суббота, 29 октября 2016 г.

История Чухломского края

Л. Казаринов

В первых веках нашей эры Чухломский край населяло финское племя «Меря». Летописец Нестор, в своей летописи, указывает только южную часть мерянской земли: «а на Ростов­ском озере Меря, а на Клещине озере Меря же». Клещино озеро это ныне Переславское озеро (б. Владимир. губернии). Север­ная граница Мерянской земли шла приблизительно так: рекою Сухоною, через густые леса и болотистые местности бывших Тотемского и Вологодского уездов Вологод. губернии, до южной части «Кубинского» озера (от г. Вологды 22 килом.) и вер­ховьев р.Шексны. В списках населенных мест Вологодской губернии значится, что «чудь» или финны, обрусевшие и пере­мешанные с русскими, живут в Никольском, Сольвычегодском, и Устюжском уездах. Они называют себя потомками «мери».
По этим данным и принимая во внимание, что один из главных мерянских городов Галич — Мерьский находится всего в 52 километрах от Чухломы, несомненно, Чухломский край составлял часть мерянской земли. Главный путь следования Мери на север был водный, а именно: идя по Волге, меряне поднимались на север по притокам, в лесные части северной полосы и основы­вали поселения в верховьях притоков и около озер. Таким обра­зом, они поселились и на Чухломском озере. Главными горо­дами у мерян были: упомянутый Галич-Мерьский (на севере) и Ростов (на юге).
В 907 г. нашей эры племя „Меря» упоминается в истории последний раз, После этого население Чухломского края стало называться «Чудь». Чудь населяла только один берег Чухломского озера, которое называлось в то время Чудским. В летописи Солигаличского Воскресенского монастыря под 1335 г. упоминается, что Галичский князь Федор Семенович, направляясь чрез «великий лес» к тому месту, где находится г. Солигалич, натолкнулся на озеро Чудское, один берег которого был заселен «чудью». Этот бе­рег был несомненно западный — противоположный от г. Чухломы. Прямой путь без дорог мог привести его только к западному берегу озера, по которому впоследствии пролегал от г. Галича, через г. Солигалич, старинный Архангелогородский тракт, закрытый в XVIII в. Там же находилось чудское городище, на котором в XIV в. построен Авраамиевский монастырь.
Новгородские славяне все финские племена, с которыми они воевали, называли одним общим названием „Чудь». Определенно известно, что Новгородцы завоевали и колонизировали Чухломский край. Эта колонизация началась с IX века и одно­временно исчезло в истории название племя „Меря», а появилась «Чудь». Ясно, что «Чудь», населявшая Чухломский край, не была каким либо особым племенем, а была та же „Меря“.
От этого народа сохранился в Чухломском крае только ряд явно нерусских географических названий: Чухлома, Ножега, Нельша, Точема, Подонгжа, Печерда, Молокша, Мелша, Возега, Едомша, Оундоба, Вохтома, Руша, Шендай, Судай (Чудай), Мерча, Мерега, Мерля.
Славянская колонизация Чухломского края, как упомянуто выше, началась с IX в.7 Славянский поток шел из г. Новгорода -Великого. К этому вели завоевательные цели Новгорода и его обширная торговля. Эта колонизация продолжалась несколько веков и имела громадное значение в истории Чухломского края. В конце концов финское племя частично было вытеснено из края, а частью слилось с славянами и утратило свой племенной характер. Новгородская колонизация продолжалась еще и в X в. Из описания жизни Авраамия — строителя Ростовского монастыря, уроженца г. Чухломы, видно, что в X в., будучи идолопоклонником, он познал христианство от посещавших г. Чухлому «Новгородских гостей», т. е. приезжающих из Новгорода торговых людей8.
Возможно думать, что акающий говор у чухломичей позаимствован от новгородцев и от них же перенят обычай строить бани, в них же мыться и париться. В XIV веке началась монастырская колонизация. Таким колонизатором считается Авраамий Чухломский, построивший половине XIV в. в Чухломском крае три монастыря: 1) Великая пустынь, что ныне с Озерки 2) Верхняя пустынь, что ныне с. Коровье 3) Авраамиевский Городецкий монастырь на берегу Чухломского озера. До этого времени население было редко и большая его часть были идолопоклонники, а прочие христиане ещё не забыли своих прежних богов — идолов. Мона­стыри вызвали приток населения, около них начали возникать новые деревни.
История Чухломского края тесно связана с историей Галичского княжества и г.Галича. Еще в то время, когда край населяло финское племя «Меря», главный город у мерян был Галич. Затем в 1245 г.9 образовано Галичское удельное княжество. Чухлома входила в его состав и, следовательно, принимала участие в жизни и всех войнах этого княжества. До 1-й половины XIV в. Галич, вместе с Чухлом­ским краем, принадлежали Галичскому князю Константину Яро­славовичу — брату Александра Невского. После него княжили его дети: Давид (+1280 г.) и Василий с сыном Федором, родившимся в 1310 году. В 1328 — 1340 г.г, Галичское княжество было куплено ве­ликим князем Иоанном Даниловичем Калитою. Два села Чухлом­ского края: Николо-Каликино и Введение — Каликино Каликинской волости, по преданию построены Иоанном Калитою. Этим объяс­няют название этих сел: прежнее — Калитино, а ныне Каликино. После Калиты Галичское княжество перешло к племяннику его Дмитрию Донскому, которым завещано своему сыну Юрию. Последним Галичским князем был Дмитрий Юрьевич Шемяка. Этот князь оставил после себя дурную славу — своею жестокостью, хит­ростью, вероломством, неправым судом («Шемякин суд») и междуусобными войнами с великим князем Московским Василием Тем­ным, в которых сгубил массу людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий