Кумишное воскресенье


Моя деревня Косяково – ещё в начале XX века входила в состав Ильинско-Хованской волости Ростовского уезда Ярославской губернии (сейчас Ильинский район Ивановской области; центр района – посёлок Ильинское-Хованское). Это юго-восток Ростовского уезда (Ильинского района). Косяково стоит на известной всем реке Нерль, через три километра от неё деревня Радованье – уже Юрьев-Польского района Владимирской области.

(Удивительно, что Радованье и в 2000-х годах официально имеет статус села (когда-то там была церковь, которую я уже не застала), хотя в 2010 году там жило всего пять человек. Для жителей ближних деревень Радованье тоже было небольшой деревней.)

В Ярославской и Владимирской губерниях было принято праздновать так называемое Кумишное воскресенье. О Кумишном воскресенье писал ещё брат «нашего» В.И. Смирнова – Михаил Иванович Смирнов, известный историк и «краевед Переславского края».


В моей деревне и, например, Никитинке, расположенной тогда (уже давно её нет) от Косякова примерно в 10-ти км, Кумишное воскресенье отмечалось в День Жён Мироносиц, т.е. на второе воскресенье после Пасхи (сегодня – как раз этот День). И отмечали его только девочки.


По рассказам моей дальней родственницы и одной моей приятельницы (они старше меня на несколько лет), в этот день снова красили яйца и пекли сдобные куличи, но куличи с круглым отверстием посредине. В это отверстие укладывали яйцо и всё заворачивали в красивый платок. Брали берёзовую ветку, навязывали на неё разноцветные ленточки и с веткой и узелочком шли к реке. Там ветку опускали в реку – плыть. Так было в Никитинке.
В Косякове. Когда же Пасха была ранняя и листьев на берёзах к этому времени ещё не было, то вырывали из земли старый репейник и также украшали ленточками – это называлось «краса». И с узелком и красой шли по деревне и «кумились» со встречными женщинами и девушками. Пели песни и приговаривали: «Ой ты, кумушка-кума, давай покумимся – через красное яичко давай поцелуемся».
Приходили к какому-нибудь дому и катали на доске или скамейке яички – своим яйцом пытались попасть в чужое. Если удавалось стукнуть по яйцу, то чужое забирали. Теперь другая девочка ударяла по яйцу победительницы.
Потом у колхозного бригадира (рассказывается о временах конца 1940-х – начала 1950-х гг.) спрашивали гужевую верёвку и навешивали качели в сенных сараях, что стояли за деревней, и там качались с песнями. «Было весело!»
Я тоже праздновала Кумишное воскресенье. Но мало что запомнила – видимо, ещё немного мне было лет. Помню, что ходили мы со срубленными молодыми сосенками, тоже украшенными разноцветными ленточками (самыми маленькими обрезочками материи, которые наши мамы не выбрасывали). Ходили почему-то не по деревне, а шли за деревню к «Мельнишному лесочку» на горке. Катали ли мы яйца – уже не помню, а вот «Ой ты, кумушка-кума…» помню очень хорошо. И с тех пор всегда, когда вижу молодую сосенку, в памяти – я несу её украшенную ленточками.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Нерехтский уезд Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям