суббота, 24 декабря 2016 г.

История провинциальной фотографии, кто были первые «живописцы без кисти»?


Зародившаяся в 1840-х годах, светопись весьма быстро овладела русскими столицами, и оттуда в каких-нибудь пару десятилетий распространилась по русской провинции, пустила корни в местах не слишком отдалённых и  даже отдалённых.


О наиболее значимых, составивших честь отечественной фотографии, написаны книги, изданы альбомы, их кадры давно стали хрестоматийными. Уже из прошлого, робкими шагами прокладывают свой путь к современному зрителю работы провинциальных фотографов, которые продолжительное время считались лишь тенью творчества ярких и знаменитых фото-художников.


Костромская губерния слабо пополнила собственными представителями ряды отечественных классиков. Малы числом их награды за участие в фотографических выставках России. Все они независимо от разных сословных положений и звания – скромные труженики, отслужившие нашей истории. Среди костромских светописцев время покажет наиболее значимых мастеров.

Мы знаем, что костромской изобретатель Алексей Федорович Греков первым в России научился производить прочное фотографическое изображение. Для сохранения и упрочения дагеротипа экспериментатор гальванически наносил на картинку тончайший слой золота*. 
Но мы ищем информацию о первых фото-документалистах с «дагерротипным снарядом» вступивших на костромскую землю.

* Позднее золото для удешевления было заменено серебром

Не выставлен в костромскких музеях и фотоаппарат-дагерротип. Но мы знаем, что первые фотографические мастерские в Костроме были открыты в средине XIX века. Эти заведения открывались приезжими фотографами. Помещения подбирались хорошо освещенные, вблизи центра города; комнаты, как правило, перестраивались на светописный лад: стены и потолок максимально остеклялись. Фото-павильон обставлялся красивой мебелью и дополнялся художественно исполненными перегородками.


Одним из первых было ателье художника Э. Мюкке, открытое в 1856 г. Этот павильон, где профессионально производилась съёмка и обработка «фотографических портретов», работал сезонно, преимущественно зимой и весной. К началу навигации на Волге мастер обычно отправлялся по городам Поволжья, практикуя в них.


Частые отъезды мастера были неслучайны, они были неотъемлемой частью существования большинства провинциальных светописцев. Постоянный поиск клиентов был важной их заботой, заставлял часто менять места проживания. Передвижник Мюкке обслужив фотографией костромичей в 1858 году окончательно покинул этот город.

Раёшник. Фотограф Н.А. Карякин. Нач. ХХ в
Иногородние фотографы в Кострому любили приезжать в летнее ярмарочное время, когда наряду с традиционными ярмарочными постройками – балаганами, паноптикумами, каруселями – к концу XIX в. появились лёгкие остеклённые фото-павильоны, став впоследствии непременным атрибутом любой провинциальной ярмарки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий