воскресенье, 15 июня 2014 г.

Галич Костромской губернии. Географическое положение. Древнейшие жители и урочища

ДРЕВНИЙ ГОРОД ГАЛИЧЪ
Костромской губернии

Рассказы о его прошлом и настоящем.
Бытовые очерки и обычаи жителей.
Историческое, географическое положение.
Промышленность и торговля.

Собралъ и составилъ С. Сытинъ.
Москва — 1905




ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Географическое положение Галича.
Древнейшие жители и урочища


Глава II. Основание Галича.
Удельные князья галичские. Нашествия Батыя и казанских татар. Междоусобные распри. Присоединение Галича к московскому княжеству


Глава III. Галич в царствование Михаила Феодоровича. Влияние татарщины на нравы галичан

Глава IV. Насаждение и распространение христианской веры в Галиче и пределах его

Глава V. Церкви и монастыри г. Галича.
Принятие Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы.
Крестные ходы в Галиче. Училища и богадельни

Глава VI. Посещение императором Александром I Галича. 
Торговля и промышленность Галича, Рыбной слободы и уезда

Глава VII. Бытовой характер жизни недавнего прошлого галичан.
Свадебные обряды. Посиделки с песнями. Женские наряды

Глава VIII. Галич в настоящее время.
Хронология замечательных событий в Галиче


Источники при составлении настоящей книги:
Самарянов – «Памятная книга Костромской губернии»;
Свиньин — «Картины России»;
Беляев, протоиерей – «Описание соборов и церквей
Костромской губернии»;
Самарянов — «Галич в XVII веке»,
«Житие преподобн. Паисия галичскаго».




Географическое положение Галича. Древнейшие жители и урочища


Галич, уездный город Костромской губернии, лежит между 58 гр. и 24 мин. северной широты и между 60 гр. и 2 мин. восточной долготы (Cовременное значение – 580 23' с.ш. и 420 21' в.д. Прим. ред.) в северной полосе Европейской России, от губернского города Костромы в 120-ти верстах, от С.-Петербурга – 958 верст, от Москвы – 462 версты. Галич окружен с севера Вологодскою губерниею, с запада — Костромскою и Ярославскою, с востока — Вятскою, с
юга — Нижегородскою и Владимирскою.

Город расположен живописно при обширном озере, у подошвы высокого юго-восточного берега, который, обогнув его дугою гор, как неприступным валом, придает ему неимоверную привлекательность и разнообразие. Когда опускаешься с Костромской дороги,
прежде всего открываются позлащенные верхи церквей и колоколен; потом пред взорами стелются ряды разноцветных крыш, как будто плавающих на зеркальной поверхности озера, которое с другой стороны обложено синими горами, как кольцом. Климат Галича считается нездоровым, особенно в большие жары, когда вода в озере цветет.

Много воспоминаний пробуждает этот город. В нем самом и его окрестностях сохранились предания о древних мерячах-язычниках, о первых святых отшельниках, просветителях галичской стороны, о последних кровавых спорах галичских князей с великими князьями московскими, о нашествиях монголов, казанских татар, поляков и литовцев. В отношении древности Галич не менее других городов богат воспоминаниями и урочищами, останавливающими внимание любопытных искателей древности. Нет сомнения, что Галич лежит на земле мерячей, народа некогда могущественного и известного в нашей истории многими событиями; союзом с прочими народами, согласившимися призвать Рюрика на царство русское, походом к Царь - граду, упорством в принятии христианской веры, побегом за реку Оку, где большая их часть соединилась с мордвою, а остальная так слилась с русскими племенами, что исчезла с лица земли и совершенно потеряла свое народное отличие; только в
Галиче удержались следы языка мерячей: некоторые урочища, сёла и города Костромской губернии носят еще названия, данные первобытными обитателями, как-то — реки: Нея, Шуя, Андоба, Индоса, Кусь, Тебза; озера: Неро, Нико, Рамин; села: Шебано, Емена, Юхоть, Кледем, Ликурга; города: Нерехта, Кинешма, Чухлома и проч. 

Галич на севере является в истории в одно время с Галичем Волынским; впрочем, селение мерячей здесь существовало гораздо прежде Галича Волынского. По указаниям некоторых источников, первоначальное название города было «Галивон»; «Галич-Мерский» — происходит от заселения в старину этой местности язычниками — меря. Озеро называлось Нерон.

Древность загородных урочищ Галича простирается до веков язычества. Первый памятник есть
поклонная гора, по Архангельской дороге. Здесь, говорит предание, находилась кумирня мерячей, в которой поклонялись идолу Яриле. Когда же христианская вера ниспровергла кумирни язычества, потомки мерячей, галичане, собираются сюда ежегодно отправлять трехдневное гулянье в неделю всех святых, что продолжается до сих пор. Место другого идола,
Купалы, было при озере, в котором язычники впоследствии приняли святое крещение, и, может быть, в воспоминание сего события празднуют 24 июня; горожане, мужчины и женщины, собирались гулять по берегу и кататься по озеру с песнями и весельем и оканчивали третий день гулянья обливанием друг друга водою. В настоящее время горожане не участвуют на этом празднике; празднует только одна Рыбная слобода. На противоположном берегу Галичского озера возвышается конусом гора, известная под именем Туровской. Нет сомнения, что это название уцелело еще от первобытных народов, имевших на вершине исполинского кургана языческую кумирню.

Два подобных кургана, меньшей величины, служили ему как бы подножием, или ступенями, по которым можно было достигнуть вершины святилища. Несколько лет тому назад крестьяне, роя землю в одном из этих курганов, отрыли большой глиняный сосуд, наполненный разными металлическими вещицами, большая часть их из красной меди грубой работы; были и серебряные. Все вещи представляют изображение змей, мышей, гребни и т. п., символические подвески, похожие на украшения священной одежды браминов во время их служения и волхвования. 

Вещи были отправлены помещицей села Туровского в археологическое общество. Язычники,
оставляя места, вероятно, зарыли в середину кургана священные предметы своего верования.

Впоследствии Туровское было любимым местом охоты галичских князей в дремучих лесах и глубоких водах озера. Из древнейшего описания города Галича видно, что после распространения христианской веры в Галиче Туровское называлось иначе селом Мыльным,
по мыльным заводам; и в нем было девять церквей.


Комментариев нет:

Отправка комментария

Архив блога