Площадь Советская (Воскресенская) в Костроме
Георгиевская и Воскресенская церкви на Воскресенской площади. |
До революции на площади, тогда называвшейся Воскресенской, находилась биржа легковых извозчиков. В базарные дни сюда съезжались десятки крестьянских подвод — деревенские жители продавали прямо с возов всевозможные сельскохозяйственные и лесные продукты.
В настоящее время площадь выглядит куда более просторной, нежели в дореволюционные времена, за счет сноса двух старинных церквей на «площадке» и устройства на их месте обнесенного металлической решеткой сквера. Из них церковь Воскресения, построенная в 1749 году, являлась незаурядным памятником архитектуры с объемной композицией, т. н. «кораблем» (шатровая колокольня, трапезная и четверик на одной оси), изящным пятиглавием (тонкие глухие барабаны-«дудочки») и фасадным декором (порталы, карнизы). Храм выдержан в духе древнерусской архитектуры.
Впрочем, ничуть не уступала ему и соседняя Георгиевская церковь, датированная 1772 годом. Строилась она в стиле барокко, но четырехколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном с арочным вырезом тимпана,— явно классический. «Прекрасный портик в стиле ампир»,— подчеркивал один из исследователей. Портик был смело выдвинут прямо на площадь, попадал в створ Кинешемской (ныне Советской) улицы. Это обычный прием костромских зодчих — улицы как бы «утыкались» в храмы, что обогащало и украшало их перспективу.
Воскресенская площадь в Костроме. Фото нач. XX в. |
Позади церквей стояли два дома, сохранившиеся по сей день. Ближайший к Зданию присутственных мест, в свою очередь, сам состоял прежде из двух домов, один из которых возведен в 1780-х, а другой в 1810-х годах. Принадлежали они купцам Колодкиным, содержавшим там постоялый двор. В пожар 1847 года дома сильно обгорели и были проданы разорившимися хозяевами «степенному гражданину» В.П.Трубникову. Тот соединил оба дома в один, надстроил над ним мезонин и открыл в нем гостиницу, впоследствии названную «Кострома» и существовавшую до революции.
Дом рядом — двухэтажный с антресолями — построен около 1815 года священником Ф.И.Скворцовым и долгое время использовался под постоялый двор. В начале 1878 года здесь ночевал знаменитый народник Н.А.Морозов, который вместе со своим спутником московским рабочим Союзовым под видом пильщиков ходили по Ярославской и Костромской губерниям, ведя революционную пропаганду. В «Повести моей жизни» он вспоминал: «На площади был базар... Мы перешли, затерявшись в толпе, на другую сторону площади, где случайные встречные сейчас же указали нам постоялый двор на самом ее углу... На постоялом дворе, подкрепив свои силы щами с черным хлебом, мы с Союзовым сейчас же залезли на полати, т. е. на дощатый помост под самым потолком, на который посетители влезают с вершины печки и спят вповалку в теплоте, всегда скопляющейся вверху комнаты». Однако ночью их атаковали полчища клопов и блох.
С ближней к Волге стороны площадь оконтуривают приземистый корпус торговых рядов и несколько каменных зданий почтенного возраста. Из них самое раннее — здание городской думы, созданной еще в 1781 году и являвшейся выборным органом местного самоуправления. В 1801 году она разместилась в двухэтажном доме с балконом, приобретенном у купца А.И.Солодовникова,— при этом по проекту Н.И.Метлина был перестроен фасад. С 1876 года часть здания заняло Александровское приходское училище (для него в 1905 году была сделана трехэтажная пристройка). Оно переехало отсюда незадолго до революции в специальное здание в начале Рождественской (ныне Галичской) улицы, построенное на месте засыпанного в 1911 году Боровкова пруда.
Городскими головами в Костроме в предреволюционные годы были крупные местные деятели В.И.Чернов, Г.Н.Ботников и В.А.Шевалдышев, а после февраля 1917 года — социал-демократы Н.И.Воробьев и А.А.Языков (о них см. ниже). В 1808 году городская дума испросила у губернатора разрешения «на строение вновь каменных лавок и наугольного по лицу Кинешемской и Ильинской улиц общественного каменного дома... по случаю пришедших в ветхость деревянных лавочек, в которых торг производится маслом постным, конопляным семенем, дегтем...». В начале 1809 года архитектор Н.И.Метлин составил проект рядов, но «общественный дом» из двух этажей (его занимало питейное заведение, очевидно, «Лубянка»), поместил не в торце, а в центре линии.
Масляные ряды — одна из лучших построек Метлина. Корпус удачно оформляет целую сторону площади. Широкий шаг арок приближает характер его архитектуры к Большим Мучным и Красным рядам. Существенной особенностью является введение архивольтов над арками и рустовки на пилонах.
Правее здания думы стоял одноэтажный каменный флигель, занимавшийся магистратом — выборным учреждением, разбиравшим судебные дела горожан. В 1819 году по проекту замечательного русского зодчего В.П.Стасова (1769—1848) флигель был расширен и надстроен. Он вплотную примкнул к северному торцу Табачных рядов.
Их проект первоначально был разработан в 1812 году Метлиным — ряды намечались гораздо меньших размеров и ставились с сохранением находившихся на участке деревянной пожарной каланчи и часовни Успенского собора, стоявшей у моста через кремлевский ров.
При рассмотрении проекта в Петербурге В.П.Стасов отметил его недостатки в градостроительном аспекте и предложил взамен собственный вариант. Однако благодушный костромской губернатор К.И.Баумгартен, дабы не обидеть Метлина, поддержал прежний проект. «На представление костромского губернатора,— резко отреагировал Стасов,— я ничего более в заключение представить не могу, как то только, что оно, кажется, сделано, чтоб ошибку подкрепить ошибкою на месте и вместо споспешествовать благоустройству предать ее на осуждение потомству».
В 1817 году проект Стасова был утвержден, а через два года приступили к постройке Табачных рядов. Стасов принял смелое инженерное решение о постановке корпуса прямо на засылаемый ров. Для укрепления фундамента забивали сваи. Работы были завершены в 1824 году. Здание отмечено изысканностью пропорций.
В отличие от других рядов, где основной архитектурной темой является аркада, галерея Табачных рядов решена в виде колоннады дорического ордера. Во избежание монотонности колоннада разбита простенками с аркой на три части. Это сделало здание, имеющее в длину 75 м, более монументальным, а тема арки как бы объединяет его с корпусами других рядов.
Табачные ряды — значительный памятник архитектуры. «Несмотря на то, что в архитектуре сооружения есть налет провинциализма, оно по масштабу, ритму членений, пропорциям — одно из лучших в ансамбле центра Костромы»,— констатирует В.Н.Иванов. Ансамбль Воскресенской площади временно нарушило возведение в 1880-х годах напротив здания городской думы краснокирпичной трехъярусной водонапорной башни. Летом 1916 года она была снесена, а на ее месте предполагалось разбить сквер и установить памятник Федору Васильевичу Чижову — ученому, публицисту и общественному деятелю, завещавшему своей костромской родине на нужды профессионального образования 10 млн.рублей. Деньги на памятник собирались костромичами по подписке, однако начавшиеся вскоре революция и гражданская война сняли вопрос о сооружении этого монумента.
На границе Советской площади и площади Революции находится узкий сквер, устроенный так, что в его створ попадал прежний памятник Ивану Сусанину. В 1900 году городская дума постановила: «С устройством сквера на Сусанинской площади стала резко бросаться в глаза пустынность Воскресенской площади между Зданием присутственных мест и Гостиным двором, и потому было бы очень желательно это пустынное место заполнить аллеею из высоко растущих деревьев. От насаждения деревьев, помимо общей пользы, приносимой растениями, это бойкое место выиграло бы и в отношении красоты. Аллея шириною в 15 аршин, обнесенная железною решеткою с перерывом для прохода от Присутственных мест к галерее Гостиного двора, представила бы удобное тенистое место для отдыха прохожих на скамейках». Разбивкой сквера руководила садовница Мария Винт, в нем высадили голландские липы, к которым добавили 12 пихт. Официально сквер назвали «новым», но так как деньги на его создание — 400 рублей — пожертвовал тогдашний городской голова Г.Н.Ботников, костромичи чаще звали сквер «Ботниковским».
Комментарии
Отправить комментарий