|
Панорама старого города |
Великие хлопоты
великого праздника
Пасхальная панорама старого города
О. Георгию Эдельштейну
и о. Андрею Логвинову
посвящается
Идет первая неделя после Пасхи – Светлая
седмица. Для нас праздник закончился вместе
с Христовым Воскресением, а для наших пред
ков этот день был началом долгой и радостной
Пасхальной недели. Вот как проводила ее ста
рая Кострома.
Строгая великопостная пора предоставля
ла благочестивым костромичам время для
подготовки себя, жилищ, города к празднику
праздников – Светлому Христову Воскресению.
Скоро летели календарные недели. Правиль
ная церковная жизнь обывателей шла тради
ционным порядком. Сотрудники учреждений,
государственных и общественных, владельцы
частных заведений вели хлопотливые приго
товления к пасхальным дням. Составлялись
и препровождались к начальству наградные
списки. Одним служилым выходил очередной
чин, другим – орденская или медальная награ
да, третьим – наградные деньги (в целый или
половинный оклад). Городские власти готови
ли постановления о продолжительности и ча
сах работы торговых заведений. Больше всего,
пожалуй, прилагали старания к созданию тор
говых запасов содержатели лавок, магазинов,
арендаторы торговых мест и полков.
|
Кремлёвский склон весной.
Богоявленский и успенский (справа) соборы.
Нач. ХХ в.
|
По мере приближения праздника внутренняя
жизнь общественных учреждений – комитетов,
общин, братств, обществ – еще более оживля
лась, хлопот прибывало. Испрашивались раз
решения на право проведения сборов средств
для помощи бедным жителям, заготовлялись
подписные листы, билеты на участие в благо
творительных утрах, вечерах, концертах, печа
тались афиши.
Организаторами благотворительных движе
ний в городе состояли по обыкновению лица
женского полу: дамы и барышни из образован
ных культурных семей самого разного звания
и положения. Они визитировали по домам со
стоятельных граждан, почтово сносились с
имущими уроженцами костромичами, житель
ствующими за пределами губернии, призывая
их к благовольному участвованию.
|
Пасхальная поздравительная открытка. Нач. ХХ в. |
От такой деятельности накапливался некото
рый капитал, шедший на закупку пасхальных
подарков нуждающимся горожанам. В складе
подарков для раздачи готовили провизию, про
мышленный товар, игрушки и сладости для де
тей. Во всех учебных заведениях города к Свет
лому празднику приготовлялись старательно.
В поднятом настроении шли репетиции спек
таклей, сцен, живых картин. Приобретались
призы для лотерей-аллегри (с немедленной
выдачей приза). Оттачивали свое искусство
чтецы-декламаторы, руководители церковных
хоров – регенты – утомляли воспитанников ча
стыми репетициями, добиваясь полной благо
звучности пасхального репертуара.
Город, за зиму захолодавший, остывший, со
гретый теперь весенним теплом, оттаивал, об
новлялся, приобретал иной вид. Солнышко в
великопостные дни растапливало сугробы и
льды, погружая дороги и тротуары в гигантское
море талых вод. Кое-где из снежных накопле
ний весна вытапливала кучи житейских отбро
сов разнообразного свойства, тайно устроен
ные обывателями на общественных участках.
Виновники непристойных явлений отыскива
лись не всегда. Большинство домовладельцев к
празднику старательно готовили свои жилища
и дворовые территории, забывая, однако, об
уличных участках напротив собственных вла
дений. Надзор за состоянием городских улиц
лежал на полицейских чинах. За несвоевре
менную уборку улиц нерадивых штрафовали, и
дело мало-помалу сдвигалось с места – улицы
празднично хорошели.
|
Интерьер костромского Успенского собора. Фотограф В.Н. Кларк. 1908 г. |
Накануне Страстной недели с утра до вечера
город, казалось, приходил в высшую степень
подвижности, предпраздничная горячка охва
тывала его целиком. Все спешили сделать запа
сы. Приказчики колониально-гастрономических
лавок и магазинов не знали отдыха, шла лихая
быстрая торговля. Пасхальный товар предла
гался по самым удобным ценам – от крайне ма
лых до обыкновенных при должном качестве.
Хозяева мануфактурных, галантерейных, крас-
По мере приближения праздника внутренняя
жизнь общественных учреждений – комитетов,
общин, братств, обществ – еще более оживля
лась, хлопот прибывало. Испрашивались раз
решения на право проведения сборов средств
для помощи бедным жителям, заготовлялись
подписные листы, билеты на участие в благо
творительных утрах, вечерах, концертах, печа
тались афиши.
Организаторами благотворительных движе
ний в городе состояли по обыкновению лица
женского полу: дамы и барышни из образован
ных культурных семей самого разного звания
и положения. Они визитировали по домам со
стоятельных граждан, почтово сносились с
имущими уроженцами костромичами, житель
ствующими за пределами губернии, призывая
их к благовольному участвованию.
От такой деятельности накапливался некото
рый капитал, шедший на закупку пасхальных
подарков нуждающимся горожанам. В складе
подарков для раздачи готовили провизию, про
мышленный товар, игрушки и сладости для де
тей. Во всех учебных заведениях города к Свет
лому празднику приготовлялись старательно.
В поднятом настроении шли репетиции спек
таклей, сцен, живых картин. Приобретались
призы для лотерей-аллегри (с немедленной
выдачей приза). Оттачивали свое искусство
чтецы-декламаторы, руководители церковных
хоров – регенты – утомляли воспитанников ча
стыми репетициями, добиваясь полной благо
звучности пасхального репертуара.
Город, за зиму захолодавший, остывший, со
гретый теперь весенним теплом, оттаивал, об
новлялся, приобретал иной вид. Солнышко в
великопостные дни растапливало сугробы и
льды, погружая дороги и тротуары в гигантское
море талых вод. Кое-где из снежных накопле
ний весна вытапливала кучи житейских отбро
сов разнообразного свойства, тайно устроен
ные обывателями на общественных участках.
Виновники непристойных явлений отыскива
лись не всегда. Большинство домовладельцев к
празднику старательно готовили свои жилища
и дворовые территории, забывая, однако, об
уличных участках напротив собственных вла
дений. Надзор за состоянием городских улиц
лежал на полицейских чинах. За несвоевре
менную уборку улиц нерадивых штрафовали, и
дело мало-помалу сдвигалось с места – улицы
празднично хорошели.
Накануне Страстной недели с утра до вечера
город, казалось, приходил в высшую степень
подвижности, предпраздничная горячка охва
тывала его целиком. Все спешили сделать запа
сы. Приказчики колониально-гастрономических
лавок и магазинов не знали отдыха, шла лихая
быстрая торговля. Пасхальный товар предла
гался по самым удобным ценам – от крайне ма
лых до обыкновенных при должном качестве.
Хозяева мануфактурных, галантерейных, краснотоварных дел кроме новозавез¸нных образ
цов открывали расширенные продажи вещей,
прежде не имевших спроса, которые теперь,
ради праздника, преподносились с «громадной»
скидкой.
Такие пасхальные распродажи имели боль
шой успех у малосостоятельной части обывате
лей, нарочно скопивших небольшие деньги для
приобретения покупок в эти дни. Несколько
дней шумел вербный базар, который особенно
был важен для бедняков, составляющих скром
ный капитал от продажи праздничных распу
скающихся цветов. Вырученные деньги шли на
покупку продовольствия к пасхальному столу
и на некоторое время скрашивали положение
их семей, влачивших скудное, убогое существо
вание. Добрые, заботливые люди, помнящие
о слабых, увечных, пребывающих в бедности
согражданах, помещали в газетах обращения,
призывая «не оставить вниманием беднейшую
часть жителей, пришедших к великому празд
нику с черствым куском черного хлеба».
От Великого четверга Молочная гора обраща
лась в изумительно милый, живописный, кипя
щий торговыми страстями мир особого свой
ства. Весь уличный спуск горы составляли ряды
торговок числом бессчетным. Крикливые бабы
из заволжских слобод ловко торговали моло
ком, сметаной, творожным продуктом. Здесь
же успешно раскупались тысячи яиц обычных,
разноцветно раскрашенных и особо расписан
ных. Пристанская голытьба – зимогоры, до на
чала навигации болтающиеся без дела, ожида
ли найма для доставки товара на дом.
И здесь, на Молочной горе, и в разбросанных
по разным частям города пекарнях, куренях,
кондитерских заведениях готовили разносорт
ные куличи, вкусный, привлекательный, аро
матный дух от которых поднимал предпразд
ничное настроение публики.
Сердечно, с особой радостью прихожане
готовили храмы к богослужению. По доброму
красивому обычаю заготавливалось хозяйство
для иллюминирования церковных зданий. Зво
нари с добровольными помощниками очищали
площадки и лестницы колоколен от птичьего
помета, готовились к приему любителей звона.
Отдохнувшие балаганы и развлекательные
павильоны на площадях вновь одевались в яр
кие, нарядные вывески, завозился реквизит и
обстановка. Владельцы их уже печатали в газе
тах подробные сообщения о предстоящих сен
сационных программах и номерах. Театральные
антрепренеры предлагали необыкновенную
игру столичных трупп. Заезжие гастролеры,
доки по части устройства «невиданных зре
лищ», спешили анонсировать номера «мирового
класса».
|
Ученицы епархиального училища на Муравьёвке. Фотограф В. Карякин. Нач. ХХ в. |
К Великому субботнему дню чистый город и
горожане в лучших, светлых одеждах были го
товы к встрече величайшего годового торже
ства из торжеств – Светлому празднику Пасхи.
К полуночи городские храмы освещались иллю
минацией.
Спустя многие десятилетия свои детские впе
чатления о костромской и праздничной ночи
В. В. Розанов, философ-земляк, описал так:
«Бывало выбежишь на двор и обведешь вокруг
глазами: нет, все черно в воздухе, еще ни один
огонек не зажегся на колокольнях окрестных
церквей! Переждешь время – и опять вый
дешь. – “Начинается”… Вот появились два–
три–шесть–десять, больше, больше и больше
огоньков, на высокой колокольне Покровской
церкви; оглянешься назад – горит Козьмы и Да
миана церковь; направо – зажигается церковь
Алексия Божия человека. И так хорошо станет
на душе».
В качестве осветительных приборов для ил
люминирования церквей и тогда, и позже ис
пользовались плошки разной формы из глины,
фарфора, цемента, в которые заливалось спе
циальное осветительное масло. Позже часть
городских храмов украсили электрические гир
лянды.
По окончании торжественного богослужения
счастливые прихожане расходились по домам,
неся к пасхальному столу освященные куличи.
Всю неделю праздновал город Светлую седми
цу, всю неделю звучали над городом звоны ко
локолов: звонить разрешалось всем. Бывало,
звонари пребывали на служебных местах це
лый день: заказы на звон поступали непрерыв
но. Зато по окончании они щедро вознагражда
лись благодарной публикой.
В эти дни часть воспитанников костромских
учебных заведений отбывала в путешествия
и на экскурсии, которые устраивали для них
педагоги-энтузиасты. Дети участвовали в бла
готворительных концертах, программах, а по
окончании их мчались к веселому гулянию на
плац между Большими Мучными рядами и Го
стиным двором. Полным ходом шли программы
в местах общественных увеселений, с шиком
неслись карусели, от неожиданных картин оха
ла публика в синематографах. Тут же гадалки,
предсказатели, игроки-прохвосты всех рангов
ловко обирали любителей быстрого выигры
ша, переводили обывательские деньги в свои
кошельки.
Вообще же празднество имело вполне прилич
ный, благопристойный вид. Бывали, конечно, и
«случаи», но в целом порядок соблюдался. Лица,
перебравшие напитков и лежавшие в луже, за
держанию не подлежали, а только осторожно
перекантовывались в какое-нибудь уединенное
место. Типы, которые волновали общество пья
ной бранью и делали попытки «похристосовать
ся» с молодыми барышнями, определялись для
наказания в часть.
|
Введенская (на переднем плане) и Троицкая церкви у Богоявленского монастыря (на месте сквера на совр. улице Комсомольской). Нач. ХХ в. |
Кончалась Пасхальная неделя отдохновения,
наполненная приемами, взаимными визитами,
светлыми церковными службами. Затихал бес
порядочный мальчишеский колокольный звон,
город возвращался к будничным занятиям. Пло
щади пустели, следующее городское торжество
случится летом в Девятую ярмарку – главный гу
бернский торг.
Комментарии
Отправить комментарий