Святое болото образует гидрологическую систему с Чухломским озером
ЗДЕСЬ ОСТАВЛЕНО СЕРДЦЕ МОЁ
Под этими словами подпишется каждый, кто родился на берегах Святого болота, кто всей душой полюбил замечательные чухломские места. По осени огромная чаша болота в оправе золотых лесов завораживает обилием клюквы. Какой только ягоды не встретишь на высоких мшистых кочках: тут и ярко-красная, круглая, глянцевитая; и фиолетовая, словно мукой присыпанная; и тёмно-вишнёвая, в форме капельки или веретёнца. Бери, не ленись! Крепким духом багульников да запахом тёмной, настоянной на тысячелетнем торфе, воды встретят ягодника необъятные болотные просторы.
Болото, но почему «Святое», за что наши предки дали такое необычное название топкому месту? Ответ прост. В старину русский народ ласково называл студёные ключи и родники святиками. Они и сейчас наполняют своей водой болото, являющееся истоком реки Святицы. Если посмотреть на карту Костромской области, найдёшь сразу три реки Святицы, питаемые подземными ключами. Одна течёт в Солигаличском районе и впадает в Кострому, исток другой находится в соседней Вологодской области, и впадает та Святица в нашу речку Иду, а третья вытекает из Святого болота и несёт свои воды в Чухломское озеро. Вот такая интересная география получается.
Кстати, народная легенда гласит, что в незапамятные времена два монаха переправлялись на лодке через озеро, которое впоследствии и стало болотом, внезапно налетела буря, лодка перевернулась, монахи утонули. С тех пор, якобы, и называется болото Святым. Дозорная книга 1615 года гласит: «А сена по реке, по Святице, сверху вниз, до Свята озера 60 копен».
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
С незапамятных времён жили люди на высоких берегах заболоченного озера. Водное зеркало и сейчас существует рядом с Большой Святицей, а у бывшей деревни Никитино есть небольшие окна чистой воды глубиной до 19 метров, сюда прилетают на отдых гуси и лебеди. Однажды, рассказывают местные жители, бежал по болоту крупный лось, впопыхах угодил в одно из таких окон и мгновенно утонул в холодной глубине. Напротив Николо-Острова эти озерки затянулись совсем недавно, отчаянные любители крупной клюквы на широких охотничьих лыжах и сейчас безбоязненно преодолевают болотную топь в поисках необыкновенных россыпей спелых ягод. Во время Великой Отечественной войны местные рыбаки закидывали с берега невод и ловили здесь золотистых карасей, окуней и щук, но болото постепенно поглотило остатки рыбьего царства. Глухое озеро, пожалуй, последнее свидетельство принадлежности болота к большим водоёмам. Старожилы помнят, что накопившийся на дне озера метан поднимался вверх, надувая в середине озера большой водяной пузырь, и тот лопался со страшной силой, будто из пушки выстреливали. Услышав раскатистый грохот, особенно в сенокос, крестьяне знали – завтра пойдёт дождь, и спешили в луга сгребать сено, прогноз был точным и всегда сбывался. Много разных тайн, поверий и преданий хранит Святое болото.
Бытует легенда, что один барин, заядлый охотник, трое суток плутал по болоту – не иначе как чёрт водил его в густом тумане. Устал, промок и взмолился: «Господи, помоги! Если спасусь, построю церковь во Славу Тебе!»Только произнёс эти слова, слышит вдалеке собачий лай – это крестьяне вышли на поиски своего господина. Выполнил помещик своё обещание, поставил церковь в честь святителя Николая посреди высокого острова, на который и выбрался горе-охотник.
Другая легенда рассказывает, что богатый сластолюбивый помещик время от времени приказывал приводить к нему молодых красивых девушек. Натешившись, отпускал бедняжек домой, но те, не перенеся позора, топились в тёмных болотных водах.
После войны работал механиком в МТС Андрей Филиппов, а Иван Игнатов председательствовал в Мирохановском сельсовете. Однажды идёт Андрей по Николо-Острову, вот и церковь миновал, видит, сидит на пеньке закадычный друг Ванька. Ну как тут не выпить! Разлили по стаканам водочку, и Андрей, прежде чем выпить, произнёс: «Ну, Господи, благослови!» . И в тот же миг все пропало: ни Ивана, ни водки в руке, а вместо нее – кусок лошадиного навоза.
Чудилась всякая чертовщина и в ручье между Гоголевом и Князьковом, местечко то называлось Полушкино. С припозднившимися людьми происходили разные чудеса: то баба огромного роста с цигаркой во рту преследовала путника, то внезапно сбивался он с дороги, а очнувшись от наваждения, не понимал, как оказался в поле за Полушкином и без обуви на ногах. И люди, и скот в разные времена пропадали в болоте, и оно никогда не возвращало свои жертвы, вот и мерещилось.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
К берегам болота примыкали приходы восьми церквей: Троицкой села Мироханово, Николо-Жуковской, Николаевской на Острову, Воскресенской села Валуево, Богородицкой села Озорниково, Богородицкой в Лаврентьевском, Вознесенской и Варваринской. Только на самом краешке болота теснились три десятка деревень, не считая дальних, а в самых красивых местах стояли барские усадьбы. Инженер-поручик, владелец усадьбы Селиваново, согнал своих крепостных на строительство через болото мощёной дороги длиной шесть вёрст. Предание гласит, что многие местные крестьяне погибли при копке осушительных канав и укладке настила толщиной в несколько накатов. В настоящее время та прямая, как стрела, дорога покрыта зарослями мелкого сосняка и называется Никитинская Грива.
В северной части болота раскинулся остров в 107 гектаров, стоит на нём белокаменная церковь постройки 1825 года, а рядом, на самой высокой точке, была деревня с незатейливым названием Гора. Как же попасть на этот остров с коренного берега? Раньше люди ходили по рукотворному мосту длиной восемьсот метров «аки посуху», а князья Шелешпанские из усадьбы Астафьево ездили к заутрене в каретах по специально проложенной лежневке. Её остатки и сейчас прекрасно сохранились в болотной воде. Шла дорога от деревни Князьково, ориентируясь на высокую церковную колокольню. Болото между Василисовым и Гоголевым звали Журавлихой, а болотный рукав за деревней Князьково народ метко окрестил Сапог, ягод в этом Сапоге нагребали мешками. Каждый крестьянский покос в окрестностях болота носил своё название – Рябинки, Муравейник, Лбовский ручей, Дресвище, Холмец, Чирки. Кстати, в Чирках стояла когда-то барская усадьба господ Болсуновых. Этот род более 130 лет посвятил служению военно-морскому флоту Российской империи. В усадьбе Деменьково жил капитан-лейтенант флота Василий Шулепников, а в Погожеве – капитан флота Яков Сальков. Служили Родине братья Кузьмины из усадьбы Лаврентьевское и генерал-майор Пётр Мамаев, владелец старинной усадьбы Вякалово.
Славу Святому болоту принесли не только сыны Отечества, но и его необыкновенная клюква, она имеет статус самой вкусной и целебной, не потому ли в XIX – начале XX века сторона славилась количеством долгожителей, перешагнувших столетний рубеж. Есть вокруг болота и несколько святых источников, верующие во главе со священниками совершали сюда крестные ходы, а больные и немощные исцелялись, испив водицы. Прошли десятилетия, но и сейчас люди не забывают тропы к заветным ключикам.
Жителей деревни Гора сселили в 1940 году, церковь на острове закрыли ещё раньше, но рассказывают, что на старом Никольском погосте ещё долгое время видели плиту с необычными словами: «Прохожий, плюнь на мою могилу, здесь лежит великий грешник!»
На мирохановском кладбище чудом сохранился памятник местному священнику Ивану Васильевичу Арсеньеву с эпитафией от благодарного сына его, статского советника Константина Арсеньева. Село Мироханово – родина этого замечательного сына России, а в селе Озарниково в семье тамошнего священника родился Николай Андреевич Софийский – будущий экзарх Грузии, в монашестве Никон.
Велико Святое болото и велики богатства его. Крепкий дух болотный, настоянный на горьком багульнике, мхах и осоках, бодрит и придает силы. Хорошо шагать по мягкой болотной подстилке и смотреть в небо, по-осеннему голубое, где прощально кружат стаи журавлей. Весной они обязательно вернутся сюда, чтобы клевать сладкую подснежную клюкву и радостно трубить гимн родному краю.
Татьяна Байкова.
Комментарии
Отправить комментарий