Сопоставление античной Персефоны со славянской Костромой

Женские портреты фотограф Сергей Игнашкин

У славян мать колосьев - Кострома, в Древнем Риме - Флора. Хлеб в старину славяне не резали - это считалось убийством, его ломали. Флоре во время флоралий (праздники в ее честь) на алтарь несли сжатые колоски - сыновнюю жертву. Первый и последний сжатые снопы наделялись особым сакральным измерением. Первый называли прежде именинником. Его относили в избу, в красный угол под иконы. В былые времена первый сноп несли в дом к помещику, который обязан был встречать его со всей семьей. Именинный сноп обладал чудодейственной силой: его соломой кормили больную скотину; зерна ржи считались целебными и для скотины, и для людей. Без именинного зерна не начинали посева.
Последний сноп называли молчальным. По народным поверьям, он содержал в себе дух поля. Возможно, из-за сгущения сверхъестественных сил в некоторых местах последние злаки не жнут, а оставляют так называемую «бороду», чтобы не потревожить дух нивы. В прихотливой игре символами в начале Нового времени колос часто отождествлялся с человеком, которого посеяли там, где он не выбирал, окружили соседями, гнули ветрами, побивали градом, а он все крепчал, становился тяжелее и выше - и все для того, чтобы, претерпев все муки, попасть на судную трапезу Бога.


Сопоставление античной Персефоны со славянской Костромой дало возможность правильно понять смысл обряда “похорон Костромы”, совершавшегося нашими предками. Б.А. Рыбаков пишет, что этот обряд проводился “в то время, когда хлебные злаки уже созревали, когда первичное зерно, посеянное в землю, уже отдало всю свою силу росткам, начинавшим колоситься. Персефона сделала свое дело — дала жизнь новым колосьям, теперь она может вернуться к Аиду. Это не праздник урожая, не торжествоземледельцев, собравших спелые колосья (до жатвы остается еще более месяца), а моление о том, чтобы старая вегетативная сила весеннего ярового посева перешла в новые, созревающие, но еще не созревшие растения, передала бы им свою ярь. Поэтому во время зеленых святок наряду с женскими персонажами выступает Ярило, фаллическое чучело которого тоже хоронят”. Б.А. Рыбаков отнес обряд “похорон Костромы” к обрядам умилостивления подводно-подземных сил. Он пишет: “Все фрагменты и отголоски славянских обрядов сводятся в единый комплекс: у древних славян, как и у античных греков, существовал обряд умилостивления божеств подземного мира, влияющего на плодородие путем принесения жертв, бросаемых в воду. (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, с. 377.)

Ключевые слова: колосья, злаки, образ, девушка, славяне

фотографические славянские образы и традиции kostromka.ru

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии