Площадь Советская (Воскресенская) в Костроме

Георгиевская и Воскресенская церкви на Воскресенской площади.
Советская площадь составляет как бы единое целое с Сусанинской площадью, условно же их разделяют Красные ряды и Здание присутственных мест. Небольшая площадь, подчеркнуто скромно именовавшаяся «Площадкой», возникла здесь где-то в XV—XVI веках, но только сооружение Красных и Масляных рядов окончательно довершило ее оформление.

До революции на площади, тогда называвшейся Воскресенской, находилась биржа легковых извозчиков. В базарные дни сюда съезжались десятки крестьянских подвод — деревенские жители продавали прямо с возов всевозможные сельскохозяйственные и лесные продукты.

В настоящее время площадь выглядит куда более просторной, нежели в дореволюционные времена, за счет сноса двух старинных церквей на «площадке» и устройства на их месте обнесенного металлической решеткой сквера. Из них церковь Воскресения, построенная в 1749 году, являлась незаурядным памятником архитектуры с объемной композицией, т. н. «кораблем» (шатровая колокольня, трапезная и четверик на одной оси), изящным пятиглавием (тонкие глухие барабаны-«дудочки») и фасадным декором (порталы, карнизы). Храм выдержан в духе древнерусской архитектуры.

Впрочем, ничуть не уступала ему и соседняя Георгиевская церковь, датированная 1772 годом. Строилась она в стиле барокко, но четырехколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном с арочным вырезом тимпана,— явно классический. «Прекрасный портик в стиле ампир»,— подчеркивал один из исследователей. Портик был смело выдвинут прямо на площадь, попадал в створ Кинешемской (ныне Советской) улицы. Это обычный прием костромских зодчих — улицы как бы «утыкались» в храмы, что обогащало и украшало их перспективу.


Воскресенская площадь в Костроме. Фото нач. XX в.


Позади церквей стояли два дома, сохранившиеся по сей день. Ближайший к Зданию присутственных мест, в свою очередь, сам состоял прежде из двух домов, один из которых возведен в 1780-х, а другой в 1810-х годах. Принадлежали они купцам Колодкиным, содержавшим там постоялый двор. В пожар 1847 года дома сильно обгорели и были проданы разорившимися хозяевами «степенному гражданину» В.П.Трубникову. Тот соединил оба дома в один, надстроил над ним мезонин и открыл в нем гостиницу, впоследствии названную «Кострома» и существовавшую до революции.


Дом рядом — двухэтажный с антресолями — построен около 1815 года священником Ф.И.Скворцовым и долгое время использовался под постоялый двор. В начале 1878 года здесь ночевал знаменитый народник Н.А.Морозов, который вместе со своим спутником московским рабочим Союзовым под видом пильщиков ходили по Ярославской и Костромской губерниям, ведя революционную пропаганду. В «Повести моей жизни» он вспоминал: «На площади был базар... Мы перешли, затерявшись в толпе, на другую сторону площади, где случайные встречные сейчас же указали нам постоялый двор на самом ее углу... На постоялом дворе, подкрепив свои силы щами с черным хлебом, мы с Союзовым сейчас же залезли на полати, т. е. на дощатый помост под самым потолком, на который посетители влезают с вершины печки и спят вповалку в теплоте, всегда скопляющейся вверху комнаты». Однако ночью их атаковали полчища клопов и блох.

С ближней к Волге стороны площадь оконтуривают приземистый корпус торговых рядов и несколько каменных зданий почтенного возраста. Из них самое раннее — здание городской думы, созданной еще в 1781 году и являвшейся выборным органом местного самоуправления. В 1801 году она разместилась в двухэтажном доме с балконом, приобретенном у купца А.И.Солодовникова,— при этом по проекту Н.И.Метлина был перестроен фасад. С 1876 года часть здания заняло Александровское приходское училище (для него в 1905 году была сделана трехэтажная пристройка). Оно переехало отсюда незадолго до революции в специальное здание в начале Рождественской (ныне Галичской) улицы, построенное на месте засыпанного в 1911 году Боровкова пруда.

Городскими головами в Костроме в предреволюционные годы были крупные местные деятели В.И.Чернов, Г.Н.Ботников и В.А.Шевалдышев, а после февраля 1917 года — социал-демократы Н.И.Воробьев и А.А.Языков (о них см. ниже). В 1808 году городская дума испросила у губернатора разрешения «на строение вновь каменных лавок и наугольного по лицу Кинешемской и Ильинской улиц общественного каменного дома... по случаю пришедших в ветхость деревянных лавочек, в которых торг производится маслом постным, конопляным семенем, дегтем...». В начале 1809 года архитектор Н.И.Метлин составил проект рядов, но «общественный дом» из двух этажей (его занимало питейное заведение, очевидно, «Лубянка»), поместил не в торце, а в центре линии.

Масляные ряды — одна из лучших построек Метлина. Корпус удачно оформляет целую сторону площади. Широкий шаг арок приближает характер его архитектуры к Большим Мучным и Красным рядам. Существенной особенностью является введение архивольтов над арками и рустовки на пилонах.

Правее здания думы стоял одноэтажный каменный флигель, занимавшийся магистратом — выборным учреждением, разбиравшим судебные дела горожан. В 1819 году по проекту замечательного русского зодчего В.П.Стасова (1769—1848) флигель был расширен и надстроен. Он вплотную примкнул к северному торцу Табачных рядов.

Их проект первоначально был разработан в 1812 году Метлиным — ряды намечались гораздо меньших размеров и ставились с сохранением находившихся на участке деревянной пожарной каланчи и часовни Успенского собора, стоявшей у моста через кремлевский ров.

При рассмотрении проекта в Петербурге В.П.Стасов отметил его недостатки в градостроительном аспекте и предложил взамен собственный вариант. Однако благодушный костромской губернатор К.И.Баумгартен, дабы не обидеть Метлина, поддержал прежний проект. «На представление костромского губернатора,— резко отреагировал Стасов,— я ничего более в заключение представить не могу, как то только, что оно, кажется, сделано, чтоб ошибку подкрепить ошибкою на месте и вместо споспешествовать благоустройству предать ее на осуждение потомству».

В 1817 году проект Стасова был утвержден, а через два года приступили к постройке Табачных рядов. Стасов принял смелое инженерное решение о постановке корпуса прямо на засылаемый ров. Для укрепления фундамента забивали сваи. Работы были завершены в 1824 году. Здание отмечено изысканностью пропорций.

В отличие от других рядов, где основной архитектурной темой является аркада, галерея Табачных рядов решена в виде колоннады дорического ордера. Во избежание монотонности колоннада разбита простенками с аркой на три части. Это сделало здание, имеющее в длину 75 м, более монументальным, а тема арки как бы объединяет его с корпусами других рядов.

Табачные ряды — значительный памятник архитектуры. «Несмотря на то, что в архитектуре сооружения есть налет провинциализма, оно по масштабу, ритму членений, пропорциям — одно из лучших в ансамбле центра Костромы»,— констатирует В.Н.Иванов. Ансамбль Воскресенской площади временно нарушило возведение в 1880-х годах напротив здания городской думы краснокирпичной трехъярусной водонапорной башни. Летом 1916 года она была снесена, а на ее месте предполагалось разбить сквер и установить памятник Федору Васильевичу Чижову — ученому, публицисту и общественному деятелю, завещавшему своей костромской родине на нужды профессионального образования 10 млн.рублей. Деньги на памятник собирались костромичами по подписке, однако начавшиеся вскоре революция и гражданская война сняли вопрос о сооружении этого монумента.

На границе Советской площади и площади Революции находится узкий сквер, устроенный так, что в его створ попадал прежний памятник Ивану Сусанину. В 1900 году городская дума постановила: «С устройством сквера на Сусанинской площади стала резко бросаться в глаза пустынность Воскресенской площади между Зданием присутственных мест и Гостиным двором, и потому было бы очень желательно это пустынное место заполнить аллеею из высоко растущих деревьев. От насаждения деревьев, помимо общей пользы, приносимой растениями, это бойкое место выиграло бы и в отношении красоты. Аллея шириною в 15 аршин, обнесенная железною решеткою с перерывом для прохода от Присутственных мест к галерее Гостиного двора, представила бы удобное тенистое место для отдыха прохожих на скамейках». Разбивкой сквера руководила садовница Мария Винт, в нем высадили голландские липы, к которым добавили 12 пихт. Официально сквер назвали «новым», но так как деньги на его создание — 400 рублей — пожертвовал тогдашний городской голова Г.Н.Ботников, костромичи чаще звали сквер «Ботниковским».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии