Ильинская церковь в Великой Пустыне Чухломского уезда.

с сайта kostromka.ru
Чухломской край Листая архивные документы
Церковь Ильи Пророка

История — это не только грустное. Работая в архивах по поиску документов по истории дома и его обитателях попалась нам кляуза на священников приходской церкви Асташово, Ильинской, что в Великой Пустыни, 1815 года постройки. Кляуза как кляуза, похожая чем-то на современные разборки с управляющими компаниями коттеджных поселков и элитных жилых комплексов. Но каков слог!
ГАКО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 1207.
Донесение штабс-капитана Геннадия Бекарюкова о злоупотреблениях священно-церковнослужителях Ильинской церкви, что в Великой Пустыне Чухломского уезда.1858 г. Хорошая сохранность красивый разборчивый почерк.

Лист 1
Ваше Преосвященство
Милостивый Архипастырь!
Естли позволите мне как сыну православной церкви принадлежащему к богохранимой вашей пастве быть пред вами откровенным и чистосердечно как своему Архипастырю неусыпно пекущемуся о водворении истинного благочестия во вверенной управлению вашему Епархии и об искоренении в оной всякого невежества и злоупотребления ? объяснить о действиях священнослужителей церкви нашей, то имею честь представить на благоусмотрение вашего Преосвященства следующее.
Состоя с самого детства прихожанином Чухломского уезда Ильинской церкви что в великой пустыне и стараясь сколь возможно по мере сил моих не в похвалу пред Господом о соблюдении пользе и выгоде церкви Божией и о благолепии ея откровенно должен доложить вам что я не имею столько духу чтоб равнодушно зреть на все делаемые по церкви и в оной какие либо беспорядки и упущения со стороны ея служителей и других лиц участвующих в делах церковных и в следствие

Лист 1 оборот.
Сего христианским долгом себе считаю объяснить 
1-е здешние священнослужители нас прихожан совершенно отвергают от всякого участия в делах церковных и тем самым охлаждают и самое наше усердие ко храму Божию, ибо ни к каким церковным счетам ни к выдачам денег по требованиям благочинных и другим предметам нас не приглашают и одним словом во всех отношениях действуют одне . Церковные же старосты вообще почти как люди безграмотные и не понимающие настоящей своей обязанности беспрекословно исполняют во всем их волю. А по сему и накопления кошельковой суммы за расходом у нас почти в виду не имеется. Не смотря на то, что построек при церкви никаких нет и не было, что же показывается ими по церковным документам никто также из нас прихожан ничего не знает.
2. как предъявил мне церковный староста что со времени его вступления в должность а именно: с июня месяца минувшего и по февраль месяц настоящего года в течение 3 месяцев перебрано от него священнослужителями церковных денег по словам их для доставления благочинному священнику Троицкой ц. что уголов Иоанну Ширскому с нашей одноклирной церкви имеющей в недрах своих около 400 душ серебром 37 рублей 50 коп.: но все ли эти деньги законно следовали и показаны в 

Лист  2
 расходе в том самом количестве и в период показанного времени неизвестно.
3-е с давнего уже времени и едва ли менее 8 лет находился при церкви нашей вместе с церковными деньгами от неизвестного вкладчика билет С.Петербургской сохранной казны суммою 50 рублей серебром выданный в 1845 году по которому суммы с процентами и рекамбиею составил по настоящий год серебром 83 рубля 23 коп. по обозроению мною етаго билета на вопрос мой о приобретении его бывшей и уже умерший священник наш Иоанн Введенский и настоящий диакон состоящий ныне на дьяческой вакансии Василий Флеров объявили мне будтобы он приобретен обменом на церковные деньги и якобы для пользы церковной от крестьянина прихода нашего деревни Алешкова Иван Алексеева но етаго ничего не видно ибо росписок никаких в нем при церкви не имеют; посему считая етот билет непосредственно церковной принадлежностью я неоднократно настаивал им внести его в приходную книгу, но они от..вались всегда тем что поелику заключающаяся в билете сумма выданная на обмен сказанному крестьянину не все значится по книге церковной а только часть оной протчая же нужна на непредвидимые расходы которые по документам не показываются и поетому его вписать нельзя; наконец сверх свякого ожидания во время отлучки моей ныне в г. Кострому в исход минувшего генваря по обязанности службы етот билет священнослужителями при церковном старосте

Лист 2 оборот.
Без всякого его нато согласие как он возвращении моем передал мне из казнохранильницы вынут и отдан вышеупомянутому крестьянину Алексееву. Но какая была к етому побудительная притчина их какою именно целию ето так инкогнитно ими сделано мне неизвестно
4-е тот же церковный староста в тоже самое время передал мне что священнослужители требуют от него 30-ти рублей серебром церковных денег на выправку новой приходной книги вместо прежней которая вся исписана для чего и назначено отправится? Диакону Флерову, икогда я при первом свидании со священнослужителями нначал говорить им что требуемая ими от старосты сумма на выправку книги ни с чем несообразна и что надобно пожалеть церковь Божию которая собирает свой скудной доход копейками и они должны быть первыми ея блюстителями , при етом же случае напомнил им и о билете что они никакова права не имели без дозволения начальствавынуть и отдать его комубы то нибыло и что даже нехотели в етом посоветоваться со мной как старшим прихожанином но сделали ето инкогнитно, на ето служители церкви вознегодовав на меня допустили себе наговорить мне слова весьма оскорбительные в особенности диакон Флеров который забыв свою совесть не устыдился даже сказать мне что коль скоро я так горячо вступаюсь за билет то верно мне хотелось его иметь усебя заключив тем что мне нидочего дела нет а что в етом вся обязанность и ответственность их.

Лист 3
вот Преосвященнейший владыко! Как действуют и распоряжаются наши духовные пастыри и что после етаго значим мы прихожане….

Лист 3 оборот.
Слишком больно потому что здесь покоится прах всех моих предков…

Андрей Павличенков.
деревня Асташово, 2016 год.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии