 23 сентября состоялась его хиротония во епископа на Кавказскую епархию25. В 1935 – 1938 гг. епископ Викентий являлся Местоблюстителем Московского архиепископского престола (о его дальнейшей судьбе будет сказано ниже).
В августе 1921 г. епископ Геронтий постриг в Спасо-Преображенском монастыре в монашество священника о. Константина Базанова* с именем Конон. Священноинок Конон был намечен кандидатом в епископа Саратовского и Астраханского, но хиротония не состоялась, т.к. он скончался 29 декабря (ст. ст.) 1921 г.26.

* Священник Константин Базанов служил в Логиновском починке Варнавинского уезда Костромской губернии.
   С самого начала 20-х годов епископ Геронтий стремился создать в Стрельникове курсы учителей и проповедников. В апреле 1921 г. он писал в Москву епископу Александру: «После Пасхи* в Стрельникове думаю открыть курсы для подготовки учителей и учительниц пения, чтения, закона Божия и проповедников по борьбе с безбожием, сектантством и ересями»27. Однако в 1921 г. святителю не удалось получить разрешения на организацию курсов. Открыть их удалось лишь в следующем году, в связи, видимо, с общей либерализацией режима из-за введения НЭПа.

* В 1921 г. Пасха пришлась на 1 мая (18 апреля по ст. стилю).
   В начале 1922 г. в Стрельникове открылись «курсы по подготовке преподавателей пения, чтения и закона Божьего»28. Ближайшим помощником владыки в деле организации курсов являлся благочинный 5-го округа настоятель храма Рождества Богородицы в Дурасове о. Алексей Сергеев*. Уже в феврале 1924 г о. Алексей за участие в создании курсов был привлечён к уголовной ответственности. Как долго смогли проработать курсы в Стрельникове, нам неизвестно.

* Священник Алексей Сергеев стал благочинным 5-го округа в 1921 г., он сменил на этом посту о. Козьму Москвина, ставшего епископом Климентом.
   В 1922 или 1923 гг. святитель Геронтий создал в Золотилове и Стрельникове старообрядческое братство имени святого Данилы Костромского29. Вероятно, как и созданное в марте 1922 г. в Петрограде братство имени протопопа Аввакума, золотиловско-стрельниковское братство состояло из старообрядческой молодёжи – бывших учеников Золотиловской и Стрельниковских старообрядческих школ. Братство это, по-видимому, просуществовало до 1929 г.
В конце октября 1924 г. епископ Геронтий созвал в Стрельникове епархиальный съезд Нижегородско-Костромской епархии. Похоже, этот съезд был первый с дореволюционного времени. До революции, как мы помним, епархиальные съезды, как правило, происходили в Нижнем Новгороде. Почему в 1924 г. его решили собрать именно в Стрельникове, неизвестно. Возможно, нижегородские власти стали чинить препятствия в его созыве, и съезд решили собрать под Костромой. Во всяком случае, епархиальный съезд в Стрельникове – явление в истории костромского старообрядчества и важная страница в истории Стрельниковского прихода.
Епархиальный съезд духовенства и мирян проходил в Стрельникове, вероятнее всего в храме, 26 и 27 октября 1924 г. К сожалению, о работе съезда нам известно только, что его участники выразили Костромскому губисполкому «благодарность за предоставленную съезду возможность свободно обсуждать и разрешать свои вопросы». Съезд отметил, что «такое отношении Советской власти к вопросам религии открыло съезду правду о бывшей власти царей-извергов и их приспешников, душивших русский народ и насильствовавших его волю и совесть, и правду Советской власти, при которой только старообрядцы могут почувствовать себя в вопросах религии в полной безопасности»30.
В первой половине 20-х годов Стрельниково, как уже писалось, фактически являлось центром Нижегородско-Костромской епархии. В 20-е годы, несмотря на прошедшие I Мировую и Гражданскую войны, Стрельниково оставалось крупным населённым пунктом. Как писалось выше, в 1907 г. в деревне было 77 дворов и проживало 602 человека. В 1920 г. в Стрельникове насчитывалось ровно 100 дворов и 488 жителей31. В 1924 г. количество дворов выросло до 104-х, и жителей – до 573-х32. В 1929 г. в деревне было 113 дворов и 562 жителя33.
В 20-е годы святитель Геронтий по-прежнему уделял большое внимание Стрельниковскому церковному хору, которым после гибели в 1915 г. на фронте старшего брата Феодосия руководил Фёдор Иоакимович Гусев.
На протяжении шести лет святитель почти непрерывно передвигался по маршруту: Петроград – Ржев – Кострома – Стрельниково – Дурасово – Золотилово – Нижний Новгород – приходы возле Нижнего – Петроград. Бывая в первой половине 20-х годов в Нижнем, епископ Геронтий совершал богослужения в новом Успенском храме. Как мы помним, в течение долгого времени у старообрядцев Белокриницкого согласия было две церкви в городе (Сироткинская и Курбатовская), находившиеся в частных домах. 29 апреля 1912 г. состоялась закладка каменного Успенского храма, возводившегося на пожертвования купцов С. С. Рахманова, М. Г. Гущина и Д. В. Сироткина34. Торжественное освящение Успенского храма, которое совершили архиепископ Московский и всея Руси Мелетий, епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий и епископ Ярославский и Архангельский Ипатий, состоялось 25 октября 1915 г.35. Освящение Успенского храма явилось, пожалуй, последним ярким событием старообрядческого «золотого века» в Нижнем Новгороде.
Святитель Геронтий освободился от управления Нижегородско-Костромской епархией в 1925 г., когда на эту должность был избран нижегородский священник Григорий Спирин, принявший монашество с именем Гурий. 29 июня 1925 г. архиепископ Московский и всея Руси Мелетий и епископы Геронтий и Тихон (Сухов) рукоположили священноинока Гурия в Нижнем Новгороде в епископа Нижегородского и Костромского36. Епископ Гурий (Григорий Андреевич Спирин; 1864 – 1937 гг.) происходил из крестьян д. Нареевой Богородицкого уезда Московской губернии. Он восемь лет служил диаконом в Покровском храме в д. Елесино. 31 января 1896 г. был рукоположен епископом Нижегородским и Костромским Кириллом в священный сан. Служил в Нижнем Новгороде в Покровской (Курбатовской) церкви. В мае 1917 г. переведён в Успенский храм с возведением в сан протоиерея. Епископ Гурий возглавлял Нижегородско-Костромскую (с 1932 г. – Горьковско-Костромскую) епархию 12 лет: он скончался в г. Горьком 10 мая 1937 г., похоронен на кладбище при Успенском старообрядческом храме37.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии