Межевской район Костромской области
Ни в одном районе Костромской области нет таких красивых деревянных изб и такой красивой деревянной посуды, как в Межевском. Это край мастеровых и ремесленников.
Хлеб, породистый скот, гончарные изделия, лес, пушнина – всё это издревле поставляли межаки. Но особое место здесь всегда занимали промыслы, связанные с переработкой леса. В деревне Петровка делали рамы для окон, столы, стулья, диваны, самопрялки. В Абрамове - сани и тарантасы, в Ивановском и Селине делали ткацкие станы и все приспособления к ним. В деревнях Соколово и Ложково было развито бондарное производство: умельцы изготавливали кадки, бадьи, ложки. Из дубовой, ольховой коры и еловых шишек добывали краску для самотканых материалов. И именно здесь жили и живут до сих пор лучшие плотники. Дом, построенный в 1853 году крепостным графа Толстого Артёмом Калининым, дом Ершовых из д. Портюг, был перевезён в музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Строили тогда только топорами, без пил, без единого гвоздя, из деревьев, просушенных и лежавших в «кострах» около четырёх лет. Все постройки – настоящие шедевры деревянного зодчества. Местные знатоки плотницкого дела ездят, как раньше «отходники», в Москву на «заработки». К плотницкому ремеслу здесь подходят с вдохновением и творчеством. Поражают своей резной красотой дома Глушковых в селе Георгиевское и Румянцевых в посёлке Первомайском. Очень популярна в Межевском районе и скульптурная резьба. С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. Это были идолы и другие культовые фигуры, мебель и утварь, игрушки, изделия утилитарного характера. Так, украшения деревянного жилища нередко выполнялись в виде голов коней, птиц. В виде круглой декоративной скульптуры изготовляли опорные столбы ворот, калиток, элементы малых архитектурных форм, ульи и многое другое. Кроме того, с давних пор еще на примитивных токарных станках мастера выполняли точеные изделия для жилища: мебель, украшения, поделки. Точеные балясины светелок и балконов, лестниц и крылец, декор на наличниках в общем убранстве дома в сочетании с различными видами резьбы — все это неповторимо украшало жилище.
В наше время традиционная русская токарная посуда получила вторую жизнь. Часто в домах межаков можно увидеть чашки и миски, блюда и различные сухарницы, солонки и кубки, карандашницы, вазочки и многое другое: выточенные вручную на токарном станке, с резными порезками и орнаментальными полосами, они не только выполняют утилитарную роль, но и служат прекрасным украшением любого дома. Не случайно именно дерево принесло Межевскому району общероссийскую известность. В 2013 году вязу деревни Черемисской был присвоен всероссийский статус «Дерево – памятник живой природы». Решение об этом подтверждено сертификационной комиссией Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы». Только 20 уникальных деревьев в России получили такой статус. Возраст вяза — 160 лет, высота - около 35 метров, ствол в обхвате на высоте человеческого роста около двух метров. Многие жители Межевского района спешат в Черемисскую, чтобы прикоснуться к дереву-гиганту. Как известно, древесные культуры щедро делятся с человеком своей энергетикой. Они ее проводники, обеспечивают тесную связь силы земли с ее основательностью и фундаментальностью и силы неба, дарующей человеку возвышенность и легкость мышления. Вяз - растение уникальное и нехарактерное для этой местности, – обычно вязы произрастают в зоне широколиственных лесов. Одарила природа деревню Черемисскую и ещё одним чудом.
Здесь протекает родниковая река Мальчиха. Вода из этой реки не портится и дает людям силы для борьбы с телесными хворями и душевными невзгодами. По легенде, на горе у родниковой речушки жил князь, который однажды был проклят и потому провалился вместе со своим домом под землю. Свидетельством тому четырехскатная крыша, видневшаяся в овраге из-под земли. Останки строения еще помнят ныне живущие очевидцы. Легенда гласит, что в ночь на Ивана Купалу князь выезжает из горы на белом коне, чтобы напоить его серебряной водой из речушки Мальчихи и самому испить этого чудесного природного напитка, омыть им свое лицо и руки. Любителям путешествовать по святым местам здесь же предложат паломнический тур на внедорожниках, который начинается на границе Межевского района, - в Княжию пустынь Кологрива. Здесь в начале XVIII в. одному из помещиков местной деревни во время охоты явилась чудотворная икона Успения Божьей Матери. Постригшись в монахи и приняв имя Иезекииль, помещик основал на Святой горе мужской монастырь и построил в 1719 г. Успенскую церковь, конечно, деревянную, сохранившуюся до наших дней. Княжепустынская обитель, запустевшая после смерти своего основателя, постепенно превратилась в погост. Потомки помещика не забывали о Княжей пустыни. На их средства рядом с деревянной в 1842 году была построена каменная Успенская церковь.
Несколько веков не зарастает тропа богомольцев, которые стремятся попасть на святое место. На Святую гору, где расположена обитель, нужно подняться пешком, многие паломники при этом несут тяжелые камни. Слева от церквей - святые целебные источники. Вблизи разрушенного дома келейницы для паломников возведен дом, конечно, деревянный - для размещения и отдыха. А дальше – дорога и в сам Кологрив….
с сайта kostroma.ru
Хлеб, породистый скот, гончарные изделия, лес, пушнина – всё это издревле поставляли межаки. Но особое место здесь всегда занимали промыслы, связанные с переработкой леса. В деревне Петровка делали рамы для окон, столы, стулья, диваны, самопрялки. В Абрамове - сани и тарантасы, в Ивановском и Селине делали ткацкие станы и все приспособления к ним. В деревнях Соколово и Ложково было развито бондарное производство: умельцы изготавливали кадки, бадьи, ложки. Из дубовой, ольховой коры и еловых шишек добывали краску для самотканых материалов. И именно здесь жили и живут до сих пор лучшие плотники. Дом, построенный в 1853 году крепостным графа Толстого Артёмом Калининым, дом Ершовых из д. Портюг, был перевезён в музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Строили тогда только топорами, без пил, без единого гвоздя, из деревьев, просушенных и лежавших в «кострах» около четырёх лет. Все постройки – настоящие шедевры деревянного зодчества. Местные знатоки плотницкого дела ездят, как раньше «отходники», в Москву на «заработки». К плотницкому ремеслу здесь подходят с вдохновением и творчеством. Поражают своей резной красотой дома Глушковых в селе Георгиевское и Румянцевых в посёлке Первомайском. Очень популярна в Межевском районе и скульптурная резьба. С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. Это были идолы и другие культовые фигуры, мебель и утварь, игрушки, изделия утилитарного характера. Так, украшения деревянного жилища нередко выполнялись в виде голов коней, птиц. В виде круглой декоративной скульптуры изготовляли опорные столбы ворот, калиток, элементы малых архитектурных форм, ульи и многое другое. Кроме того, с давних пор еще на примитивных токарных станках мастера выполняли точеные изделия для жилища: мебель, украшения, поделки. Точеные балясины светелок и балконов, лестниц и крылец, декор на наличниках в общем убранстве дома в сочетании с различными видами резьбы — все это неповторимо украшало жилище.
В наше время традиционная русская токарная посуда получила вторую жизнь. Часто в домах межаков можно увидеть чашки и миски, блюда и различные сухарницы, солонки и кубки, карандашницы, вазочки и многое другое: выточенные вручную на токарном станке, с резными порезками и орнаментальными полосами, они не только выполняют утилитарную роль, но и служат прекрасным украшением любого дома. Не случайно именно дерево принесло Межевскому району общероссийскую известность. В 2013 году вязу деревни Черемисской был присвоен всероссийский статус «Дерево – памятник живой природы». Решение об этом подтверждено сертификационной комиссией Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы». Только 20 уникальных деревьев в России получили такой статус. Возраст вяза — 160 лет, высота - около 35 метров, ствол в обхвате на высоте человеческого роста около двух метров. Многие жители Межевского района спешат в Черемисскую, чтобы прикоснуться к дереву-гиганту. Как известно, древесные культуры щедро делятся с человеком своей энергетикой. Они ее проводники, обеспечивают тесную связь силы земли с ее основательностью и фундаментальностью и силы неба, дарующей человеку возвышенность и легкость мышления. Вяз - растение уникальное и нехарактерное для этой местности, – обычно вязы произрастают в зоне широколиственных лесов. Одарила природа деревню Черемисскую и ещё одним чудом.
Здесь протекает родниковая река Мальчиха. Вода из этой реки не портится и дает людям силы для борьбы с телесными хворями и душевными невзгодами. По легенде, на горе у родниковой речушки жил князь, который однажды был проклят и потому провалился вместе со своим домом под землю. Свидетельством тому четырехскатная крыша, видневшаяся в овраге из-под земли. Останки строения еще помнят ныне живущие очевидцы. Легенда гласит, что в ночь на Ивана Купалу князь выезжает из горы на белом коне, чтобы напоить его серебряной водой из речушки Мальчихи и самому испить этого чудесного природного напитка, омыть им свое лицо и руки. Любителям путешествовать по святым местам здесь же предложат паломнический тур на внедорожниках, который начинается на границе Межевского района, - в Княжию пустынь Кологрива. Здесь в начале XVIII в. одному из помещиков местной деревни во время охоты явилась чудотворная икона Успения Божьей Матери. Постригшись в монахи и приняв имя Иезекииль, помещик основал на Святой горе мужской монастырь и построил в 1719 г. Успенскую церковь, конечно, деревянную, сохранившуюся до наших дней. Княжепустынская обитель, запустевшая после смерти своего основателя, постепенно превратилась в погост. Потомки помещика не забывали о Княжей пустыни. На их средства рядом с деревянной в 1842 году была построена каменная Успенская церковь.
Несколько веков не зарастает тропа богомольцев, которые стремятся попасть на святое место. На Святую гору, где расположена обитель, нужно подняться пешком, многие паломники при этом несут тяжелые камни. Слева от церквей - святые целебные источники. Вблизи разрушенного дома келейницы для паломников возведен дом, конечно, деревянный - для размещения и отдыха. А дальше – дорога и в сам Кологрив….
с сайта kostroma.ru
Комментарии
Отправить комментарий