ГЕНИЙ МЕСТА
Нину Петровну Родионову жизнь одарила многим: артистизмом, красотой
и привлекательностью, эмоциональностью, добротой и заботливостью,
открытостью и вниманием к людям, неравнодушием, страстностью, неути
хающим желанием знать историю своей Нерехтской земли и быть частицей
этой истории – делать для этого всё возможное. И таланты её не лежали под
спудом. «Природа таланта, – считал писатель Г. Я. Бакланов, – одаривать
жизнь, одаривать людей». Жизнь героини этой книги – яркая и убедительная
иллюстрация данного утверждения.
Она была делательницей на любом поприще – воспитательницы и стар
шей пионервожатой в школе-интернате, в райкоме комсомола, в районо, но
более всего её талант, способности и умения проявились на посту заведующей
Нерехтским краеведческим музеем. Начав с малого – с освоения незнакомой
ей специальности, Нина Петровна расширила свои должностные обязанно
сти, став не просто музейщиком, но активной деятельницей культуры вообще,
катализатором многих начинаний в культуре, видной общественницей.
В дни после ухода Н. П. Родионовой я написала:
«Она значительно расширила “должностные обязанности” музейного
сотрудника: не только собирала и описывала экспонаты, строила выставки,
водила экскурсии — она вместе с привлечёнными ею горожанами копала
траншеи для труб отопления Никольского храма, “доставала” для котельных
всевозможное оборудование, зимой на народном гулянье собирала деньги
на колокола (“Орала, как настоящий зазывала”, – пишет она о себе в книге
“Реставрация души. Восстановление памяти”) вникала в работу реставрато
ров (нерехтских, костромских, московских) и опекала и помогала им, держала
под контролем процесс восстановления всех реставрируемых в разные годы
нерехтских храмов, выбивала “лимит по газу” для Варваринской церкви, ез
дила в Москву за новыми колоколами для Ильинского и Никольского
храмов,
заполняла ручным насосом систему отопления Варваринского храма, месяц
“ко времени” ходила на механический завод, где в это время изготовлялись
музейные люстры, переносила вместе с коллегами в новое музейное
помещение старинную мебель, и непрерывно ходила по многочисленным
нерехтским
руководителям “с протянутой рукой”. Плюс нескончаемые субботники»*.
Основным свойством её личности, определившим жизнь и судьбу, была
любовь к месту, в котором она родилась и прожила без малого 70 лет, –
любовь к Нерехте. Это была очень деятельная любовь – к конкретным ули
цам, зданиям, людям и – шире – ко всей нерехтской истории, которую она
ощущала своей. Любовь реализовывалась «многопланово»: в многочислен
ных заметках и статьях в «Нерехтской правде», открывающих страницы с но
выми знаниями о прошлой жизни нерехтчан, в частой смене музейных выста
вок и экспозиций, в организации или участии в образовательно-просветитель
ских мероприятиях, разнообразной культурной жизни города. В написании
и издании за свой счёт книги «Реставрация души. Восстановление памяти»,
которая не только воссоздаёт интереснейшую историю реставрации нерехт
ских храмов, но и бесконечно волнует манерой изложения, непрестанным вы
ражением благодарности – даже за самую малость! – многочисленным участ
никам «реставрационного марафона», одним из организаторов и активней
шим – из самых активных! – участником которого была она сама. Психологи
считают, что иметь в душе благодарность и открыто выражать её – один из
признаков психологической зрелости. (Невольный, но естественный вопрос:
как же на этом фоне выглядим мы – те из нас, кто «забывают» благодарить
и кто такой потребности никогда не испытывают?)
Как человек творческий, она притягивала и консолидировала всё творче
ское и деятельное в городе, а зачастую была и инициатором, и куратором новых
культурных начинаний – так случилось с появлением коллектива нерехтских
рожечников и с возрождением рожечной музыки. И, конечно, не только это.
«Творчески одарённый человек создаёт около себя и распространяет атмос
феру увлекательную и живительную для других.<…>. У какого дела работает
мысль человека, там и творчество. Всякая творческая деятельность человека
рождает около себя жизнь»**.
Поэтому так ощутим нерехтчанами её уход, поэтому так чувствительно на
ступившее затишье и осиротелость.
Велик вклад
Нины Петровны Родионовой в краеведение Нерехтской земли, в
возрождение её истории и культуры, но сколько ещё планов и замыслов
зрело
в её голове! Возвращение исторических названий улицам Нерехты,
возрождение часовни в центре города, установка памятного знака на
Егорьевой горе,
организация в городе всероссийского конкурса русской песни «Живёт моя
отрада», составление сборника, основой которого стали бы
опубликованные
в «Нерехтской правде» её статьи из цикла «Улицы, дома, судьбы»,
переизда
ние своей книги о реставрации – и это только то, что нам известно. Продлись
её творческая жизнь, и как бы обогатилась Нерехта новыми её деяниями. Все
помыслы Н. П. Родионовой постоянно были устремлены на музей, на город,
на его прошлое и настоящее.
В любимый и дорогой город, для которого она так невероятно много
сделала, Нина Петровна приглашала и зазывала и старых своих знакомых,
и неизвестных ей людей, чтобы с гордостью показать и рассказать о нём –
да так, чтобы впечатление и память о Нерехте сохранились в их сердцах если
не навсегда, то, во всяком случае, очень надолго.
Для многочисленных гостей Нерехты, которым в разное время посчастли
вилось ближе познакомиться с директором местного музея и испытать на себе
силу обаяния этой незаурядной и яркой личности, Нерехта навсегда останется
городом Нины Петровны Родионовой, а она сама – душой этого небольшого
городка, ставшего в немалой степени благодаря и её заботам и трудам горо
дом-музеем.
* http://live.kostromka.ru/memory/rodionova/#solo
** Шергин Б. В. Из дневников // Шергин Б. В. Повести и рассказы. – Л., 1984. – С. 425.
А. В. Соловьёва на сайте kostromka.ru
Комментарии
Отправить комментарий