Памятник Ленину в костромском парке

В юбилейные даты пресса вспоминает об открытии памятника Ленину в 1928 году, о приветствиях, присланных тогда Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой. О приветствии Сталина

К началу 80-х годов бетонное лицо Ленина покрыли глубокие трещины. Фото 1981 года

Последним массовым чествованием памятника Ленину стало 22 апреля 1970 года, когда весь Советский Союз отмечал столетие со дня рождения вождя революции. Весь этот день у памятника стоял почётный караул, в котором каждые полчаса, символизируя связь поколений, сменяли друг друга ветераны, ударники труда, комсомольцы и пионеры. В полдень началось возложение венков к подножию памятника. В течение нескольких часов тянулись к нему делегации трудовых коллективов: «Быстро заполняются людьми аллеи парка. По ним к памятнику Ильичу идут бесконечным потоком празднично оформленные колонны (…). Рабочие несут цветы и портреты вождя, лозунги, транспаранты, рассказывающие о трудовых успехах своих коллективов», – писала «Северная правда»199.
Однако эти почести, по сути, были последними. Система уже прошла свой пик и катилась к закату. На продолжавшуюся несколько лет пропагандистскую шумиху вокруг приближающегося юбилея народ, как мы помним, реагировал огромным количеством анекдотов о Ленине.
О закате системы говорил и запрет на упоминания о том, что фигура Ленина в парке стоит на романовском постаменте. Если в 20 – 30-е годы пропаганда и не думала скрывать того, на чьём постаменте стоит фигура Ильича, и даже всячески обыгрывала это, то в последующие десятилетия об этом вспоминали всё реже и реже. В 70-е и 80-е годы на подобные упоминания был наложен запрет. В 20-е годы в памятнике вождю революции на царском постаменте видели – и справедливо видели – один из символов победы нового мира над старым. По мере того, как система всё больше и больше дряхлела, руководители инстинктивно стали чувствовать в самой информации об этом факте нечто глубоко антисоветское.
Подобная история произошла и с домом Н. Н. Ипатьева в Свердловске (бывшем Екатеринбурге), в подвале которого в 1918 году расстреляли царскую семью. В 20 – 30-е годы фактом расстрела даже своеобразно гордились, а площадь перед домом получила название «площадь Народной мести»200. В послевоенные десятилетия на трагедию, произошедшую в этом доме, была опущена плотная завеса тайны. Однако самим фактом своего существования дом Ипатьева продолжал напоминать об одном из преступлений режима. В конце концов, как мы знаем, Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сносе дома, и в 1977 году его снесли.

В начале 80-х годов железобетонную фигуру вождя революции в костромском парке, окончательно утратившую к этому времени «товарный вид», было решено заменить металлическим вариантом.

В мае 1981 года памятник окружили строительные леса. Работу выполняли работники московской научно-реставрационной производственной мастерской «Росреставрация» Министерства культуры СССР во главе с П. Ф. Козиным. Новую скульптуру, которая являлась почти точной копией прежней, изготовили в Москве и в разобранном виде привезли в Кострому. В конце второй декады апреля 1982 года строительные леса сняли, и взорам людей предстал новый вариант памятника, выполненный в металле201. Он был тёмного, почти чёрного цвета.
22 апреля 1982 года, в день 112-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, к подножию обновлённого памятника руководство области и города во главе с первым секретарём обкома КПСС Ю. Н. Баландиным возложило живые цветы. Затем к памятнику с цветами и венками потянулись многочисленные делегации трудовых коллективов Костромы: «Звучат над Волгой марши советских композиторов и революционные песни в исполнении духового оркестра. Медленно двигаются к памятнику рабочие, инженеры, педагоги, студенты, ветераны производства и молодёжь»202.
Чуть позже в нишах постамента, где, по проекту А. И. Адамсона, должны были находиться барельефные изображения Полтавской и Бородинской битв, осады Севастополя, освобождения крестьян и др., появились бронзовые барельефы с изображением событий Великого Октября.
В 1986 году, через 4 дня после того, как в стране дежурно отметили 116-ю годовщину рождения Ленина, рано утром 26 апреля на Чернобыльской АЭС имени В. И. Ленина произошёл взрыв на четвёртом энергоблоке, сделавший название «Чернобыль» известным всему миру. Советская система стремительно шла к своему концу – к сожалению, вместе с Советским Союзом…
После 1991 года памятник Ленину в парке стоит фактически заброшенный. Когда коммунисты утратили возможность приводить сюда в торжественные дни людей целыми трудовыми коллективами, оказалось, что помянуть Ильича почти что и некому. Лишь 22 апреля небольшие группы тех, кто остался верен религии ленинизма-сталинизма (в основном, люди очень преклонного возраста), возлагают к подножию памятника цветы и повторяют слова о неизбежной победе идей вождя Великого Октября. В сентябре 1998 года с постамента были украдены два первые барельефа (похитителей явно прельстила бронза)203, а вскоре их на постаменте не осталось ни одного. В советское время, конечно, никому и в голову не пришло бы посягать на памятник Ленину. А если бы такой безумец и нашёлся, то на его поимку бросили бы все силы КГБ и МВД, преступник был бы пойман и очень хорошо узнал, что это такое – суровая кара советского закона.
Время уносит всё. Как-то незаметно с названия парка в бывшем Костромском кремле отпало имя В. И. Ленина, теперь это – Центральный парк. В 1992 году льнокомбинату имени В. И. Ленина было возвращено его историческое название – Большая Костромская Льняная мануфактура.
Однако кое-что время и возвращает. Кострома вернула себе несколько исторических названий – Сусанинская площадь, улица Нижняя Дебря, Ипатьевская слобода. Восстал из руин ряд старых костромских храмов. 21 июня 2007 года на Сусанинской площади состоялась торжественная церемония закладки снесённого в 1918 году памятника Ивану Сусанину и царю Михаилу Фёдоровичу Романову. Думается, что рано или поздно дело дойдёт и до восстановления разрушенного в 1934 года соборного ансамбля в бывшем Костромском кремле.
Давно раздаются голоса и о необходимости восстановления, т. е. достройки, согласно проекту А. И. Адамсона, и монумента в честь 300-летия Дома Романовых. Нравится нам это или нет, но Кострома – колыбель династии Романовых. Именно поэтому монумент в честь её 300-летия заложили не в Москве или Петербурге, а именно в нашем городе. В конце концов, и товарищ Сталин стал депутатом Костромского городского Совета только из-за того, что Кострома – колыбель Дома Романовых.
Мы не сомневаемся, что и недостроенный из-за революции монумент в бывшем Костромском Кремле, рано или поздно будет достроен, и фигуры Минина, Пожарского, Ивана Сусанина, Михаила Фёдоровича Романова, Петра I, Екатерины II, Александра II и другие всё-таки встанут на предназначенные им места.
В связи со своим общероссийским значением, возрождение монумента, как и в 10-е годы XX века его строительство, должно проходить под патронатом главы государства – то есть Президента Российской Федерации.
Здесь неизбежно встанет вопрос о том, что делать со статуей вождя революции. Не будем уподобляться большевикам и сбрасывать её с предназначенного не ей места. Думается, что самым верным было бы снять фигуру Ленина и установить её на невысоком постаменте где-то в пределах видимости от Романовского монумента (например, у задней стены Табачных рядов). Показывая туристам и гостям Костромы возрождённый монумент в честь 300-летия Дома Романовых, можно было бы говорить: « А раньше наверху памятника стоял вон тот товарищ с протянутой рукой».
Конечно, история о том, как в последние дни своей жизни Сталин стал депутатом Костромского горсовета, в его биографии имеет более чем скромное значение. Однако она добавляет новый штрих в портрет этого человека, новый штрих в историю Костромы и Костромского края. Она говорит о силе жизни, о неистребимости культурной традиции. Как бы ни низвергала всё и вся революция, как бы ни бушевали варварство и нигилизм, но рано или поздно начинается отрезвление, и глава советского государства с поклоном идёт к колыбели прежней царской династии.
Воистину:
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
На ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Картина гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

(А. С. Пушкин. «Возрождение») 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии