суббота, 4 апреля 2015 г.

Губернский городок Кострома

Леонид Андреевич Колгушкин

Вид на устье реки Костромы с правого берега Волги.
Cтарый губернский городок Кострома в западной своей части отличался тихой, строго размеренной жизнью мещан, ремесленников, рабочих, а также купечества. Основным населением здесь были рабочие текстильных фабрик, фанерного и лесопильного заводов, а также мелких предприятий различного профиля: мастерских, парикмахерских, часовых, питейных заведений.
Крупные магазины размещались в Торговых рядах и в первом квартале улицы Русиной. В восточной и юго-восточной части города, за исключением окраин, жили более привилегированные слои костромского общества: промышленники, богатые купцы, государственные чиновники и зажиточные мещане. К началу XX века население Костромы было не более 42 ООО человек, не считая состава воинских частей и заключенных. В Костроме в это время мы видим много зелени: тенистые липовые, березовые и дубовые сады, почти у каждого домовладения три-четыре развесистых дерева. Панорама города с Волги, а особенно с противоположного берега от села Городища, была очень привлекательна и живописна. Заволжье всегда напоминало большую деревню, хотя там и находился железнодорожный вокзал. Никаких крупных производств в Заволжье не было. Население его состояло из ломовых и легковых извозчиков, мелких кустарей, торговцев и железнодорожных рабочих и служащих из соседнего села Селища. Кроме извоза, занимались здесь сапожным промыслом, продукция эта высоко ценилась крестьянами за прочность и относительную доступность по цене.
Городской берег Волги был очень оживленным. У самого маленького бульварчика находилась дачная пристань пароходства Набатова, за ней купальня. Дачные пароходики «Муравей», «Пчелка» и другие беспрерывно курсировали вниз по Волге, приставая к каждой даче. Много перевозилось товаров по Волге, и, должно быть, между пароходствами шла жесточайшая конкуренция. Одни общества вытесняли другие. Первыми же прекратили свое существование общества «Зевеке», «Зарубины», «Каменские». Прочнее держались пароходства «Кавказ и Меркурий», «Кашины», «Русь», «Общества по Волге» и «Самолет». Последние два пароходства имели наилучшие, быстроходные пароходы, предпочитаемые более обеспеченными пассажирами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога