Костромской край: О ПАМЯТНИКЕ ИВАНУ СУСАНИНУ
Письмо в редакцию
Несколько лет назад общественности г. Костромы был представлен проект памятника Сусанину, должного заменить прежний, стоявший с 1854 года в центре Сусанинской площади (ныне площадь Революции).Новый памятник Сусанину запроектирован по оси так называемого детского парка перед спуском на Молочную гору. Сусанин представлен в виде бородатого крестьянина, в нагольном тулупе, с посохом в левой руке, стоящего на высоком цилиндрическом пьедестале, с лицом, обращённым в сторону Волги. Высота пьедестала семь метров, высота фигуры пять метров, общая высота монумента 12 метров.
В начале сентября в Ипатьевском монастыре был собран макет нового памятника в натуральную величину. К сожалению, об этом мало кто знал, макет вскоре был разобран. Его почти никто не видел, и основное назначение его – дать возможность воочию убедиться в достоинствах и недостатках будущего сооружения – по существу не было выполнено.
Мы, группа архитекторов и художников, ознакомившись с проектом и увидев в натуре его макет, считаем нужным сказать следующее. Предлагаемый проект памятника Сусанину в его теперешнем виде, на наш вз гляд, грешит настолько крупными недостатками, что неизбежно возникает вопрос: достоин ли он места, ему предназначенного?
Рассмотрим эти недостатки. Они коренятся в самом принципе проектирования. Помнится, когда в 1959 году мы собрались для знакомства с проектом, выяснилось следующее: был готов проект памятника (с заранее определёнными силуэтом и размерами), в выборе же места для него ясности не было: одни предлагали поставить его на месте старого памятника, другие предпочитали место над скатом Молочной горы. В ре зультате продолжительных дебатов возобладало мнение последних... Но городской монумент – не шахматная фигура, и нельзя произвольно менять его место, не меняя его самого. Уместным считаем напомнить, что лучшие монументы или здания, играющие роль архитектурно-художественной доминанты, во всём определялись уже существующим (в некоторых случаях одновременно создаваемым) окружением. Лишь при таком логическом ходе – от общего к частному – возможно художественное единство, гармония всех частей ансамбля. Мы же должны с величайшей бережностью охранять наш чудесный центр.
Пренебрежение этим правилом в полную меру сказалось в облике памятника – он не масштабен застрой ке площади, не масштабен мягкой пластике невысоких стелющихся аркад торговых рядов (непомерно увеличенная общая высота, нарочитая грубость силуэта, подавляющая тяжесть цилиндрического пьедестала).
Также сомнительна в высшей степени идея – де лать доминантой скульптуру. Прописной истиной градостроителя во все времена была следующая: чтобы скульптура органично вошла в архитектурный ансамбль, она должна либо проецироваться на окружающие здания (статуя Давида у стен палаццо Веккио во Флоренции, конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади Рима, у нас – памятник А. Н. Островскому у Малого театра в Москве), либо завершать своим силуэтом силуэт окружающих зданий. Во всех случаях скульптура должна подчиняться архитектурному окружению. Таково требование архитектурной, художественной грамотности.
И ещё одно. По замыслу авторов памятника, фигу ра Сусанина должна встречать подъезжающих к Костроме на пароходе, являться как бы эмблемой города. Но, позволено будет спросить, можно ли рассмотреть что-либо, пусть самую крупную скульптуру наверху Молочной горы (где должен встать Сусанин) с Волги? Она неизбежно затеряется в хаосе прибрежной застройки.
Все мы любим Кострому, гордимся неувядающей красотой её ансамблей, нам не безразлично их будущее. Мы призываем ещё раз критически оценить предлагаемый нам памятник Сусанину. Прежде чем дать ему путёвку в жизнь, надо ещё раз собрать его макет, собрать в том месте, где встанет памятник, вверху Молочной горы. Пусть костромичи взглянут на него и выскажут своё суждение. Памятник народному герою должен стать народным делом.
Из центра города можно наблюдать Каменную спину Сусанина |
К. ТОРОП, архитектор, член Союза архитекторов СССР;
Л. ВАСИЛЬЕВ, архитектор;
А. МАЛАФЕЕВ, художник;
М. МАЛАХОВА, художник-этнограф
Вид на памятник со стороны Молочной горы |
Вид в сторону монумента от Московской заставы |
Материал любезно предоставил Евгений Шиховцев (Кострома)
Комментарии
Отправить комментарий