Неизвестные герои Победы
К 70-летию Великой Победы
В следующем году не только наша страна, но вся мировое сообщество будет отмечать 70 лет со дня капитуляции фашистской Германии. Самый большой вклад в Великую Победу, ценой своей жизни и крови вложили советские солдаты и офицеры. Не все из них встретили весну 1945 года и вернулись на свою родину.
Однако память человеческая так коротка, что по прошествии семи десятков лет мы не можем назвать всех имён и фамилий земляков, дошедших до Берлина. Фотографии участников Великой Отечественной войны, вскоре после её окончания, бережно собрал бывший директор краеведческого музея Георгий Иванович Лебедев. В настоящее время эти снимки хранятся в фондах, но большинство из них не подписаны.
И сегодня мы начинаем публиковать эти старые фотографии в надежде, что кто-то узнает своих родственников и сообщит в редакцию районной газеты «Вперед» или на сайт о судьбе героев-орденоносцев.
Редакция газеты «Вперёд»
Адрес: 157130, Костромская область, г. Чухлома, ул. М. Горького, 7
Телефон: 8(49441) 2-13-38
Электронная почта: VPERED-K@mail.ru
Михаил Шейко
электронная почта: privet1964@gmail.com
Татьяна Николаевна Байкова
Всмотритесь внимательно в эти лица.
Возвращённое имя снимка № 1
На днях в редакцию газеты обратилась Галина Борисовна Смирнова, медицинская сестра хирургического отделения Чухломской ЦРБ. Получив 21 номер газеты «Вперёд», на одной из опубликованных фотографий неизвестных героев Великой Отечественной войны она узнала своего дедушку – Виктора Ивановича Троицкого.
Этот факт подтвердили её мать – Ирина Викторовна Варновская и тётя Людмила Викторовна Соколова, – дочери лейтенанта Троицкого.
Виктор Иванович родился в 1909 году, на фронт ушёл в декабре 1941 года из деревни Пыхино, где жили его жена Ольга Гуревич, учитель начальной школы с маленькими дочерьми.
22 марта 1944 года командир взвода 493 истребительного противотанкового артиллерийского Бердичевского полка Первого Украинского фронта Виктор Троицкий совершил подвиг. Во время боя с противником он организовал чёткое взаимодействие между тремя орудиями, расчётами которых он командовал. Во время контратаки немецких танков в районе Немировки его взвод поджёг три вражеских танка и три бронетранспортёра. А когда два наших орудия вышли из строя, Виктор Иванович приказал бить немецких автоматчиков из пулемётов и, прикрываясь этим огнём, сумел эвакуировать подбитые орудия с поля боя. Вскоре лейтенанта Троицкого за этот бой наградили орденом Отечественной войны II степени, с которым он и сфотографирован незадолго до своей гибели.
23 января 1945 года во время боя уже в составе 229 стрелкового полка 225 Новгородской дивизии наш земляк погиб смертью храбрых и похоронен на территории Польши у деревни Карцево Кольцовского воеводства.
Поступил звонок от Светланы Рудольфовны Лебедевой из Панкратова. Её свёкор Борис Александрович Лебедев на фотографии (на сайте № 3) узнал своего старшего брата Павла, уроженца деревни Головино Турдиевского сельсовета. Он сказал, что брат пропал без вести, последнее письмо от него мать получила из госпиталя и на этом связь оборвалась. Однако здесь кроется какая-то загадка.
В четвёртом томе Книги Памяти Костромской области по Чухломскому району на 186 странице написано, что Павел Александрович Лебедев из деревни Головино 1915 года рождения призван в 1941 году, рядовой, погиб 10 декабря 1943 года и захоронен в деревне Хвостки Витебской области. А Борис Лебедев утверждает, что брат имел офицерское звание, он командир. На фотографии мы тоже видим старшего лейтенанта, но Павел ли это – пока остаётся невыясненным.
Возвращённое имя снимка № 6
В редакцию газеты «Вперед» позвонила Татьяна Валерьевна Дорофеева. Она сообщила, что на снимке изображён её дядя Николай Андреевич Лебедев, который и сейчас проживает в Судае. Ветерану войны 87 лет, а на войну он отправился в 1944 году 18-летним безусым пареньком. Его танк Т-34 форсировал Одер и штурмом брал укреплённый Берлин. После взятия Рейхстага и празднования великой Победы, Николай Андреевич ещё долго служил в Германии. В Судай вернулся лишь в сентябре 1950 года.
В 2011 году в районной газете «ВПЕРЕД» был опубликован очерк о ветеране Великой Отечественной Войны – Лебедеве Николае Андреевиче.
ТАНКИСТ ЛЕБЕДЕВ
Эти даты навсегда врезались в память бывшего танкиста Лебедева. Июнь 1944 года, восемнадцатилетний судайский паренек Николай Лебедев получил повестку в военкомате и одного из судайцев направили его на фронт. В начале была учеба на радиста-пулеметчика танка Т-34 в 10 танковом полку в г.Горьком.
– В учебке кормили более-менее нормально, это сразу мы все отметили после скудного домашнего питания,- вспоминает бывший фронтовик- 13 марта 1945 года мы получили танки в Горьком на бывшем автозаводе, там же сформировали маршевую роту, погрузили в эшелоны и повезли нас на фронт. 14 апреля привезли на реку Одер, ближе к передовой, в 9 танковый корпус Первого Белорусского фронта. Нам, юнцам, хотелось скорее вступить в бой с врагом, поскорее освободиться от фашизма. 14 и 15 апреля разгружались, а уже ночью 16 апреля после трехчасовой артподготовки переправились по фронтовому мосту через Одер, но бомбили где-то справа, и мы благополучно на два километра вклинились во вражеские позиции. Я был радистом у командира, вижу, как два наших танка загорелись. Немного погодя фрицы попали и в наш танк – попали в левую бортовую. Вот здесь я впервые увидел, как наши соседние танки, два экипажа, сразу сгорели. Нас же эвакуировали на ремонт на аварийный пункт после боя. Три дня были на ремонте, а потом все-таки попали опять к своим.
У Николая Андреевича, восьмидесятипятилетнего фронтовика, прекрасная память, худощавый, подтянутый, он выглядит моложаво, ну, просто лет на двадцать моложе своего возраста. Приятный собеседник, интересный рассказчик, только опытным журналистским взглядом можно определить внутреннее волнение бывшего танкиста, штурмующего последний бастион фашизма – рейхстаг. Подробно поведал солдат Второй Мировой и о том бое, где он выручил боевых товарищей – убил несколько немецких солдат, направивших орудие на советский танк. В этом бою он получил ранение, но судьба и здесь распорядилась по-своему: жив остался костромской паренек.
Родительский дом
Во время боя ничего, кроме яростно бить врага, в сознание не приходило. Это позднее, в минуты отдыха вспоминаются родные судайские края, река Вига, где мальчишками купались, грибные места, и как бы находишься в родном родительском доме. Кроме него в семье росли младшие братья – Валерий и Борис, сестра Людмила. Побаивались все сыновья строгого, но справедливого отца – Андрея Дмитриевича. Он работал обходчиком, затем пожарником и дорос до директора Судайского лесхоза. Мать – Анна Степановна нигде не работала, была домохозяйкой, все заботы по содержанию такой большой семьи легли на ее плечи.
Ну, а как не вспомнить тот случай, когда он по подозрению в разбое на Судайский магазин был задержан и посидел на нарах, познал, что такое тюрьма, – и в Чухломе, и в Галиче, и в Ярославле, в Коровниках. Шесть месяцев семнадцатилетний паренек провел в этих местах, пока не разобрались, что он не виноват. Голодный, холодный, незаслуженно отсидевший полгода в неволе, добирался он домой – до Галича на поезде, а до Судая – за два дня одолел путь пешком, чем ближе к Судаю, к дому, ноги уже вроде сами передвигались.
Теперь, получивший опыт танкового сражения, гордо шагающий перед вновь прибывшим пополнением, в минуты отдыха Николай вспоминает уже другую часть своей многосерийной жизни, всего-то лишь девятнадцатилетнего судайского паренька. 10 января сорок третьего его уже отправили повесткой в армию. Двенадцать таких же безусых парней в Буйском военкомате ждали направления на фронт, но в тот раз его и парня из Торманова отправили назад домой. Кто бы мог подумать, что он сейчас в центре Европы, в Германии, в самом логове фашизма.
Бои в Берлине
— Особенно тяжелые бои шли в самом городе, мешали фаустники. Как только выберется танк — так сразу же и горит. Огонь вели почти непрерывно, ожесточенно сопротивлялись немцы, особенно юнцы. Чуть высунешь голову — считай, сразу же будешь убитым. Ствол пушки до того был раскален, что на нем запекалось человеческое мясо. А и находились-то мы в 500 метрах от рейхстага. Наш 195 отдельный танковый батальон 95 танковой бригады 9 танкового корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Кириченко, был в самом пекле. Ну и у нас. солдат, появился такой запал, такое желание поскорее побить этих извергов. 30 апреля около 3 часов дня из окна рейхстага был выкинут белый флаг. Два-три дня мы простояли, боевых действий не вели. Нам хорошо было видно, как горело здание рейхстага, большая площадь перед ним была вся изуродована. Видели ясно перебежки пехоты, но мы, танкисты строго стояли на своем рубеже.
Из наших подразделений никто расписываться на этом здании не ходил, командиры запретили. 8 мая объявили о
том, что Германия капитулировала. Где-то достали бочку красного вина, и кто сколько мог, столько и пил.
9 мая слышал сильные выстрелы, это поляки салютовали. Из разговора командира батальона по телефону узнали, что война закончилась нашей Победой. Нас отправили в Эрфурт. А затем нас перевели в Лейпциг.
Пять с половиной лет наш земляк находился в Германии, узнал европейскую природу, пунктуальность самих жителей, их культуру. Только 10 сентября 1950 года вернулся в родной Судайский край.
Этого доброго и порядочного фронтовика помнят многие
судайцы и по партийной и по работе в леспромхозе, промкомбинате и дорожном отделе.
Только хорошие отзывы о Николае Андреевиче Лебедеве высказала глава сельского поселения Татьяна Копф: «Скромный, добрый, откликается на все предложения».
Хочется пожелать доброго здоровья фронтовику, передавать молодому поколению патриотизм и любовь к своей Отчизне и своей малой родине. Честно прожитая жизнь ветерана в судайских коллективах получила признание и уважение всех земляков.
ВЛАДИМИР АРЖАНЦЕВ
Газета «ВПЕРЕД»,2011 год
Комментарии
Отправить комментарий