Кострома путеводитель


В трехстах километрах от столицы нашей Родины Москвы на берегах великой русской реки Волги стоит древний город Кострома. Это одновременно молодой областной центр и город тысячелетней истории: великолепные архитектурные ансамбли XVII—XIX веков соседствуют здесь с районами новостроек, заводские трубы подымаются к небу вместе с монастырскими башнями, а улицы носят имена космонавтов и выдающихся героев прошлого. Волга, пересекающая Кострому и разделившая ее на две части, придает городу особую красоту и своеобразие: летом по ее голубым просторам проносятся быстроходные «Ракеты» и «Метеоры» и медленно проплывают тяжело нагруженные баржи, зимой же снежная белизна скованной льдом реки оттеняет строгую пластичность форм архитектурных памятников города.
Само название Кострома подчеркивает отдаленность ее возникновения. Когда-то, сотни лет назад, ib Верхнем Поволжье существовал поэтичный народный обычай отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы. Совершались они следующим образом: девушки селения выбирали из своей среды самую красивую, которая изображала Кострому, подходили к ней с поклонами, наряжали, а затем клали ее на широкую доску и с песнями несли к реке. Пока Кострому купали, старшая из девушек била в лукошко, как в барабан, после этого все возвращались домой и заканчивали день хороводами и плясками. Когда было прохладно, Кострому представляла сделанная из прутьев и соломы кукла. Куклу одевали в женское платье и украшали цветами, а потом сажали в корыто и относили на берег реки. Там собравшаяся толпа разделялась на две части: одна старалась захватить Кострому, другая защищала ее. Нападающие одерживали победу, брали куклу в плен и, сорвав с нее одежду, бросали в воду, в то время как побежденные предавались притворному горю. Этот обычай сохранялся вплоть до XVIII века.
В далеком прошлом люди выбирали для поселений места вблизи слияния больших рек. Стоянки первобытного человека находились и при впадении реки Костромы в Волгу. Позднее, уже в I тысячелетии, когда в Верхнем Поволжье сложился племенной союз, известный под названием меря, территория нынешнего города стала стойбищем большого рода. Костромские меря поддерживали тесные связи с соседними областями, вплоть до Приуралья, и обменивались с ними товарами -- они были искусными ювелирами. Постепенно они сблизились и с ильменскими и поднсировскими славянами. В X веке начинается .славянская колонизация Верхнего Поволжья: закабаленные феодалами крестьяне-смерды бегут от притеснений на север и восток. Некоторые та них достигли Костромы,— вероятно, это были жители среднего Поднепровья, так как они назвали небольшую реку, впадающую в Волгу, Сулой—по имени притока Днепра, а одну из улиц будущего города — Десятильничьей — так же, как улицы в южнорусских городах.
Немногочисленные меря встретили пришельцев дружелюбно — земли, зверя и рыбы здесь на всех хватало. Со временем меря—скотоводы и охотники—переселились на более удобный для них правый берег Волга, в нынешний Заволжский район города, где и жили вплоть до XIII века; собственно же территория, где впоследствии возникла Кострома, с конца I тысячелетия превратилась в укрепленное славянское поселение и долгое время, до основания Городца, была последним славянским форпостом вниз по течению Волш.
Развитию города мешала граница с воинственным государством волжских болгар: костромские места нередко становились ареной ожесточенных сражений. Поэтому владимиронсуздальские князья, подчинившие первоначально независимую костромскую вольницу, возводят в Костроме укрепления — это, видимо, и имел в виду историк В. Н. Татищев, указывая, что город построен в 1152 году, хотя он существовал и раньше. Однако Кострома страдала не только от вражеских нападений, но и от княжеских междоусобий. Так, в 1213 году ее сжег ростовский князь Константин, разгневавшийся на жителей за то, что они не поддержали его притязаний на великокняжеский престол. Это первое упоминание о Костроме в письменных источниках: удаленные от традиционных культурных центров окраинные лесные порода редко привлекали к себе внимание летописцев. Темпе менее в XII—XIII веках Кострома была уже значительным юродом и важным тортовым пунктом: здесь возникла одна из немногих на Руси мастерских по изготовлению стеклянных браслетов, пользовавшихся широким спрютм у тогдашнего населения, процветали ювелирное, косторезное и кожевенное ремесла.
Вторгшиеся в русские земли татаронмонголыокие орды в феврале 1238 года опустошили и выжгли Кострому, ополчение же горожан, влившееся в состав владимиро-суздальской рати, было уничтожено в битве на реке Сита. Уцелевшие жители укрылись в лесах, а после ухода татар отстроили город заново. Сюда стали стекаться жители из южных окраин Руси, надеясь спастись от татарских набегав. Население Костромы быстро росло, ее значение увеличи:в|алось, и в 1246 году владимирский великий князь отдал ее в удел своему младшему сыну — город стал с этого времени центром самостоятельного княжества.
Костромское княжество, как и вся Русь, попало под власть Золотой Орды. В Костроме творил произвол и насилие ханский наместник — баскак, горожане были обложены неслыханно тяжелой данью. В 1262 году в городах северо-восточной Руси вспыхнуло восстание против татар. В нем активное участие принимала и Костро1ма. Для подавления восстания хан выслал сильную рать, которая захватила Ростов и Ярославль, жестоко расправившись с восставшими. Летом 1264 года татары двинулись на Кострому. Узнав об этом, горожане созвали вече и решили выступить против поработителей, организовав ополчение. Сражение произошло в окрестностях Костромы, у Святого озера. Не ожидавшие встретить серьезное сопротивление татары растерялись и, атакуемые костромичами, были сброшены в озеро, на другом берегу которого была скрыта русская засада.
После победы над татарами возрос престиж Костромы и ее влияние. Увеличился приток населения, в городе застраиваются новые районы, в частности на Нижней Дебре и по берегам реки Запрудой, возводятся каменные здания, сооружаются укрепления. Усиливается торговая роль Костромы. В 1271 году костромской князь Василий Ярославич, по прозвищу Квашня, младший брат Александра Невского, занял великокняжеский престол, но до своей смерти (1276 год) продолжал жить в Костроме. Вместе с тем все большую власть в городе захватывает сильная боярская группировка. Это вызывает недовольство свободолюбивых костромских низов. В 1304 году, по свидетельству летописцев, горожане восстали против бояр и убили наиболее ненавистных из них.
В XIV—XV веках Кострома продолжает играть активную роль в русском освободительном движении. В 1360 году костромичи выступают инициаторами похода на золотоордынские города Поволжья, а в 1380 году костромской отряд под водительством Ивана Родионовича Квашни участвует в Куликовской битве. Около середины XIV века Кострома была окончательно присоединена к Московскому великому княжеству и стала опорным пунктом русского государства в Поволжье. В это время был выстроен костромской кремль с дубовыми стенами.
Позднее, особенно после покорения Казанского ханства, военное значение Костромы снижается, но одновременно усиливается роль как крупного центра ремесла и торговли. Костромские купцы становится посредниками в транзитной торговле, -сюда привозятся товары из Средней Азии, из Персии, учреждается английская фактория. Город расширяется, возникают новые слободы: на Черной речке (в нынешнем Привокзальном районе), на реке Ребровке (ныне поселок Северный), на правом берегу Волш. Однако население города не превышало 8 тысяч человек, хотя город и занимал территорию, близкую к современной, — много земли находилось под огородами, выгонами и даже рощами, дома же были большей частью одноэтажными, деревянными. Ремесленное население проживало обычно в посаде, расположенном вокруг кремля. Из костромских промыслов славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. К середине XVII века Кострома была третьим по величине (после Москвы и Ярославля) городом в России.
Кострома была застроена сплошь деревянными зданиями и изнза частых пожаров не сохранила для истории русского зодчества памятников глубокой старины.
В XVII веке создаются в Костроме такие архитектурные шедевры, как ансамбль Ипатьевского манастыря, церкви Воскресения на Дебре и Троицкая (на перекрестке улиц Симановскюго и Комсомольской, снесена). Большим мастерством славились костромские строители-каменщики и художники. Последние не только занимались фресковой живописью и писанием икон, но и книжной графикой — они, например, разрисовывали книги для малолетнего Петра I.
В 1719 году Кострома, прежде уездный город, стала центром одной из 50 созданных в России провинций. Однако экономическое и торговое значение города падает. Имеются кожевенные, солодовенные и кирпичные заводы. Лишь в середине XVIII века возникают крупные полотняные мануфактуры. В начале XIX века в Костроме уже действовало 23 промышленных предприятия с 3800 рабочими, населения же в городе было 10 тысяч человек.
С 1778 года Кострома стала центром губернии. Возникновение губернских учреждений вызвало потребность в строительстве гражданских щами.
Во второй половине XVIII века строительство городов в России приняло значительные размеры. В разработке генеральных планов принимали участие крупнейшие зодчие того времеити — Казаков, Старов, Кваров и другие.
Генеральный план Костромы был разработан и утвержден! в 1784 году. Город спланирован по четкой веерной схеме, где улицы радиальных направлений сходятся к центральной подковообразной площади, открытой в сторону Волш.
При застройке города планировка была почти полностью осуществлена. Этому способствовал случившийся в 1773 году пожар, во время которого выгорели все деревянные постройки в кремле и примыкавшем к кремлю Новом городе, а также значительная часть посада.
Несомненным достоинством новой планировки являлось умелое сочетание новых градостроительных принципов и сложившихся в XVI—XVII веках элементов застройки. Колокольни, сгруппированные вблизи кремля и на его территории, эффектно замыкали перспективы улиц основных направлений.
Строительство зданий велось главным образом по образцовым, или, как тогда называли, «апробированным» проектам. Застройщикам отводили в первую очередь угловые участки для закрепления направлений новых улиц. При веерообразной структуре плана, с большим количеством тупых и острых углов на пересечении улиц, «апробированные» планы приходилось перерабатывать. Дома получали индивидуальное и часто весьма выразительное решение. Многие из них сохраняются в наши дни как памятники архитектуры.
В конце XVIII—начале XIX века начинается застройка юго-восточной окраины Костромы. Там, где прежде было «народное гульбище», в 1780-е годы местные дворяне и чиновники возводят деревянные дома усадебного типа с садами и многочисленными службами. Одними из первых обитателей новой Дворянской (ныне Овражной) улицы были Пушкины, родственники великого поэта. Немного позднее появляются на месте старого выгона Никитская, Лазаре-вская (теперь Сусанина) и другие улицы. Они приблизили Кострому к Татарской слободе, основанной переселенными сюда в 1761 году из Ту-таева (бывш. Романов-Борисоглебск) татарами, которые долго жили обособленно, имея свою мечеть, училище, кладбище и занимаясь преимущественно извозом и охотой. Город постепенно благоустраивается: улицы выпря-мляютюя, мостятся булыжником, устраиваются бульвары, варавниваются овраги.
С середины XIX века центр строительства перемещается в противоположный окраинный район города — на берега реки Запрудни. Там издавна стояла каменная церковь, отделенная от Козьей слободки Костромы осинником и болотом. Черев реку был перекинут деревянный мост, на самом же берегу Запрудни росла дубовая роща. В 1851 году эту местность облюбовали приезжие московские льноторговцы Зотов, Михин и Кашин, решившие поставить здесь на арендованной у церковного причта земле прядильные и ткацкие фабрики. Через двадцать лет облик Запрудни совершенно преобразился: возник многолюдный рабочий поселок с деревянными тротуарами, за которым возвышались три крупные фабрики (ныне «Искра Октября», «Знамя труда» и комбинат имени В. И. Ленина).
После ввода в действие фабрик на Запрудне Кострома превратилась в крупнейший центр русской полотняной промышленности. С окончанием в 1887 году строительства железнодорожной ветки от Нерехты город теснее связался с всероссийским рынком, хотя отсутствие моста через Волгу серьезно затрудняло транспортироюу грузов.
У ввличивается рабочею население Костромы, усиливаются революционные настроения. В Костроме отбывали ссылку знаменитый русский экономист, высоко ценимый К. Марксом и В. И. Лениным, В. В. Берви (Флеров-ский) и известные революционеры П. Г. Зайчневский и М. Сабунаев, организовавшие здесь народовольческие кружки. В 1891 году во&никает первый в городе социал-демократический кружок, возглавляемый рабочим Василием Буяновым. Из его кружка вышли известные деятели нашей партии Н. Г. Полетаев, И. П. Александров, В. Н. Соколов.
В начале XX столетия социал-демократические кружки в городе объединились в единую организацию, вошедшую в «Северный союз». Социал-демократы руководили мощной забастовкой 1903 года на Михинской фабрике, рабочие которой часто выступали застредыцикамод волнений костромского пролетариата: именно михинцы устроили в январе 1873 года первую в истории города стачку.
Кострома принимала деятельное участие в революции 1905—1907 годов. Летом 1905 года здесь создается Совет денут а товнот ачечников под председательством старого большевика, позднее председателя Всесоюзной торговой палаты С. В. Малышева, действовала боевая дружина, выходдла нелегальная газета «Северный рабочий». Во главе большевистской организации Костромы в тот период стояли такие выдающиеся деятели партии, как Я. М. Свердлов, А. М. Стоиаии, А. К. Гастев, М. С. Кед-poiB, Ц. С. Бобровская (Зеликсон). Депутатом в IV Государственную думу рабочие Костромы и губернии избрали убежденного болыневика-ленинца Н. Р. Шагав а.
В период первой мировой войны, в июне 1915 года, рабочие Костромы начали стажу, выдвинув политические требования. 5 июня они решили выйти на демонстрацию. Однако, когда демонстранты собрались в Михинском сквере, прошив них были двинуты войска. Четверо демонстрантов были убиты, десятки ранены. Этот расстрел вызвал взрыв возмущения по всей России. В 10-летнюю годовщину Октябрьской революции на месте расстрела был воздвигнут обелиск по проекту архитектора Философов а, а в 1959 году его заменили памятником (автор скульптор Е. Полякова). Саму площадь переименовали в площадь Борьбы.
3 марта 1917 года местные власти, узнав о восстании в Петрограде, созвали совещание в помещении городской управы (ныне корпус технологического института — Советская пл., 2). Однако к управе двинулись толпы рабочих и солдат, распропагандированных большевиками 88-го и 202-го запасных пехотных полков. Состоялся митинг. Вслед за этим были проведены выборы в Советы рабочих и солдатских депутатов. Председателем стал большевик, позднее член Реввоенсовета республики С. С. Данилов. На сторону большевистской партии перешли и войска костромского гарнизона. Поэтому и Советская власть здесь установилась мирным путем. 29 октября на объединенном заседании революционных организаций было решено передать всю полноту власти в городе в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В конце 1917—1918 годов в Костроме осуществляются первые социалистические преобразования. 24 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома о национализации Костромского механического завода П л о, затем были национализированы и другие крупные и средние промышленные предприятия и торговые заведения, созданы органы управления народным хозяйством. Муниципализируются наиболее значительные частные домовладения, куда переселяются рабочие из хибар и подвалов, в руки народа переходят здания Дворянского и Общественного собраний, консистория, учебные заведения. Во многих из них размещаются учреждения культуры: центральная библиотека-коллектор, театр студийных постановок, выставки и музеи, молодежные и рабочие клубы.
В годы гражданской войны в Костроме находились тыловые учреждения Красной Армии, открылись пехот-но-инструкторские курсы, готовящие «красных офиде-poiB». Тысячи костромичей сражались на фронтах, двое из них, Г. Буриченков и Н. Воронин-Воронов, за свои подвиги были награждены двумя орденами Красного Знамени. Созданный в 1918 году Костромской Советский полк, отличившийся в боях на Урале, получил от правительства название «Образцовый».
Недостаток топлива и сырья во время войны обрек костромские предприятия на бездействие, но уже к 1925 году промышленное развитие достигло довоенного уровня. В годы социалистической индустриализации в Костроме построены ТЭЦ, новое здание фабрики обуви «X Октябрь», судоверфь, фабрика «Ременная тесьма». В 1930 иоду началось строительство крупнейшего, оснащенного новым оборудованием льнокомбината имени И. Д. Зворыкина. Были полностью реконструированы судомеханический завод и завод машиностроения имени Красина. Большой толчок развитию промышленности дало сооружение железнодорожного моста через Волгу. Начал делать пробные шаги и воздушный транспорт. В 1930 году город обзавелся собственным гражданским аэродромом, который в 1936 году перебазировался на нынешнее место по Сусанинскому тракту.
Превращение Костромы в промышленный центр потребовало радикального разрешения жилищной нроблемы. С 1923 года стала широко применяться застройка на кооперативных началах. Создавались поселки на окраинных пустырях и впоследствии соединялись с городом. Первый такой поселок был создан жилищно-кооперативным товариществом «Начало» в северо-восточной части Костромы, на месте старого Воздвиженского кладбища и поросшего ольхой болота. В 1926 году там же поднялись 34 четырехквартирных и 78 двухквартирных одноэтажных домов, где поселилось около 300 рабочих семей. Позднее возникли и другие поселки: «Красная байдарка», «Новый быт», «Ребровка». Они явились как бы прообразом будущих микрорайонов — имели свои клубы, столовые, магазины, детские учреждения.
Большое жилищное строительство ведется и в центре Костромы — на нынешних проспектах Текстильщиков, Мира и др.
В годы Великой Отечественной войны костромские предприятия переключились на обслуживание нужд фронта. Сотни добровольцев — горожан ушли в Ярославскую коммунистическую дивизию. 29 костромичам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В августе 1944 года в связи с образованием Костромской области Кострома стала областным центром. До этого с 1930 года она была районным городом сначала Ивановской промышленной области, а с ее разукрупнением в 1936 году — Ярославской.
После войны Кострома развивается быстрее. Выросли новые крупные предприятия. Расширен экскаваторный завод «Рабочий металлист», реконструирован калориферный завод. В послевоенные годы построены заводы железобетонных конструкций, «Строммашина», выпускающий дробил ьно -р азмо л ьно е оборудование, «Текстильмаш», красильно-отделочного оборудования, деревообрабатывающих станков, автоматических линий, домостроительный комбинат. Сооружается еще несколько машиностроительных заводов и ТЭЦ-2 (в юго-восточной части города). На пятом километре Московского шоссе (на правом берегу Волга) развертывается строительство завода-гиганта «Мотор дета ль». В его проектировании учтены последние достижения мировой практики автомобилестроения. Рядом с заводом создаецся жилой район на 30 ты;с. человек.
Расширяется и сама территория города. В 50-х годах возникают поселки «Первомайский» (на берегу реки Костромы) и «Октябрьский» за железнодорожным вокзалом. Сейчас поселок «Октябрьский» — один из оживленных районов Костромы, где размещены все необходимые для обслуживания жителей учреждения.
В 60-х годах застраивается Заволжье и микрорайон в конце проспекта Мира, а также возводится жилой массив в Черноречье.
Дальнейшее развитие города определено генеральным планом, разработанным Московским отделением Государ-стаеиного института проектирования городов. Существующая застройка города проходит при постепенном сносе ветхих малоэтажных домов. Предприятия, размещенные сейчас в жилых кварталах, в частности на набережной, будут перебазированы в зону промышленности, что позволит снять железнодорожную ветку и полностью благоустроить всю набережную.
Огромное значение для Костромы имеет новый коммунальный мост через Волгу, который вошел в эксплуатацию в 1970 году.
В настоящее время Кострома является развитым индустриальным центром прежде всего льняной промышленности (комбинаты имени В. И. Ленина и И. Д. Зворыкина относятся к числу крупнейших в стране) и машиностроения. Специалистов по разным отраслям знаний готовят три института (технологический, педагогический, сельскохозяйственный), шесть техникумов (химико/механический, автодорожный, лесо механический и др.), медицинское, музыкальное и культурно-прошетительное училища. Действует мню!Ш учзрежденмй культуры. Открытие в 1956 году линии Кострома — Галич соединило Кострому с железнодорожной сетью страны. Усиливается ее роль как центра туризма, входящего в «Золотое кольцо».
Кострома — быстро растущий город. Если в 1939 году в ней насчитывалось 120 тысяч жителей, то в 1970 году население ее составило уже 223 тысячи человек. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии