Кострома. Памятники архитектуры Золотого кольца


Успенский и Богоявленский соборы
Кострома - одно из интересных звеньев Золотого кольца для всякого человека, который хочет познакомиться с обликом древних русских городов. Путешествие по костромским местам оставляет незабываемые впечатления: вас ждут живописные ландшафты, памятники культуры и истории, замечательные образцы народного искусства...
<...>
Костромская земля связана с именами известных деятелей русской культуры: Федором Волковым, создателем национального театра; A. Ф. Писемским, А. Н. Островским, Н. А. Некрасовым, А. А. Потехиным, B. В. Розановым, В. С. Розовым, классиками отечественной литературы; Б. М. Кустодиевым, одним из крупнейших художников Серебряного века; П. А. Флоренским, религиозным мыслителем, погибшим в советских застенках; А. И. Солженицыным, чьи работы известны во всем мире.
В костромском крае в течение веков складывались художественные традиции, характеризующие русское искусство и культуру в целом. Здесь сохранились самобытные и высокохудожественные памятники архитектуры, образцы искусной ковки металла, резьбы по дереву.
Если у вас будет время, посетите окрестности и побывайте в селах Красном и Сидоровском, в поселке Судиславль, в усадьбе Щелыково. История этих мест уходит в далекое прошлое: наименование селений встречается в документах XVI-XVII веков.

Побродите по зеленым улочкам и посмотрите не только отдельные памятники (церковь Богоявления XVI века в Красном или Преображенский собор XVIII века в Судиславле), но и окружающие их здания. деревянные дома с кружевной резьбой... наличников или каменные -с ажурными коваными козырьками над входной дверью. И тогда вам откроется особый мир изысканной старины.
В Щелыкове, усадьбе А. Н. Островского, вас очарует природа «Берендеева царства», воссозданного драматургом в пьесе «Снегурочка». В мемориальном доме-музее вы познакомитесь с усадебным интерьером и как бы соприкоснетесь с XIX веком. Литературный музей расскажет вам о творчестве великого драматурга, о вечной жизни его произведений.
<...>
Основание Костромы относят к середине XII века. Тогда началась активная борьба Руси с Волжско-Камской Болгарией за торговый путь по Волге. Это заставило укреплять поволжские поселения, и в Костроме, как и в ряде других мест, была построена крепость. Стояла она на левом берегу Волги, на небольшой возвышенности у впадения в Волгу реки Сулы, что подтверждают неоднократно проводившиеся здесь археологические раскопки.
В легенде об основании города, записанной и опубликованной в середине XIX века, говорится о том, что Юрий Долгорукий с войском прибыл в эти окруженные лесными дебрями места, чтобы защитить купцов и торговых людей от разбойничьих набегов, и заложил на берегу Волги город.
Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают его происхождение от финского слова «кострум» - «крепость». Другие связывают его с древним «хороводным действом», называвшимся Костромой и бытовавшим с языческих времен на Руси в тех краях, где возделывали лен. Сведения о первоначальном поселении весьма скудны. Впервые Кострома как значительный населенный пункт упоминается в Воскресенской летописи в 1213 году в связи с описанием борьбы между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо. В 1237-1238 годах Кострома была захвачена и разграблена татаро-монголами, но возродилась: был поставлен Костромской кремль и в 1246 году образовано Костромское удельное княжество, позднее вошедшее в состав владений Москвы.
В 60-70-х годах XIII века начались массовые выступления русских людей против татарского ига. В 1272 году костромичи одержали победу над отрядом татарских сборщиков дани на берегу озера, получившего впоследствии название «Святое» (ныне Некрасовское). Город, неоднократно разоряемый дотла вражескими войсками и княжескими усобицами, много раз выгоравший, почты не сохранил древних памятников художественной культуры. Известны несколько произведений религиозной живописи тех времен, в частности, выносная чудотворная икона Феодоровской Божией Матери XIII века (находится в Костроме в кафедральном Богоявленском соборе), икона «Никола в житии» XIV века (хранится в Санкт-Петербурге в Русском музее), предметы мелкой пластики, найденные при археологических раскопках на территории города, а также предметы быта. Однако и это немногое позволяет говорить о существовании и в те далекие времена в Костроме талантливых мастеров, создававших местные художественные традиции, которые получили в дальнейшем свое развитие в искусстве края.
Благодаря выгодному положению на оживленном торговом пути в XV-XVI веках Кострома становится крупным центром ремесла и торговли, а в конце XVI и в первой половине XVII веков - одним из самых крупных городов России.
Расположенный в лесном краю, город строился из дерева. Частые пожары, достигавшие размеров стихийного бедствия, уничтожали постройки. Летопись отмечает, что при пожаре 1413 года в Костроме сгорело 30 церквей. Такое количество храмов наглядно свидетельствует о значительных размерах города.
После пожара Костромской кремль сооружается на новом, более возвышенном месте волжского берега, откуда хорошо просматривалась река выше и ниже города по течению.
<...>
Архитектурный комплекс Костромского кремля состоял из Успенского (основан в первой половине XVI века, перестраивался в 1678, 1775-1778 годах) и Богоявленского с колокольней соборов (1776-1791), двух жилых домов (1795-1796) и ограды со Святыми воротами (1767). Богоявленский собор и колокольня созданы были Степаном Ворошиловым, искусным мастером и талантливым архитектором. Издалека видимый с Волги Костромской кремль украшал город, формировал архитектурную доминанту его центральной части, являясь своеобразной визитной карточкой.
В 1934 году Костромской кремль (за исключением двух домов) был варварски уничтожен советской властью, на его месте устроен парк, который «украшает» фигура основателя советского государства В. И. Ленина, водруженная на постамент, оставшийся от неосуществленного проекта монумента в честь трехсотлетия дома Романовых.
Сейчас трудно судить об облике древней Костромы. Дошедшие документы и немногочисленные рисунки позволяют представить причудливый силуэт деревянного города с многочисленными... церквами среди тесной посадской застройки, с улицами, которые свободно следовали по рельефу, с деревянными мостами, перекинутыми через овраги и речки.
<...>
Начавшаяся в первые годы XVII века польская интервенция тяжело отразилась на состоянии города. В 1608 году костромское ополчение из посадских людей примыкает к восстанию против интервентов, организованному галичанами.
Активное участие принимали костромичи в ополчении К. М. Минина и Д. М. Пожарского. Во время борьбы с польскими интервентами на костромской земле совершил свой подвиг Иван Сусанин.
После изгнания интервентов началось восстановление города.
К середине XVII века Кострома становится значительным экономическим, крупным центром художественной культуры Московского государства. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебряники, холщевники. Костромские кожи вывозились за границу. Холсты, весы, замки были известны далеко за пределами города. Костромские зодчие-каменщики приглашаются на строительство дворцов и соборов в столице и во многих других городах.
Особой известностью пользовались костромские изографы, они расписывали великолепным стенным письмом соборы в Москве, Ярославле, Переславле-Залесском, Суздале. Постепенно формировалось особое - костромское письмо, достигшее своего расцвета в XVII-XVIII веках.
От духовной жизни XVII века в Костроме сохранились такие широко известные храмы, как вновь отстроенный собор в честь Живо-начальной Троицы в Ипатьевском монастыре, а также посадские церкви в честь Воскресения Христова на Дебре, во имя Святого Иоанна Богослова в Богословской слободе, Ильи Пророка (придел церкви Рождества Иисуса Христа) и Спаса Преображения за Волгой, церковь Вознесения Христова в Мельничном переулке.
Церковь Воскресения Христова на Дебре - наиболее яркий пример посадского храма, который строился «миром» - при самом активном участии жителей, вкладывавших в это строительство не только денежные средства, но и главным образом неколебимую веру в гармоничное устройство жизни, которое во всем своем могуществе открывается человеку только в храме.
Несмотря на традиционность общей архитектурной композиции церкви Воскресения Господня, деталировка и художественный декор здания придают ему необычайное своеобразие. Церковь Воскресения Господня - яркий пример синтеза искусств, когда вместе с зодчими-каменщиками работали искусные изографы, резчики по камню и дереву, кузнецы. Искренняя вера в Бога, осеняющая их труд, создала неповторимую симфонию форм и красок, звучащую стройно и радостно.
На галерею церкви с севера, запада и юга ведут крыльца с шатровыми завершениями. Этот прием тесно связан с характером древних деревянных церквей костромского края. Первоначальный облик Воскресенского храма был еще более близок к образцам деревянного зодчества... Но в 1871-1873 годах церковь была значительно переделана. По всей вероятности, к этому же времени относится и пестрая в шашку раскраска церкви.
В архитектурном убранстве фасадов и интерьеров церкви Воскресения Господня на Дебре широко использован белый резной камень. Особенно интересны и сложны рельефы главных, Святых врат церкви. В мастерски выполненных льве, единороге, птице сирине древние мастера воплотили свои представления о Красоте, одновременно вложив в эти изображения глубокий религиозный смысл. Особенно выделяются рельефы, где изображены птицы: неясыть (ненасытимая птица), рвущая свою грудь, и феникс «с ликом девы» как два возможных варианта человеческой жизни.
Не менее искусно выполнены резные детали из белого камня на порталах внутри церкви.
Особого внимания заслуживает древняя стенопись памятника, которая сохранилась в боковой пристройке храма (приделе), посвященной трем святителям: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову (отсюда название - Трех-святительский); в галерее на западной и южной стенах квадратного в плане здания (четверика,); а также в центральной цилиндрической части (барабане/ Основное место в стенописях галереи церкви отведено событиям из Библейской истории, среди которых специальное место занимает Апокалипсис. В Трехсвятительском приделе стенопись посвящена теме мученической кончины апостолов, а также сценам из «Жития Василия Великого».
Гораздо более скромными являются другие посадские храмы Костромы, построенные в 80-х годах XVII века.
В 1778 году Кострома становится центром обширной губернии. В связи с этим начинается строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города. Заметно увеличивается и количество каменных жилых домов.
Новая застройка велась по Генеральному плану, утвержденному в 1784 году. Удачно выбранная новая планировка города, а также то обстоятельство, что центральная часть города была опустошена огромным пожаром 1773 года, позволили почти полностью осуществить замыслы авторов нового проекта, поэтому можно считать, что архитектурный облик города сложился в основном в конце XVIII - первой трети XIX века.
В основу Генерального плана Костромы была положена четкая веерная схема: улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волги. Главная ось плана перпендикулярна набережной реки и проходит через центр площади.
При застройке по новому плану для каменных домов в первую очередь отводились угловые участки для закрепления направления улиц. Веерная схема планировки города не позволяла строить на этих местах дома по «образцовым», т. е. типовым прямоугольным планам. Так называемые «апробированные» проекты перерабатывались, в результате чего многие дома получили индивидуальный, выразительный облик. Наиболее интересные вошли в число памятников архитектуры, отражающих разные стили. Так, черты классицизма прочитываются в облике домов № 8 по ул. 1 Мая (бывш. усадьба Стригалевых, нач. XIX в.; втор. чете. XIX в.), № 4 по ул. Молочная гора {бывш. усадьба Колодезниковых, XIX в.); в домах № 11 {бывш. усадьба Дурыгиных, кон. XVIII в.; втор. пол. XIX в.; нач. XX в.) и 13 (бывш. дом Дурыгиных, кон. XVIII-кон. XIXв.) по проспекту Мира можно обнаружить как приметы классицизма, так и эклектики концаXIX-началаXXвеков; позднее провинциальное барокко представлено в доме № 18 (построен купцом А. И. Акатовым, кон. XVIII в.; сер. XIX в., кон. XIXв.), по соседству с ним дом под № 22 (бывш. дом Н. П. Акатова, нач. XIXв.) по ул. Островского вновь возвратит вас в мир провинциального классицизма, с приметами которого вы встретитесь и на Советской (бывш. Русиной), центральной улице города, в фасадах домов № 24 (бывш. дом И. В. Малышева, кон. XVIII в.; сер. XIX в.), 33 (бывш. усадьба Ашастиных, перв, треть XIX в.; втор. пол. XIX - нач. XX в.), 39 (бывш. усадьба Трубниковых, рубеж XVIII-XIXвв.; втор. пол. XIX в.).
Особое место среди зданий, расположенных в центральной исторической части города, занимает дом № 5 по проспекту Мира - Романовский музей. Здание, яркий образец модерна в «русском стиле» (арх. Н. И. Горлицын), изначально строилось как музейное помещение и было открыто 19 мая 1913 года в присутствии Николая II во время празднования в Костроме трехсотлетия дома Романовых. Сегодня здесь располагаются экспозиции и фонды Костромского государственного объединенного художественного музея. В состав коллекции входят работы Н. С. Гончаровой («Дева на звере», 1911), Р. Р. Фалька («Пейзаж во дворе», 1915), Н. Н. Купреянова (в частности, «Всадники», 1915; «Царь Давид», 1915), Е. В. Честня-кова (в частности, «Щедрое яблоко», 1968; «Праздник всеобщего благоденствия», 1968; глиняные игрушки).
Привлекают внимание отдельные деревянные дома на улицах города. Особое место среди них занимает дом в стиле ампир № 23 (бывш. дом дворян Шиповых, входивший в усадебный комплекс, пере. чете. - кон. XIXв.) по ул. Войкова. <...> Особое изящество зданию придают шестиколонный... портик, своеобразное перекрытие, поддерживаемое колоннами, и треугольный фронтон с полукруглым окном над ним, выдержанные в монументальных классических формах. Пропорции портика и общее решение здания, включая внутреннюю отделку, свидетельствуют о большом мастерстве архитектора, проектировавшего этот дом.
Приятное впечатление своей масштабностью и законченностью композиции производят и сохранившиеся на многих улицах типичные для рядовых домов XIX века так называемые дома с мезонином, как, например, № 43 (бывш. городская усадьба, втор. пол. XIX в.) по ул. Мясницкой.
Центр Костромы представляет собой* необычайно цельный архитектурный ансамбль. Так, впервые оказавшись в 1848 году в Костроме, драматург А. Н. Островский отметил в дневнике: «Площадь, на которой находится гостиница, где мы остановились, великолепна». Позднее Островский неоднократно бывал в Костроме и останавливался в гостинице, носившей название «Россия». Ее современный адрес -проспект Мира, д. 1 (дом Рогаткина и Ботникова, 1810-е гг.; втор. пол. XIX в.).
Ансамбль центра формировался в течение почти полувека, и в его создании принимали участие многие архитекторы. Особенно заметными из них надо считать архитектора-подрядчика С. А. Воротилова, работавшего в конце XVIII века, и П. И. Фурсова, который был губернским архитектором с 1822 по 1831 год.
Талантливый воспитанник академии художеств П.И. Фурсов отдал Костроме лучшие творческие годы. Им созданы здесь сооружения, которые по праву вошли в золотой фонд памятников архитектуры. К ним прежде всего следует отнести здания пожарной каланчи и гауптвахты на центральной площади города.
Оба здания (окончены строительством в 1825 году) архитектор сделал подлинными произведениями искусства, органично вписанными в ансамбль центра, основой которого является комплекс торговых рядов.
Город издавна вел оживленную торговлю, и многочисленные лавки строились рядами по однородности продаваемых товаров и назывались соответственно мучными, овощными, рыбными, лапотными и т. д. рядами. Еще в XVII веке в Костроме был 21 торговый ряд с 714 деревянными лавками; кроме того, были лавки и вне рядов.
Комплекс торговых рядов в Костроме является одним из самых крупных торговых центров России XIX века, сохранившихся до наших дней. Он строился на протяжении нескольких десятилетий с конца XVIII века, когда сооружались Большие Мучные и Красные ряды, до тридцатых годов XIX века, когда были построены Малые Мучные, Мелочные, Рыбные ряды.
В основу планировки всех зданий рядов положена как бы типовая секция купеческой лавки: на первом этаже размещалось торговое помещение, а на чердаке и в подвале складывались запасы товаров. Красные и Большие Мучные ряды начали строить одновременно в 1789 году. Оба корпуса представляют собой замкнутые четырехугольники. На внутренние дворы корпусов с каждой из четырех сторон устроены въезды, оформленные портиками с фронтонами.
Красные ряды, где шла торговля тканями, обувью, кожами, мехами, имеют более мелкие, чем в Мучных рядах, размеры лавок, соответствующие одному арочному пролету галереи. Каждая лавка имела вход и витринное окно с наличниками.
В Красных рядах первоначально была устроена открытая галерея и с внутренней стороны, где также шла торговля. Несколько арок этой галереи сохранилось во дворе около северного въезда. В 1870-х годах арки дворовой галереи постепенно заделываются для увеличения складских помещении, а к восточной части корпуса со стороны двора делаются пристройки. В последние годы ряды реконструируются под специализированные магазины.
Издавна во дворе Красных рядов размещались лотки и деревянные лавочки для торговли мелочными галантерейными товарами.
В 1828 году губернская строительная комиссия предложила купцам взамен пришедших в ветхость деревянных лавок строить каменные, по проекту П. И. Фурсова. Строительство новых, так называемых Мелочных рядов было окончено в 1830 году. Исключение составляют два корпуса (1875) с чугунными колоннами, что находятся в юго-западном углу галереи.
Галереи Мелочных рядов представляют собой невысокие, прочные, тяжеловатые на вид у основания колоннады. Несколько интимный характер их архитектуры контрастирует с монументальной парадностью аркады главного корпуса, выходящей на площадь.
В Больших Мучных рядах торговали оптом и в розницу мукой, фуражом, льном. Лавки этого корпуса наиболее просторны. Несколько архаичная форма въездных ворот, слегка уширенных книзу, а также предельно лаконичное решение стен основного объема создают впечатление монументальности этого сооружения.
Напротив восточного фасада Красных рядов расположены Табачные ряды (первоначально овощные линии), построенные в 1822 году по проекту выдающегося архитектора XIX века В. П. Стасова. Здание отличается изысканностью композиционного решения.
Северный торец рядов вплотную подходит к зданию, которое было надстроено и реконструировано также по проекту В. П. Стасова (флигель здания, где располагались бывш. городская дума и магистрат).
<...>
Параллельно южному фасаду Красных рядов стоят Пряничные ряды, построенные в начале XIX века. Корпус сооружен у откоса. Со стороны нижней террасы он имеет высоту более десяти метров (два этажа), а со стороны верхней террасы - пять метров. Первоначально на нижней террасе в первом этаже рядов была также открытая аркада. <...>
Торцы корпуса Пряничных рядов оформлены небольшими по объему часовнями, подчеркивающими лаконичность архитектуры рядов со свободным шагом пологих арок и большими плоскостями стен. Одна из часовен принадлежала Успенскому собору Костромского кремля, а другая - Николо-Бабаевскому монастырю (в Больших Солях).
Если спускаться по Молочной горе к Волге, то слева вдоль улицы расположены Малые Мучные ряды, построенные в 30-х годах XIX века.
За Малыми Мучными рядами размещены четыре корпуса Рыбных рядов. Здания поставлены симметрично по отношению к продольной оси всего ансамбля рядов. Их строительство велось в двадцатые годы XIX века. Корпус Масляных рядов расположен к востоку от Табачных, параллельно площади. Проект рядов был составлен архитектором Н.И. Метлиным в начале 1809 года.
Несомненный интерес вызывает здание бывших губернских присутственных мест (ул. Советская, 1; ныне здесь располагаются городские мэрия и дума). Здание ставилось по «образцовому» проекту А. Д. Захарова в самом начале XIX века... Наблюдение за работами вел губернский архитектор Н. И. Мет-лин. По его инициативе, оригинально был решен самый парадный вход в здание: не с площади, а со стороны Гостиного двора и, главное, в облике широкой многоступенчатой лестницы, выложенной из белого камня-известняка. Здание присут-
ственных мест в течение XIX века неоднократно перестраивалось, в конце концов, парадный вход в здание был украшен портиком, белые, оштукатуренные, попарно сгруппированные колонны которого легко несут треугольный фронтон.
Ипатьевский мужской Троицкий монастырь (закрыт и разорен большевиками в 1918 году) является одним из наиболее существенных памятников религиозной и государственной жизни.
Основанный в XIII веке как крепость у впадения в Волгу р. Костромы, монастырь представляет собой сложный комплекс зданий, в котором сохранились разновременные постройки, начиная с конца XVI века и кончая последней четвертью XIX века.
<...>
В XVI веке благодаря богатым вкладам, главным образом рода Годуновых, Ипатьевский монастырь переживает эпоху расцвета, быстро развивается, ему принадлежат огромные земельные угодья, тысячи крестьян, перевозы через реку Волгу и Кострому, многочисленные лавки. Но, конечно, не экономическая, а духовная составляющая определяла жизнь монастыря. Кроме того, монастырь был живым свидетельством (почти преданием) права Годуновых на престол, подтверждал древность рода, его приверженность православию, как один из северных форпостов был свидетельством готовности Годуновых верой и правдой служить отечеству.
Не случайно после падения Годуновых в начале XVII века монастырю стала покровительствовать новая царская династия - Романовы. Мать Михаила, первого царя из рода Романовых, Марфа, была богатой костромской вотчинницей. В начале 1613 года жила вместе с сыном в Ипатьевском монастыре. В марте 1613 года сюда прибыло из Москвы посольство Земского собора для объявления Михаилу Романову об избрании его на царство.
В ризнице монастыря хранились большие художественные ценности, а в библиотеке - уникальные рукописи и первые печатные книги, в том числе знаменитая Ипатьевская летопись - копия с одного из древнейших письменных памятников Киевской Руси IX-XII веков «Повести временных лет». Рукопись обнаружил в 1814 году известный историк Н. М. Карамзин.
Наиболее древняя часть монастыря - Старый город - сохраняется со дня его основания. Каменные стены с башнями сооружаются взамен деревянных в конце XVI века и надстроены в XVII веке. В 40-х годах XVI века к западной стене Старого города пристраивается так называемый Новый город.
Вокруг стен были устроены рвы, засыпанные в XVIII веке, когда оборонное значение монастыря было утрачено. Конструкция стен и башен соответствует фортификационным правилам XVI-XVII веков.
Центральное место в ансамбле занимает Троицкий собор. Первоначальное каменное здание собора было сооружено в 1558 году. В начале 1649 года оно было разрушено взрывом пороха, хранившегося в помещении под храмом, и заново восстановлено в 1652 году. В новом храме нашли отражение реформы Никона.
Здание монументально по своим формам и лаконично по деталировке. Наиболее богато решен северный фасад, выходящий на главную монастырскую площадь.
Выразительны формы крыльца на столбах-кубышках и декор галереи собора, как бы опоясывающей нарядным поясом строгий четверик.
Все духовное напряжение религиозного искусства своего времени являет стенопись собора, выполненная в 1685 году артелью костромских изографов под руководством известных художников-монументалистов XVII века Гурия Никитина и Силы Савина. Роспись Троицкого собора в Ипатьевском монастыре можно назвать одним из лучших произведений этих мастеров. Стенопись насыщена по цвету, рисунок удивляет изяществом и уверенностью линии, композиции изобилуют жанровыми подробностями, портретная характеристика образов отличается жизненностью. Интересны архитектурные детали теремов и палат, в которых происходили изображаемые события. Создавая это произведение, художники как бы предвосхитили его долгую жизнь, включив в ленту летописи, отделяющую нижний орнаментальный ярус живописи в четверике, следующие слова: «Всем же изографное воображение и духовное наслаждение на вечные века, аминь».
Пятиярусный позолоченный иконостас, типичный образец искусства XVIII века, поставлен в соборе в 1756-1758 годах. Выполняла его артель резчиков из посада Большие Соли, который тогда входил в состав Костромской губернии. Руководили работой мастера-резчики Петр Золотарев и Макар Быков. Ценными произведениями искусства являются иконы трех верхних ярусов.
К западу от собора, на главной площади, расположена звонница. В XVII веке на звоннице было 19 больших и малых колоколов, а также часы с боем. В 1852 году деревянные лестницы, которые вели на площадку колоколов, были заменены каменными, частично закрыты арочные пролеты, пристроена галерея.
У западной стены Старого города, к северу от ворот в Новый город, расположены палаты бояр Романовых. Первоначально на этом месте были монашеские кельи.
При посещении монастыря царем Александром II в 1858 году было приказано сделать этот корпус «приличным для царских чертогов». Перестройка «во вкусе XVII века» была поручена архитектору Ф. Ф. Рихтеру, и в 1863 году палаты получили существующий ныне вид.
Вдоль стен монастыря расположены различные служебные, хозяйственные и жилые постройки - от скромного корпуса монашеских келий до внушительного Архиерейского корпуса, в комплекс которого входило большое число парадных жилых помещений с богатой отделкой, домовые церкви, приемные покои. Это здание неоднократно перестраивалось в соответствии со вкусами очередного архиерея и новыми течениями в архитектуре.
У стен монастыря создан музей народного деревянного зодчества для сохранения и показа отдельных уникальных гражданских и культовых памятников народной архитектуры, а также бытовых и хозяйственных построек, характеризующих жилище, быт, хозяйственный уклад костромской деревни. Костромские плотники издревле славились своим мастерством.
Из разных мест Костромской области сюда были привезены: известный памятник XVII века - церковь Преображения Господня из села Спас-Вежи, один из лучших памятников деревянного зодчества России (к сожалению, церковь сгорела в 2002 году); группа бань из села Ведерки. Интересной особенностью этих сооружений является свайная конструкция, которая была необходимой в связи с ежегодными разливами рек в костромской низине, затоплявшими значительные территории. <...>
Из перевезенных в музей построек большой интерес представляет деревянная церковь Собора Богородицы из села Холм Галичского района. Она построена в 1552 году и является самым древним сооружением на территории Костромской области. Конструктивное и композиционное решение свидетельствует о большом мастерстве зодчих, которые создали этот памятник архитектуры.

<.. .> Привлекает внимание и церковь XVIII века из села Фоминского Костромского района. Она представляет собой тип культовой постройки, в композицию которой входит колокольня, надстроенная над трапезной, а также привлекательная своей простотой маленькая часовенка из Чухломского района... Она построена в 1860-е годы, но по своему образу близка древним постройкам, напоминая сказочную избушку «на курьих ножках».
Выйдя за стены монастыря и покинув музей народной архитектуры и быта, вы можете побродить по прилегающим к монастырю древним улицам Богословской и Андреевской слободы. Богословская слобода известна с XVI века, принадлежала Ипатьевскому монастырю, центральное место в слободе занимает построенная в 1681-1687 годах вместо деревянных храмов местными каменщиками церковь Иоанна Богослова. В Андреевской слободе, также принадлежавшей монастырю, в 1798 году на месте деревянного храма сооружен каменный в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом.
Здесь вы увидите дома с забавными балконами, наличниками и ставенками... ворота с интересными фигурками в виде сказочных драконов и растений.
Находясь здесь, трудно представить, что на противоположном берегу реки Костромы расположен крупный промышленный район большого города с современным ритмом жизни.

Калерия Тороп

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии