Богоявленский монастырь в Костроме
Главное здание комплекса – Богоявленский собор – стал кафедральным собором Костромы.
Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559–65 годах, первоначально он представлял собою пятиглавый, с по закомарным покрытием четверик с подклетом, трёхсторонним открытым гульбищем и трёхчастной алтарной апсидой. Гульбища вскоре были надстроены открытыми арочными галереями. В середине XVIII века были растёсаны окна четверика. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, как предполагают, артелью костромских монументалистов во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но и они не сохранились. Не раз меняли форму маковицы собора. В середине XVIII века они получают грушевидное очертание, затем возвращаются к традиционной луковичной форме.
Дальнейшая история монастыря во многом остаётся неясной. Рисунки братьев Чернецовых, выполненные ими в 1838 году в Костроме, и панорама, зарисованная с вершины Каланчи накануне 1847 года, изображают величественный храмовый комплекс, окружённый стенами и башнями. Помимо Богоявленского собора, нам известного, мы видим высокую башнеобразную звонницу с пофронтонным завершением и одной главой, стоявшую у его юго-западного угла, и трёхъярусную церковь с двумя главами, к востоку от западной проездной башни, уже надстроенной и обращённой в колокольню. Время постройки и звонницы и церкви неопределённо, произошло это, скорее всего, в пределах XVII века.
В 1752 году в южной части монастырского двора, на границе монастырского кладбища, поднялась величественная Никольская церковь, яркий памятник эпохи русского барокко. Её стройный силуэт, с усыпанным звёздами тёмно-голубым куполом и золотой маковкой, эффектно замыкал перспективу Богоявленской улицы при взгляде от центра города. К концу XVIII века сложился выразительный архитектурный ансамбль, ставший, наряду с Кремлём, одной из доминант Костромы.
Удачным дополнением монастырского комплекса была Смоленская часовня, построенная в 1825 году на его юго-западном углу, на основе угловой квадратной башни. Её компактный двухапсидный объём с пологим куполом и главкой, в традициях той эпохи, имел двухъярусный ордерный декор с тосканскими колоннами. Справа от неё, на южной монастырской стене, была устроена изящная звонничка. Они хорошо просматривались с Сусанинской площади.
В этот же период были сделаны заново угловые северо-западная, северо-восточная и юго-восточная башни и вся западная сторона монастырской ограды. К югу от колокольни, между нею и вновь построенным двухэтажным корпусом, были устроены новые ворота. К северу от Смоленской часовни, вдоль линии ограды, протянулись двухэтажные Больничные кельи.
Леонид Васильев
Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559–65 годах, первоначально он представлял собою пятиглавый, с по закомарным покрытием четверик с подклетом, трёхсторонним открытым гульбищем и трёхчастной алтарной апсидой. Гульбища вскоре были надстроены открытыми арочными галереями. В середине XVIII века были растёсаны окна четверика. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, как предполагают, артелью костромских монументалистов во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но и они не сохранились. Не раз меняли форму маковицы собора. В середине XVIII века они получают грушевидное очертание, затем возвращаются к традиционной луковичной форме.
Дальнейшая история монастыря во многом остаётся неясной. Рисунки братьев Чернецовых, выполненные ими в 1838 году в Костроме, и панорама, зарисованная с вершины Каланчи накануне 1847 года, изображают величественный храмовый комплекс, окружённый стенами и башнями. Помимо Богоявленского собора, нам известного, мы видим высокую башнеобразную звонницу с пофронтонным завершением и одной главой, стоявшую у его юго-западного угла, и трёхъярусную церковь с двумя главами, к востоку от западной проездной башни, уже надстроенной и обращённой в колокольню. Время постройки и звонницы и церкви неопределённо, произошло это, скорее всего, в пределах XVII века.
В 1752 году в южной части монастырского двора, на границе монастырского кладбища, поднялась величественная Никольская церковь, яркий памятник эпохи русского барокко. Её стройный силуэт, с усыпанным звёздами тёмно-голубым куполом и золотой маковкой, эффектно замыкал перспективу Богоявленской улицы при взгляде от центра города. К концу XVIII века сложился выразительный архитектурный ансамбль, ставший, наряду с Кремлём, одной из доминант Костромы.
Удачным дополнением монастырского комплекса была Смоленская часовня, построенная в 1825 году на его юго-западном углу, на основе угловой квадратной башни. Её компактный двухапсидный объём с пологим куполом и главкой, в традициях той эпохи, имел двухъярусный ордерный декор с тосканскими колоннами. Справа от неё, на южной монастырской стене, была устроена изящная звонничка. Они хорошо просматривались с Сусанинской площади.
В этот же период были сделаны заново угловые северо-западная, северо-восточная и юго-восточная башни и вся западная сторона монастырской ограды. К югу от колокольни, между нею и вновь построенным двухэтажным корпусом, были устроены новые ворота. К северу от Смоленской часовни, вдоль линии ограды, протянулись двухэтажные Больничные кельи.
Леонид Васильев
Комментарии
Отправить комментарий