ЛИТЕРАТУРНАЯ КОСТРОМА: Былое и думы
П.А. Разуваев [*]
Щемиловка, Щемиловка, студенческая юность…
11 августа 2015 года прошла встреча выпускников 1975 года филологического факультета КГПИ имени Н.А. Некрасова.
Нас вместе Галка собрала. И — макарьевцы
Не знаю, как так получилось, но выпускники филфака 1975 года встретились впервые за 40 лет. Просто были заняты в эти годы: работа, семья, дети. А сегодня мы перешагнули 60-летний рубеж, дети уже взрослые, самостоятельные, огороды и садовые участки не так актуальны для нас. И — наконец-то всё же собрались в Костроме благодаря организаторским усилиям Галины Струментовой, ныне Капежинской, из Макарьевского района, взявшейся за переписку и провернувшей огромную работу по устройству самого праздника на базе бывшего профилактория при общежитии на Щемиловке.
Галя прошла и школу, и инспекцию по делам несовершеннолетних в родном Макарьевском районе. Трудным подросткам отдала 24 года. В милиции познакомилась и с будущим мужем Алексеем. Подполковник милиции в отставке приехал на встречу вместе с супругой и помогал ей в организационных хлопотах.
С берегов Унжи поступили в пединститут в 1971 году сразу пятеро наших однокурсников. И все они вернулись в родные места. Таня Архипова стала учителем высшей категории и до сих пор преподает в школе. Лиза Сычёва тоже посвятила жизнь макарьевским школам. Потомственный учитель Юра Дубровин больше 30 лет учительствовал в Дорогинской средней школе, был её директором. Как и в студенческой юности, он «на ты» с гитарой, и мы вспомнили песенный репертуар нашей молодости.
В Дорогиню Юра распределился в 75-м году вместе с женой Людмилой. Эта семья образовалась в студенческие годы.
Среди нас — Заслуженный учитель России
Трудно узнать друг друга через 40 лет. Мы по этому поводу и шутили, и грустили ещё у памятнику Ивану Сусанину, у подножия которого и собирались. Нет, мы — народ молодцеватый, энергичный и на дедушек и бабушек не похожи, хотя у большинства из нас есть внуки и внучки.
«Мы просто перешли в другое качество», — говорили ребята. Из девочек и мальчиков сформировались профессионалы разных профессий. Духовная среда провинции. К примеру, Коля Демидов стал в Галичском районе Заслуженным учителем России. Кстати, он тоже женился на однокурснице Вале Кадниковой. Как и я — на одногрупнице Тоне Батиной, ныне главном специалисте ФМС России по Ивановской области.
Ушли в другие профессии и ещё несколько человек из нашего выпуска. Галя Алтунина из Мантурова (ныне живет в Костроме) — майор милиции запаса, костромичка Валя Посеренина — музейный работник со стажем. Её землячка Галя Макарова — кандидат психологических наук, моя землячка из Пыщуга Галя Яблонская, поработав в Павинском районе, оказалась в селе Красное-на-Волге в редакции районной газеты. Буевлянка Люба Чистякова по семейным обстоятельствам — одна растила дочь и двойняшек (муж погиб в 27 лет) — ушла в близкую профессию — детский сад.
Лена Толстопятова (к сожалению, её не было на встрече) перевелась на филфак Ивановского госуниверситета и заканчивала уже этот вуз, так как родители переехали в Иваново. Но до сих пор поддерживает связь с Костромой и своими однокурсниками по первой группе. Она — известный ивановский искусствовед, многие годы работала заместителем директора Ивановского областного художественного музея, сейчас — заведующая музеями ИвГУ.
Гимн педагогам и Лидии Дмитриевне Волковой
Все профессии хороши. И всё же все мы первые наши праздничные здравицы произносили в честь выпускников филфака, которые посвятили жизнь школе, отдав ей по 30—40 лет.
Этот наш порыв поддержала и приехавшая на встречу профессор, доктор филологических наук Лидия Дмитриевна Волкова, любимый декан с 1972 года до выпуска в 1975-м. Помним её заботливой наставницей, приходившей даже в общежитие посмотреть, как мы живём. Бывало, вспомнила Лидия Дмитриевна, и не вовремя, когда на столе в комнате на четверых набивалась целая группа, отмечавшая чей-то день рождения под обычный, крупно нарезанный хлеб, помидорки и с трёхлитровой банкой какого-то лучистого вина. Но журила за это ласково…
Но насчёт лучистого — это, конечно, шутка. Наш декан говорит, что запомнила нас как студентов, стремящихся к знаниям, редко пропускающих занятия. Совершенно не было пропусков во второй и третьей группах, где учились, в основном, выпускники из райцентров и сельских школ. Они особенно старательно готовились к семинарам. Как сказал кто-то из ребят, «научная библиотека имени Крупской была нашим вторым домом».
Мальчишки и девчонки из городов и районов области, как губка, впитывали в себя и культуру областного центра. К примеру, вспомнили, как темноволосая девочка в очках из Неи Таня Бугрова (её тоже не было на встрече) организовывала культпоходы в театр имени Островского. Благодаря ей мы пришли на концерт тогда ещё молодой певицы Елены Камбуровой.
А мне запомнились обсуждения выставки художников Шуваловых в городской библиотеке имени Пушкина; я, тогда единственный поэт курса, ходил на улицу Симановского в молодёжную газету в литобъединение «Молодые голоса».
Наша 3-я «деревенская» группа дала всех краснодипломников курса — с отличием окончили вуз Таня Самодурова и Таня Ухова, а я, лидер по итоговым баллам за все годы обучения, получил на госэкзамене четверку у Ольги Александровны Минухиной, но не расстроился ничуть. Ну не знал я современный русский язык на пятёрку.
Лидия Дмитриевна и её уроки методики преподавания литературы, а также замечательные методисты кафедры современного русского языка, многочисленные практики в школах и пионерских лагерях, — говорили наши однокурсники-педагоги, — вдохнули в них уверенность в своих творческих силах. Об этом с благодарностью говорили асы педагогического труда Галя Маренина (Шарья), Таня Самодурова (Чухломский район; 40 лет работала в одной школе — Введенской), Таня Ковалёва (Парфеньевский район), Таня Кишалова (Кострома). Таня Кишалова даже на Колыме преподавала.
Люба Карцева рассказала Лидии Дмитриевне и нам, что до сих пор учительствует, — уже в Тверской области, в сельской школе, и её ученики-выпускники нынче набрали на ЕГЭ по русскому языку по 95 баллов: «А ведь я могла поступить в сельхозинститут, побеждала школьницей в областном конкурсе животноводов и получила направление на зоофак».
Галя Громова (Лебедева) — одна из тех, кто до сих пор в школе, с детьми, да ещё какой! Элитной гимназии № 1 в Костроме. В 2014 году ко Дню учителя награждена премией КГУ имени Некрасова за практическую подготовку студентов. Она ничуть не изменилась. Такая же хрупкая и обаятельная.
Валя Красотова тоже приехала с мужем, Юрием Кудрявцевым. Мы помним его симпатичным парнем с физико-математического факультета, очень похожим на Есенина.
Эта педагогическая семья служила образованию в Пыщуге, потом — в Волгореченске. Юра 25 лет руководил там лицеем № 1. Ему присвоено звание Почётного гражданина города Волгореченска. Конечно, это успех и нашей Вали. Юра пишет песни и исполнил несколько из них на вечере встречи. Это по-прежнему очень красивая пара.
Чуть опоздала Люда Ромащенко, ставшая элегантной дамой. Мы искренне сопереживали её горю. Ведь она родом из Донбасса, из Горловки, а там, в разбомбленном городе, оставалась мама. Люда перевезла старушку в Кострому, но её сердце остановилось от перенесённых испытаний.
Всего на встрече были 25 из 70 выпускников. Великолепный результат организаторской работы Галки, кстати, старосты второй группы.
Нам дорога похвала Лидии Дмитриевны в адрес наших товарищей педагогов: «Вы учились не ради корочек, как учатся многие студенты сейчас, а ради знаний. И стали прекрасными учителями. И профессионалами в других сферах. Я рада встретиться с вами. Всех помню, всех люблю. Заходите ко мне не в гости…»
А мы и не сомневались, что Лидия Дмитриевна всех знает и помнит. И узнала многих через 40 лет. У неё фантастическая память и энергия. Надеемся, она тоже была одухотворена радостью и грустью этой встречи.
В школе работают не ради зарплаты
Конечно, говорили и о проблемах российского учительства. Реформа в образовании, говорили мои ровесники педагоги, свелась к ЕГЭ, созданию компьютерных классов даже в глубинке, но зато резко прибавилось бумажно-методической работы: «Мы погрязли в отчётах». Зарплаты, особенно в сельских малокомплектных школах, остались низкими.
«Я ушла на отдых с зарплаты в 11 тысяч рублей. Сам понимаешь, какую пенсию получаю», — говорила мне одногруппница, одна из пяти макарьевских сельских педагогов.
Но проблемы никто не «педалировал». Поразительно, но 60-летние городские и сельские «девчонки» рассказывали о своих школах и учениках с нежностью. Галя Громова призналась, что даже в каникулы рвалась на работу, — уже соскучилась: «Буду учительствовать столько, сколько позволят. Не могу без школы». Люба Карцева, та самая, у которой сельские школьники в глубинке Тверской области набирают 95 баллов на ЕГЭ, прямо с вечера встречи спешила на московский поезд: «Надо скорее домой, в деревню, в школу».
Но, если честно, не все мои однокурсники-учителя горят желанием снова встать у классной доски. «Мы устали, работа в школе требует полной самоотдачи, очень непростая, и сейчас просто отходим от неё. К тому же у многих хозяйство, огороды. Как там говорила героиня у Чехова в “Дяде Ване”: “Мы отдохнём”», — снова свели разговор к шутке они. Но учителей в селе не хватает, выпускники филфака не едут в деревню, и, уверен, наших пенсионеров ещё уговорят вернуться…
Экзамен у Билинкиса — как сопромат в техническом вузе
Мы вспомнили всех наших преподавателей. Почтили память лиричного Бориса Михайловича Козлова, строгой Ольги Александровны Минухиной, увлечённого Пушкиным Михаила Нольмана, добрейшего психолога Льва Уманского… Порадовались, что по-прежнему в строю профессоров КГУ Юрий Владимирович Лебедев, Владимир Васильевич Тихомиров (наш первый декан), Нина Семёновна Ганцовская, Алина Михайловна Мелерович.
Обросли легендами (и мы с удовольствием их снова рассказывали друг другу) имена Вячеслава Сапогова, Альберта Крупышева, Тамары Козловой, Михаила Билинкиса…
К примеру, сдать экзамен по литературе XVIII века Билинкису было — как сопромат у студентов технических вузов. Если сдал — значит, закончишь институт. Он требовал воспроизвести свои иерархические схемы построения общества и теории с буквальной точностью. И — с нас не требовались никакие собственные размышления. Несколько человек тогда завалились. Костромичка Лена Аккуратова и со второго, и с третьего раза не сдала и ушла из института. Кстати, поздней с отличием закончила культпросветучилище, а потом и Ленинградский институт культуры. Лена, мы и тебя помним! Жаль, что ты не пришла на встречу.
Как помним и отчисленного Сашу Цветкова, которого призвали в пограничные войска, а после армии — в милицию. Он рано ушёл из жизни.
На курсе, где учились 75 студентов, было пятеро парней. Закончили вуз трое. Костромич Володя Приварский, по-моему, сам ушёл с третьего курса.
…Уезжал домой в Иваново в этот же вечер на автобусе в 18.40. И надо же, на автовокзале увидел Таню Самодурову, которая ждала свой рейс на Чухлому в 19.00. 20 минут до моего отправления снова говорили о былом, делились думами о сегодняшней жизни. Как будто и не было бесед и воспоминаний в этот день. Не наговорились… У Тани было замечательное настроение. Вся она какая-то просветлённая. Такое же настроение сохраняется до сих пор и у меня, у всех, кто приехал на встречу. Моя супруга и однокурсница Тоня осталась в Иванове, на работе не отпустили. Она, честно ей сказал, многое потеряла. Вернуться в студенческую юность — это всё-таки здорово!
Я прочитал на встрече свое стихотворение «Щемиловка» из первой книжки стихов «Отпуск в Иваново-Вознесенске», изданной в 2003 году. Им и закончу этот отчёт для сайта «Кострома — русская провинция».
Павел РАЗУВАЕВ
Щемиловка
Щемиловка, Щемиловка,
Студенческая юность…
Ах, снова защемила как,
И снова ты вернулась.
Я Кострому не миную,
Заеду ненадолго
На улочку ту милую
Недалеко от Волги.
Под знаменитой горкою
Вблизи театра кукол
Стою и, снова окая,
Хочу развеять скуку.
Звенящая, шумящая
И за полночь общага,
На головах стоящая,
Мне до тебя полшага.
Головки мать-и-мачехи
Такие же родные,
Но только эти мальчики
И девочки — другие!
На серых подоконниках
Не наши ли гитары?
Но нынче здесь спокойненько
В пятиэтажке старой.
Из банок после сессии
Не ловят винный лучик…
Уеду. Дома весело
Я вспомню юность лучше…
Щемиловка грустящая,
О нас ты не забыла?
Какая грусть щемящая…
Давно всё это было.
Студенческая юность…
Ах, снова защемила как,
И снова ты вернулась.
Я Кострому не миную,
Заеду ненадолго
На улочку ту милую
Недалеко от Волги.
Под знаменитой горкою
Вблизи театра кукол
Стою и, снова окая,
Хочу развеять скуку.
Звенящая, шумящая
И за полночь общага,
На головах стоящая,
Мне до тебя полшага.
Головки мать-и-мачехи
Такие же родные,
Но только эти мальчики
И девочки — другие!
На серых подоконниках
Не наши ли гитары?
Но нынче здесь спокойненько
В пятиэтажке старой.
Из банок после сессии
Не ловят винный лучик…
Уеду. Дома весело
Я вспомню юность лучше…
Щемиловка грустящая,
О нас ты не забыла?
Какая грусть щемящая…
Давно всё это было.
2002 г. [**]
———————————————————
[*] Павел Александрович Разуваев, выпускник филфака 1975 года; журналист; г. Иваново.
[**] Специально для сайта костромка.ру.
Комментарии
Отправить комментарий