Столкновение АПЛ К-276 "Кострома" и американской АПЛ SSN689 "Батон Руж" 11 февраля 1992 года.

Кутузов Е.В. В зоне строгого режима

В декабре 1991 г. состоялось мое назначение на должность командира 6-й ДиПЛ. Вступить в командование соединением мне пришлось в непростое для нашей страны и флота время. С одной стороны, в России бушевали политичес­кие бури, экономика начала пробуксовы­вать, с другой — поставленных задач по охране морских рубежей нашей Родины никто не отменял. Несмотря на трудности с материально-техническим обеспе­чением и задержки с выплатой денеж­ного содержания военнослужащим, АПЛ дивизии регулярно выходили в море. Способствовало этому и хорошее техническое состояние наших кораблей, так как самой старшей лодке дивизии было чуть больше пяти лет (АПЛ пр.705 были выведены из состава сил постоянной готовности и передавались в 33-ю ДиПЛ).



В феврале состоялся мой выход в море старшим на борту К-276. Экипажу под командованием капитана 2 ранга Игоря Григорьевича Локтя предстояло отработать задачи БП в одном из поли­гонов нашего флота. Но сначала неболь­шая предыстория.

Исторически сложилось так, что мы всегда вели отсчет линии своих терри­ториальных вод, если говорить упро­щенно, от двух наиболее выступающих точек. Для Севера, например, такими точками были м. Цып-Наволок полуос­трова Рыбачий и северная оконечность о. Кильдин. Совершенно иной подход к определению границы территориальных вод существует у американцев: они счи­тают, что исходные линии, от которых начинаются территориальные воды, сле­дует проводить с учетом изгиба берего­вой линии, и по их мнению, наши тер­риториальные воды простирались от м. Цып-Наволок до м. Сеть-Наволок и да­лее от м. Сеть-Наволок к о. Кильдин.

Назначенный нам полигон находил­ся, согласно нашим определениям, в на­ших территориальных водах. Команди­ру АПЛ это придавало некоторую само­успокоенность, так как времена жестких столкновений периода холодной войны прошли и нарушения территориальных вод АПЛ NАТО не практиковалось. А так как мы находились в своих территори­альных водах, то установленный в по­лигоне дальний контакт был классифи­цирован как рыболовный траулер.
В действительности дело обстояло несколько иначе. Командир американ­ской АПЛ вел патрулирование у бере­гов России. Обнаружив К-276, он на­чал за ней слежение и действовал аг­рессивно, тем более что мы, как он счи­тал, находились в международных во­дах. Здесь надо заметить, что долгое время у американских подводников была своя, очень агрессивная, манера подводного плавания и слежения, они были уверены в своем превосходстве, поэтому при нестандартном развитии ситуации, достаточно часто шли на её обострение. В нашем случае последствия такого стиля мышления оказание, весьма печальными.

Работая по плану учений, мы начали маневр по всплытию на сеанс связи, из­меняя параметры движения и глубины. В какой-то момент "супостат" потерял контакт с нами и, чтобы восстановить его, сделал рывок в точку последнего контакта. Его расчеты оказались невер­ны, выводы о нашем маневрировании неправильны, более того, он ошибся и в оценке глубины нахождения нашей лод­ки, поэтому оказался над нами, мы же при всплытии въехали ему ограждени­ем рубки в носовую часть с левого бор­та. Насколько я представляю, "впилили" ему в район киля где-то перед огражде­нием рубки.
Повреждения рубки К-276 "Кострома"
К-276 начала проваливаться на глу­бину с большим креном. Но наши под­водники не растерялись и управления кораблем не потеряли, погружение было приостановлено, лодка продолжала чут­ко слушаться команд.

Первая мысль была, что мы подняли на корпус рыбака, стоявшего на стопе. Поэтому мы отошли на пару миль в сто­рону, всплыли на поверхность, осмотре­лись. Наверху ночь, звезды в кулак, море спокойно, мороз, легкое парение над водой. Вдали мерцают огни рыболовец­ких судов. Связались с рыбаками по ра­дио, они сообщили, что сигналов SОS не зафиксировали. Ну все, думаем, кам­нем ушли на дно, даже сигнала бедствия не успели подать. Доложили на берег о происшедшем, получили команду поли­гон не покидать. Находясь в заданной точке, мы попутно вели обследование места происшествия, пытаясь обнару­жить следы столкновения.

Американская АПЛ SSN689 «Ваtоn Rouge» типа «Los Angeles», а это была именно она, как стало известно позже, так и не всплыла. Основной причиной этого, я думаю, было понимание коман­диром американской АПЛ неправомер­ности своих действий. Поэтому он, даже несмотря на очень непростую обстанов­ку на борту лодки, предпочел не всплы­вать, а на максимально возможном ходу покинуть район столкновения. И здесь еще раз уместно возвратится к стилю по­ведения американских подводников — мысли об оказании помощи у них види­мо не возникало. «Ваtоn Rouge» благо­получно "доковылял" до родных бере­гов. Столкновение вызвало большой ре­зонанс в американском конгрессе, тем более, как стало известно во время слу­шаний, на лодке после столкновения возник пожар, имелись жертвы среди личного состава и корабль из-за полу­ченных повреждений пришлось списать из боевого состава.
Повреждения рубки К-276 "Кострома"
По возвращении в базу, как и положено, мы по команде подали морской протест в юридическую контору №1 Мурманска, в которой подробно изложили наши претензии. Бумага пошла по инстанциям, событие стало достоянием гласности, в дело вступили дипломаты. Начался обмен мнениями, консультации — и все плавно сошло на нет: американцы умело отстаивали свою точку зрения, а в нашей стране уже, видимо, было не до соблюдения наших прав на море и сохранения неприкосновенности наших территориальных вод.

В дивизии работала комиссия и проводилось расследование. Наши действия были признаны правильными, наказаний не последовало, но... потом при каждом удобном случае начальники различных уровней любили объяснять нам, как надо себя вести в море и что мы из международных правил нарушили, а что нет

Повреждения рубки К-276 "Кострома"
Основные повреждения у К-276 были в районе ограждения прочной рубки. Ремонтно-восстановительные работы велись очень долго. Прежняя система судоремонта постепенно разваливалась внедрялся "коммерческий" подход при определении исполнителей заказа, к моему предложению выбрать ГМП "Звездочка" в техническом управлении флота не прислушались.

М.Ю. Кузнецов. "Удар Локтем"

Источники

- Кузнецов М.Ю. "К-239 вступает в строй", Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №1, 2003
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001

Схема ремонта была такова: некой коммерческой организации поручалось провести ремонтно-восстановительные работы, лодка швартовалась к стенке СРЗ "Нерпа", силами же СРЗ проводились ремонтные работы (а также прикомандированными бригадами рабочих, работавшими вах­товым методом). Техническое управле­ние оплачивало работы организации, а уж она рассчитывалась с различными подрядчиками. В итоге ремонтные ра­боты длились полтора года, и общая сто­имость со всеми издержками намного превысила сумму, которую выставлял северодвинский завод.

Так или иначе техническая готов­ность К-276 была восстановлена и ко­рабль выходил в море. Под командова­нием капитана 1 ранга И.Г. Локтя экипаж корабля выполнил еще одну БС (стар­шим на борту был, если не ошибаюсь, капитан 1 ранга Г.В. Барышков).

А вот что написали наши деятели, наши проффэссионалы по разбору данного происшествия:

Причины столкновения ПЛА СФ К - 276 С ПЛА "БАТОН РУЖ" ВМС США

1. Обьективные:

- нарушение иностранной ПЛА территориальных вод России

- неверная классификация шумов ПЛА из-за предположительного использования аппаратуры маскировки акустического поля под шум РТ (GNATS).

2. Недостатки в организации наблюдения:

- некачественный анализ информации на УОИ и самописце прибора 7А-1 ГАК МГК-500 (не выявлен факт наблюдения обьекта столкновения - цель N-14 на минимальном удалении по соотношению С/П в различных частотных диапазонах)

- неоправданно большие (до 10 мин) пропуски в измерении пеленгов до цели, что не позволило использовать методы уточнения дистанции до цели по значению ВИП

- неграмотное использование активных и пассивных средств на курсе прослушивания кормовых курсовых углов, что привело к использованию всего времени лежания на этом курсе лишь на работу П/С эхопеленгования,а в режиме ШП горизонт остался фактически непрослушанным

- слабое руководство операторами ГАК со стороны командира ГАК, что привело к неполному анализу информации, ошибочной классификации цели.

3. Недостатки в деятельности расчета "ГКП-БИП-ШТУРМАН":

- безрасчетное время прослушивания горизонта на курсах 160 и 310 градусов,что привело к малому времени лежания на этих курсах и созданию неоптимальных условий для работы операторов ГАК;

- некачественное документирование обстановки и измеренных ПДЦ;

- отсутствие организации вторичной классификации целей;

- командир БЧ-7 свои обязанности по выдаче рекомендаций командиру ПЛ на специальное маневрирование для уточнения КПДЦ в соответствии со ст.59 РРТС-1 не выполнил;

- опасность столкновения с малошумной, маневрирующей на малой дистанции целью, выявлена не была.

Как всегда виноваты наши расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого не волновали на тот момент технические возможности нашей акустики. Выводы конечно из аварии сделаны были. Но они были сделаны не в сторону улучшения качества наших технических средств наблюдения, а в сторону появления на свет кучи разных "инструкций" о том, что льзя и что нельзя, чтобы было лучше и чтобы вдруг опять не протаранить случайно наших "друзей" в наших терводах.

В итоге:

В результате столкновения "Кострома" повредила себе ограждение рубки и вскоре была отремонтирована. Пострадавших с нашей стороны нет. "Батон Руж" была окончательно выведена из строя. Один американский моряк погиб.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Нерехтский уезд Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям