Празднуя столетие Федора Александровича Голубинского, в
Московской духовной академии вспомнили рассказ математика князя С.Н.
Урусова: «… в молодые годы он был у Шеллинга. Шеллинг спросил его: «Как
живет Голубинский?» Князь отвечал: «Я его не знаю». На это Шеллинг
заметил: «Не делает вам, молодой человек, чести, что вы не знаете такого
вашего соотечественника»(1). Князя можно понять: ведь в пору его
молодости труды Голубинского, по скромности его, практически не
издавались, они увидели свет уже во второй половине нашего столетия.
Зато укор великого германского философа вполне можно отнести к нам: мы
по-прежнему ленивы и нелюбопытны.
Старый добрый Брокгауз сообщал: «Голубинский (протоиерей Федор
Александрович, 1797-1854) —
основатель русской теистической философии, родился и умер в Костроме». А это значит, что в нынешнем году можно
отмечать его двухсотлетие, и именно нам, костромичам, грешно об этом
забывать. Правда, переход на новый стиль автоматически перенес юбилей
(22 декабря) на следующий год, но не будем все же забывать, что тогда, в
1797 г., это был декабрь, оставалось три дня до Рождества…
А вот место рождения нашего героя так до сих пор точно и не
известно. Отец его, Александр Андреевич (1775-1835), всю жизнь прожил
близ Ипатия, в приходе церкви Иоанна Богослова, в которой он и начинал
причетником в 1764 г. В год рождения сына Федора он служил псаломщиком в
Троицком соборе, который, по случаю размещения в Ипатьевском монастыре
архиерейского дома, стал кафедральным (2). Все это позволяет
предположить, что именно здесь, при впадении реки Костромы в Волгу, и
увидел впервые свет будущий философ. С. А. Маслов, ссылаясь на сведения,
собранные «на месте», утверждал, что это произошло в Селищах, на правом
берегу Волги. В этом тоже нет ничего невозможного, поскольку, по данным
того же семейного архива, мать философа, Анастасия Андреевна
(1774-1836), была дочерью селищенского причетника.
Конечно, может быть, первый крик младенца Феодора раздался и в
Селище, зато с уверенностью можно сказать, что именно близость его отца к
архипастырям и их резиденции повлияла на то, что Александр Андреевич,
сам не получивший образования, дал его всем трем своим сыновьям, —
Федору, Евгению и Петру. Ведь во второй половине XVIII — начале XIX
столетий именно костромские архиереи пестовали любимое свое детище —
Костромскую духовную семинарию, которая была в ту пору самым заметным
учебным заведением губернии и ценилась очень высоко. С 1798 г. из-за
ремонта на Запрудне семинария некоторое время помещалась в Ипатьевском
монастыре, так что можно сказать, что детство Федора Александровича
прошло «около семинарских стен».
Восьмилетним отроком он поступил в первый класс — класс
«информатории», как это было названо самим Александром Андреевичем в
прошении, чудом сохранившемся в Костромском архиве (3). Проблемы
возникли с обучением нотной грамоте: «… как оный сын мой, по причине
малолетства, великое чувствует затруднение как в хождении за певческие
классы, так особливо и в самом обучении такового предмета, которой на
первый раз ему, яко малому ребенку, представляется непонятным». Отец
берется сам за месяц растолковать сыну ноты.
Видимо, все проблемы, включая и певческие, были решены к 1814
году: семнадцатилетним юношей Федор Голубинский (взявший фамилию при
поступлении в семинарию) получил аттестат, подтвердивший: «Дарования
имеет изрядные. Во всю бытность свою в семинарии вел себя очень хорошо,
ныне отправлен в Московскую духовную Академию в число воспитанников»
(4).
Что же воспринял юноша здесь, в Костроме, что увез с собой в
Московскую академию? Время его поступления в семинарию — «дней
Александровых прекрасное начало» — было отмечено и реформами духовного
образования. В семина
рии было введено преподавание «первых начал врачебной науки», была куплена гальваническая маши
на, при помощи которой «были про
изводимы
опыты применительно к медицине». Будущих священников учили прививать
оспу, говорить на иностранных языках — в аттестате Ф.А. Голубинского
подтверждено, что в языках греческом, немецком и французском успехи
похвальные, и это не считая латыни, которая разумелась сама собой.
В России во множестве создавались новые учебные заведения,
пополнявшиеся студентами из числа выпускников духовных семинарии (где
иначе в то время было взять такое количество юношей, знавших главный
язык науки — латынь?). Федор Александрович мог выбирать: запросы
приходили из Петербургского педагогического института, ме
дико-хирургических академий. Младший брат его, Петр, выбрал по окончании семинарии военную карь
еру,
а по выходе в отставку стал почтмейстером… Федор выбрал Троицкую
академию, и это трудно объяснить иначе, чем воспитанным в семинарии
вкусом к философии и богословию (по этим предметам от
мечены успехи «отличные»).
Московская духовная академия тогда только что перебралась из
Москвы в Троице-Сергиеву лавру и тоже испытала на себе воздействие
реформ. Новая академия быстро ходила от традиционного догматизма в
обучении. Лекции по филосо
фии, которые только начинали читать
студентам, были живыми, несмотря на то, что читали их на «мертвой»
латыни. Особенно любим был профессор философии В.И. Кутневич. «студенты
доходили при нем до влечения в изучении науки мудрости», лучшим же
учеником его был Ф.А. Голубинский.
Благодаря Кутневичу, ежегодно библиотека академии пополнялась
новейшими трудами европейских философов — Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби…
Студенты с увлечением следили «за ходом развития мыслящей силы рода
человеческого».
В августе 1818 г. молодой костромич закончил академию магистром
«с способностями отличными, прилежанием неутомимым и поведением отлично
честным» (6). Это было фундаментальное гуманитарное образование: новые и
древние языки (еврейский, греческий, не
мецкий, французский) — «превос
ходно», история, богословие, фило
софия, словесность — «отлично». Были еще физико-математические науки, в которых знания Голубинс
кого были охарактеризованы сло
вечком «довольно».
Древние языки, история, словес
ность доставляли опору в прошлом, философия позволяла усвоить навы
ки абстрактного мышления, новые языки открывали путь к общению с мыслителями Европы. В стенах оби
тели преподобного Сергия было сде
лано все, чтобы подготовить Ф.А. Голубинского к той миссии, которую он с блеском исполнил. Она состоя
ла в том, чтобы привить дереву оте
чественной традиции любомудрия ростки европейского философствова
ния, восточных философских систем и найти ее собственное место в этом многоголосии.
Между тем вряд ли сам молодой бакалавр осознавал тогда или поз
же в полной мере решаемую им задачу. Его ждала обычная академи
ческая карьера: он стал членом Ака
демической конференции, с 1822 г. — экстраординарным, с 1824 — ор
динарным профессором. (7) С ав
густа 1820 г. к преподаванию фи
лософии добавился курс немецко
го языка, и занятия его превраща
лись в уроки новейшей литерату
ры и философии, студенты учились самостоятельно мыслить и крити
чески относиться к прочитанному. В 1824 г. Кутневич ушел из Акаде
мии, и Голубинский остался его пре
емником, отдав преподаванию фи
лософии 36 лет (1818-1854) и оста
вив кафедру лишь из-за одолевших его болезней.
Однако за внешней канвой ока
залась скрытой еще и история его внутренних поисков и разочарова
ний, глубокая внутренняя работа. Это было связано с малоисследо
ванной пока историей отечественно
го масонства, которая сегодня чаще становится не столько предметом исследования, сколько поводом для идеологических спекуляций.
Между тем всякий исследователь, соприкоснувшийся с историей
второй половины XVIII — начала XIX веков, сталкивается с тем, что боль
шая часть интеллектуальной элиты той поры прошла через масонские ложи или как-нибудь соприкосну
лась с их членами. Для кого-то это было следованием моде, для кого-то — способом решить вопросы карьеры, но многие пытались все
рьез решить таким путем важные общественные проблемы.
Они были очень разными, эти масоны. И все же принято видеть два основных течения, представите
ли которых по-разному видели ко
рень
всех зол в нашем отечестве. Первые считали, что причина всех неурядиц —
в устройстве общества, которое необходимо изменить, даже если для этого
потребуются револю
ционные потрясения. Вторые счита
ли, что необходимо изменить само
го человека, и путь к этому лежит через его нравственное самосовер
шенствование. Первые пришли, в конце концов, на Сенатскую пло
щадь, а вторые…
Заглянем в дневник Ф.А. Голу
бинского 1826 года: «Вечер
провел у почтеннейшего батюшки Семена Ивановича. Говорили несколько слов
о возмущении Спб [т.е. Санкт-Петербургском — Л.С.] — сам че
ловек не может самого себя приве
сти в гармонию и порядок, а хочет поправить других; сам не освобо
дился
от страстей, а хочет вне себя устроить порядок». (8) Свободы,
равенства, братства предполагалось достичь не путем кровопролития, а
путем глубокой внутренней работы, которая, как казалось, не только не
противоречила православной тради
ции, но и вытекала из ее опыта.
Дневники Ф.А.Голубинского 1822 года пестрят тайнописью: «Простив
шись
с батюшкой, возмущен был, много думавши о Родовхо ы хып… Часов до
одиннадцати не мог ни за что прилечь; тут освежился, укреп
лен тою мыслию, что в Союзе на
шем не должны мы давать пищи мечтам и воображению, плоти и крови, что это препятствует благо
словению Господню, который один укрепляет истинный христианский Союз». (9)
Иерархическое подчинение, неиз
бежный атрибут всех
масонских организаций, переосмыслялось в традициях церковного
послушания: «Что ыри гол дыну Д. У. ро кониох ничего делать, и потому
письмо мое показывал ему и получил от него хорошие советы (любезная
черта! Повиновение и уважение к мудро
му руководителю)…» Речь на собра
нии шла о скромности и умеренно
сти, покаянии и самопознании, об «образовании сердца», о содействии «нравственному образованию дру
гих»… Все это вполне согласовыва
лось с православной традицией.
Те же дневники свидетельствуют, что именно в этих кругах
появилась потребность в обращении к трудам Св. Отцев — встречаются имена
Антония Великого, Григория Бого
слова… В этом контексте не кажется удивительным, что именно ФА. Голубинский содействовал публика
ции
трудов Паисия Величковского, возобновивших на Руси традицию «умной
молитвы», а с 1841 г. стал и членом редакции, созданной для издания
творений Отцев Церкви в русских переводах. Это было созна
тельное усвоение и осознание соб
ственной античной традиции, про
тянувшейся от «афинейской премуд
рости» и восточного монашества к отечественной православной тради
ции.
Десятки лет от роду, по свиде
тельству знавших Ф.А. Голубинско-го, он помнил «пять песен Виргилиевой Энеиды». Основатель Ал
тайской
миссии, давний знакомый Макарий (Глухарев) посылает ему «две книги
индейской богословии», ЮН. Бартенев — «трактат Дежерондо о
усовершенствовании само
го себя», а в ответ получает из Сергиева посада перевод канонической книги древних китайцев.
Европеец А. Гакстгаузен по-не
мецки беседовал с Ф.А. Голубинским в его кабинете и вспоминал позже: «Я с удивлением слушал суждение русского попа о Шеллин
ге,
Гегеле, о распадении философии последнего на две школы и т.д. Эти
суждения произносились с мягкою скромностию, но указывали на
самостоятельное изучение предмета», а на стене приемной в это время
висели портреты Тихона Воронеж
ского, Серафима Саровского, Паи
сия и задонского затворника Геор
гия. (10)
В письме А.И. Тургеневу, сыну масона и брату декабриста, Ф.А. Голубинский писал о счастии «пос
ле скитания по системам философс
ким, после кружения в волшебных воздушных замках Пантеизма» вер
нуться к людям, «в которых с глубо
кою мудростью соединена жизнь, сокровенная со Христом в Боге». (11) Среди этих людей были и православ
ные священники, и епископы. Дос
таточно сказать, что канонизирован
ный ныне святитель Филарет, мит
рополит Московский, в юности пе
режил увлечение масонством (12).
Собственно, составляя свою «Ис
торию систем философских», Ф.А. Голубинский следовал совету Васи
лия
Великого, рекомендовавшего при изучении языческих сочинений поступать,
подобно пчелам, «ибо и пчелы не на все цветы равно садят
ся, и с тех, на какие нападут, не все стараются унести, но, взяв, что при
годно
на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы… собрав из сих
произведений, что нам свойственно и сродно, с истиною, остальное бу
дем проходить мимо».(13)
«Воспользовавшись полезным, будем избегать вредного», — не так
просто было воспользоваться этим советом святителя, потому что не сразу
удалось распознать опаснос
ти и искушения в масонстве. Одна
ко,
по словам апостола, бывший искушенным, может искушаемым помочь. А потому
значительная часть жизни Ф.А. Голубинского (равно как и митрополита
Филаре
та) была посвящена обращению тех, кто поддался подобным увлечениям.
Тихо, кротко выслушивая кощун
ственные высказывания вольнодум
цев, Федор Александрович «прини
мал на себя такой печальный и рас
строенный
вид, что собеседник его скоро прекращал неприятный ему разговор,» —
вспоминал ученик Голубинского М.В. Толстой, давший интересное описание
своего учите
ля: «… я с первого взгляда полю
бил нового гостя, хотя наружность его вовсе не была привлекательна для ребенка: близорукий, некраси
вый лицом, неловкий в телодвиже
ниях, он сидел, потупившись, и не обратил на меня никакого внима
ния». (14)
Между тем этот человек с некра
сивыми чертами лица поражал всех духовным светом, который был ре
зультатом глубокой внутренней ра
боты. Профессор Московского уни
верситета С. Шевырев, посетивший его в Академии, писал: «Простота и смирение осеняют его мирное жилище… В чертах русского мудре
ца господствует спокойное самоуг
лубление. Такова и тихая речь его, которая всегда тепла, но вспыхива
ет живее при выражении сочувствия и участия».
В советах Ф.А. Голубинского, которые он давал другим, угадыва
ется собственный опыт философа. Он писал Ю.Н. Бартеневу в нояб
ре 1840 г.: «Вам известно, что охолоделые дрова чаще в печи меша
ют, тогда они горят ярче, лучше прогорают, и печь более от того со
держит тепла: так и сердце чело
веческое, чем более тратится, чем больше двигается для проявлений любви, тем более привыкает лю
бить». (15)
Собственно, именно это и было тем, что внес Федор Александрович в европейскую традицию из отечественного опыта: философия никог
да не оставалась для него умением рассуждать, создавать некие абст
рактные системы. АН. Введенский отмечал позже: »Согласно с лучши
ми историческими традициями, он видит в философии не теоретичес
кую доктрину, но — «мудрость жиз
ни», именно жизни. Эту ЖИЗНЕН
НУЮ задачу философии он дей
ствительно никогда не терял из виду. Он приводит ниже и утверж
дение самого Голубинского: «Нуж
но объятие познаваемого всем су
ществом, не только разумом, но и волею, и чувством». (16)
Для того чтобы следовать этому совету, необходимыми оказываются
не только навыки абстрактного мышления, но и опыт монашеского делания, и
опыт, осознанный и сформулированный в святоотечес
ком наследии. Это органическое сплетение и стало вкладом отече
ственной философии в европейскую традицию, проявившись главным образом в XX веке.
Жизненная мудрость не раз по
могала Федору Александровичу в его обыденной жизни. Люди, знав
шие его, в один голос отмечали его бескорыстие, способность ради других забыть собственную уста
лость, умение услышать другого. Ученики вспоминали, как в их ра
ботах Ф.А. Голубинский старался уловить мысль, если даже она была выражена неясно или путано, по
могал найти нужные слова. Ни различие сословий, ни уровень образования не влияли на его от
ношение к человеку: во всех он пытался найти нечто доброе, для каждого был готов добрый совет, участие, помощь.
Совершая ревизии, он старался оправдать промахи, отметить хоро
шее. Жил скромно, охотно давал деньги студентам, не ожидая их возвращения. Поддерживал много
численную костромскую родню и словом, и протекцией, и денежны
ми посылками.
М.В. Толстой высказался, пожа
луй, точнее других: «В числе доб
родетелей его главное место зани
мало смирение. Окруженный всеобщим уважением, он никогда не ста
вил себя выше других, самого себя судил строго, но ко всем был снис
ходителен».
В 1828 г. он был рукоположен во священника, через год стал прото
иереем. Был «пастырь добрый». А вот семейная жизнь его была испол
нена
утрат. Женившись на дочери своего учителя, В.И. Кутневича, Ф.А.
Голубинский рано овдовел, в одиночку воспитывал дочь и троих сыновей. В
начале 1852 г. почти одновременно умерли двое из них — Сергей и Петр.
Митрополит Филарет (Дроздов) утешал филосо
фа: «Ныне время показать плод любомудрия, много лет вами про
поведуемого, и не поколебаться ли
шением видимого и временного, в созерцании невидимого, во упова
нии вечного». (17) Но силы, види
мо, оставляли Федора Александро
вича.
В 1854 г. он вместе с сыном Дмитрием поехал навестить родные
места. После панихиды на могиле родителей, похороненных в ограде
Богословской церкви, Ф.А. Голубин
ский «посетил дом, где они жили, прослезился, взошел и на светелку, вспомнил о родительском благосло
вении перед поступлением в Акаде
мию», — вспоминал сын. Это было 14 августа. А уже через неделю, проболев всего день, он тихо скон
чался. «Это было во втором часу пополудни в день воскресный 22 августа 1854 года».
Похоронили рядом с родителя
ми, на том же Богословском клад
бище. Один из его друзей, С.А. Маслов, заказал ограду на шиповг-ском заводе, другой (судя по неко
торым
обмолвкам, М.В. Толстой) сочинил эпитафию: «Словом учил любомудрию,
примером жизни — смирению». В нашем суетливом и суетном мире осталось ли
место любомудрию и смирению? Если да, то Голубинского будут по
мнить.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Введенский А.Н. Профессор философии протоиерей Федор Александрович Голубинский. Сергиев посад. 1898. С. 2.
- Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 76 Голуб. 1. П. 22. № 1. Л. 1-8. (Далее — ОР РГБ…)
- Государственный архив Костромской области (далее — ГАКО). Ф. 432. Оп. 1. Д. 20. Источник указан И.Х. Тлиф.
- ОР РГБ. П. 36. № 9. Л. 1.
- Смирнов СИ. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 46.
- ОР РГБ. П. 36. № 9. Л. 2.
- Там же. Л. 9-12.
- Там же. п. 1, № 2, л. 1 об-2. Семен Иванович, как можно предположить, — это московский священник СИ. Соколов, близкий «Дружескому обществу». — См.: Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М. 1868 (Далее — Сушков Н.В). С. 11 и др.
- ОР РГБ. П. 1. № 1. Л. боб.
- С[мирн]ов С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский. М. 1855. С. 13, 23; Голубинский Д.А. Макарий, основатель
Алтайской миссии, по бумагам Ф.А. Голубинского // Душеполезное чтение.
1890. Т. 31. Ч. 3. С. 563. Переписка Ф.А. Голубинского с Ю.Н. Бартеневым
// Русский Архив. 1880. С. 408.
- Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 501. Тургеневы. Оп. 1. Д. 100. Л. 1.
- Сушков Н.В. С. 258.
- Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийския. М. 1993. Ч. IV. С. 349 /репринт издания: М. 1846/.
- Толстой М.В. Хранилище моей памяти: Голубинский Федор Александрович //Душеполезное чтение. 1891. Ч. 1. С. 204-205.
- Русский Архив. 1880. С. 422.
- Введенский А.Н., с. 9, 21.
- ОР РГБ. П. 15. № 88.
Жизнь замечательных костромичей XIII-XIX вв.: Краеведческие очерки. — Кострома, 2003. — С.86-93. (Сер. Родиноведение).
Комментарии
Отправить комментарий