Галич в царствование Михаила Феодоровича. Влияние татарщины на нравы галичан.

(По писцовой книге г. Галича 1635) В 1635 году, по описи, город был ветх:
деревянного тыну уже не было, стояли одни башни, уже погнившие. Город состоял из крепости, из посада и из нескольких слобод. Вот, приблизительно, что представлял из
себя Галич по статистике того времени. Внутри Галича, в кремле, жили преимущест-
венно бояре, дворяне и дети боярские. Всего внутри города Галича дворов: 4 боярских, 1 двор
воеводский, 66 дворов дворянских и детей боярских, 30 дворов пустых, 15 мест дворовых, 5 дворов монастырских (Зачатьевского девичьего, Новозаозерского, Флоровского, Железноборовского и Паисиева), 1 двор попов, место дворовое монастырское и место церковное после сожженной поляками церкви Афанасия Александрийского, сверх
того, двор пуст — Рождества Пресвятой Богородицы, что на лугу.
В Галиче на посаде было дворов — 95.

Жителей:
а) Не тяглых: боярских и дворянских и детей боярских 10.
б) Тяглых посадских молодчих людей дворов 38, а людей 43. Лучших и средних посадских людей в Галиче на посаде нет; а которые лучшие люди были, те взяты к Москве в гостиную и суконную сотню, а иные померли.
в) Бобыльских и бедных худых людей 192 двора, людей из них 213 человек, которые в сошное письмо с тяглыми людьми не погодятся, а имать (брать) с них оброк.
г) Нищих, вдов и бобылей, которые кормятся по наймам и меж двор (т.е. таких, которые достают себе пропитание, частью нанимаясь к достаточным людям для различных работ, а частью — собирая милостыню), а в сошное письмо и в оброк также не погодятся, дворов 131,
да пустых дворов 211. 
Жильцы этих последних или померли, или разошлись безвестно от долгов и от бедности. Дворовых и огородных пустых мест 47. Итого тяглых посадских дворов, за исключением признанных неспособными к отправлению натуральных и денежных повинностей, было 230.
Государственные и городские общественные доходы и оброчные статьи:
Сошного письма в живущем четь сохи, да в пусте пол-пол-чети сохи новые пустоты.
Денежных четвертных доходов: оброку и пошлин с 38 дворов живущих тяглых по 10 алтын с
двора — 11 рублей 13 алтын 2 деньги. Оброку с 192 дворов бобыльских по 5 алтын с двора — 28 руб. 26 алт. 4 ден. С 9-ти кузниц, что стоят на посадских дворах, оброку и пошлин по гривне с кузницы — 30 алтын.
С воскобойни — 1 руб. 12 алт. 1 деньга.
С главного перевозу, устроенного на реках Середней, Шокше, Едомше, оброку и пошлин —
17 алтын и 4 деньги.

Галичское озеро и рыбные ловли в реках, впадающих в озеро, были на оброке у галичан же
— посадских людей. Сколько собирается оброку и с кого именно, то ведают в приказе Большого дворца.

«Какие другие откупы на посаде г. Галича, то ведомо в разных приказах. Сусло и квас, мельницы и перевоз, соляной ввоз и площадное письмо ведомо Галицкой чети по приходным окладным книгам. Таможенная пошлина ведома в Большом приказе; кабак в новой чети, а конския площадки (пошлина с лошадей) в конюшенном приказе».

«А что в Галиче на посаде, по новому письму князя Микифора Мещарскаго да подъячаго Феоктиста Тихомирова, сошнаго письма в живущем и в пусте и денежных всяких доходов, откупных и оброчных денег, пред прежним прибыло или убыло, — это неизвестно, потому что из Галицкия чети Галичу-Посаду с писцовых и с дозорных книг приправочных книг не
дано, приправиться не к чему».

«А Государевы всякие денежные четвертные доходы, оброки и пошлины и иных разных приказов веяния подати платить им по старому ли окладу, или по новому письму, — и о том Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея России — как укажет».

Лавок, амбаров и других торговых заведений всего было в Галиче на посаде во всех рядах: лавок 92, амбаров 16, жилых лавок 62, еще амбаров 17 пустых; лавочных мест 28, скамей 13, скамейных мест 2; изб харчевных: жилых 6, пустых 2, место избное харчевное 1.

Между владельцами торговых помещений были лица и духовного звания. Так, соборный протопоп Стахей имел одну лавку в большом ряду и два лавочных места в верхнем ряду; с первой он платил оброку 2 алтына.

В числе 30 лавок, находившихся на площади от города были 3 лавки, принадлежавшие попам. С одной из этих трех лавок платилось оброку 3 алтына. Сверх исчисленных выше оброков и пошлин жители Галичского посада платили оброки с сенных покосов, которыми они владели по рекам: Святице, Сухой, Челсме, Шокше, Середней, по Едомше и Ихлеме и подле озера около Флоро-Лаврского монастыря.

Во всех этих покосах считалось 5250 копен (а по новому измерению вследствие Высочайшего указа от 3 октября 1366 года — 1250 десятин). Оброк посадские люди платили в Галичскую четь против сошной грамоты Ивана Буркина, что за прописью Михайла Тюхина, по деньге с копны, всего 26 рублей 8 алтын 2 деньги.

Из вышеизложенного очевидно, что город Галич в начале XVII века, после польского разорения находился в весьма бедном положении. Между тяглыми посадскими людьми не было не только лучших, но и средних людей; было только 43 души в 38 дворах так
называвшихся в то время молодчих людей, которые платили оброку и пошлин по 10 алтын со двора. Большинство платежного класса — 192 двора — 213 душ, состояло из бобылей и бедных «худых» людей, которые платили по 5 алтын со двора. Затем около 350 дворов принадлежали нищим, которые признавались неспособными к платежу повинностей, потому, что сами кормились милостынею, скитаясь между дворами сограждан, имевших возможность подать им что-нибудь. Но так как нищих в Галичском посаде было несоразмерно много, то все они и не могли кормиться в своем городе, но принуждены были, оставив свои дома в Галиче, разойтись по окрестностям. Бросивших свои дома было больше, чем оставшихся в Галиче, именно: первых 211 дворов, а последних 131 двор. О жителях этих 211 дворов в писцовой книге замечено, что они «или померли, или разбрелись безвестно от
долгов и от бедности». Наконец, при описи 1635 года оказалось немало пустых дворовых и огородных мест, т.е. таких мест, владельцы которых в более или менее отдаленное время обнищали до того, что не могли построить новых домов и, вероятно, не жили в городе.

Из 239 торговых мест разных наименований было пустых — 46, т. е. почти пятая часть общего числа их. Между боярским и дворянским сословием заметно такое же обеднение, как и между посадскими людьми. Это видно из того, что в кремле Галича, где по преимуществу жили бояре и дворяне и дети боярские, пустых домов оказалось 30, да дворовых мест 15, а населенных дворов немного больше 70.

Ближайшею причиною такого обеднения Галича было нашествие Лисовского. В писцовой книге замечено о церкви Афанасия Александрийского, внутри города существовавшей, что ее «сжег Лисовский около 25 лет тому назад»; Лисовский же с литовскими людьми сожгли церковь Рождества Христова в Галиче на посаде. По другим источникам известно, что Лисовским же сожжен был галичский Спасо-Преображенский собор, находившийся в кремле Галича, а это было в январе 1609 года. (См.: «Описание церквей и соборов Костромской епархии». Пр. Беляева, 1863 г.,стр. 67.) 

Этот собор, как видно, успели построить новый,а приходские церкви Афанасия Александрийского и Рождества Христова так и остались к тому времени не восстановленными после пожара. И если общественные здания не могли быть исправлены в течение 25-ти лет, то нет ничего мудреного, что много частных домов, обращенных в пепел, остались невосстановленными.

Но были и более отдаленные причины обеднения Галича. Это хищнические набеги казанских татар на Галич; как видно из вышеописанного в этой же книге, татары разоряли Галич до 10-ти раз. Если к этому прибавить еще разорение, произведенное в Галиче междоусобицей, существовавшей в половине XV века, описанной в предыдущей главе этой книги, между
великим князем московским Василием Васильевичем Темным и мятежным князем галичским Юрием Дмитриевичем и сыновьями его — Косым и Шемякою, то надобно будет удивляться, как еще совсем не опустел Галич и не обратился в развалины. После последнего татарского набега, в 1557 году, наложили на Галич свою хищническую руку польские и литовские люди в 1609 году. (См. «Галич в начале 17 века» В.Самарянова.)

Желая ознакомиться с родами бояр и дворян, имевших свои дома в Галиче, т. е. внутри злосчастного кремля галичского, мы составили список дворянским и боярским фамилиям; при этом были поражены необычайностью сделанного нами открытия. Дело в том, что некоторые между наиболее родовитыми дворянами, боярами, вместо христианских имен
принимали и официально носили имена не только мирские, не церковные, например: Второй, Пятой, Грязной, Смирной и т. п., но буквально татарские, такие имена: Велинбаш, Мурат, Мурза, Олай, Сульмен, Танаш, Чеадай, и т. п. Чем это можно объяснить? Тем ли, что татарские наездники, ограбив жителей Галича, оставляли им жизнь под условием перемены христианского имени на татарское? Или тем, что татары не только грабежом и насилием желали утвердить свое господство в крае, но посредством более или менее миролюбивых и, так сказать, дружественных отношений к дворянским и боярским родам, видимым знаком чего со стороны последних было принятие имен, носимых предводите-лями
татарских шаек? Или не было ли это со стороны бояр и дворян галичских, подвергавшихся многократным набегам татар и натерпевшихся от них различных истязаний, унижающих человеческое достоинство и христианскую веру, — не было ли добровольною данью покорности и уважения к своим притеснителям, чтобы привлечь к себе их снисхождение и благосклонность?


Наконец, не настолько ли отатарились галичские бояре и дворяне, что носить татарские имена считали модою, которая, как видно, пережила время силы Казанского царства? Замечательно, что между посадскими людьми, жившими в Галиче, не было такого обычая относительно принятия татарских имен. Для сравнения здесь помещаются два кратких списка родов
дворянских и боярских по именам и краткий список посадских людей по именам, отчасти по фамилиям.

Мирские (не церковные) имена бояр, дворян и детей боярских:

Велинбаш (Шипов.)
Грязной (Бартенев.)
Деменьша (Нелидов.)
Космыня (Самылов.)
Молчан (Сипягин.)
Самарин (Кадников.)
Сельчук (Сытин.)
Танаш (Скрябин.)
Тихомир (Охлебников.)
Юрман (Свиньин.)
Мурат (Лазарев.)
Мурза (Шипов.)
Олай (Мичурин.) .
Посник (Готовцев.)
Пятой (Свиньин.)
Томило (Рылеев.)
Улан (Свиньин.)
Чеадай (Строев.)
Черкас (Макаров.)
Чудин (Готовцев, Трунов.)

Мирские имена посадских людей в Галиче:
Баженко, Безсонко, Бирич, Богдашка, Вахрушка, Вторушка, Гневашко, Добрынька, Дружинка, Елько, Замятенко, Истомка, Крючок, Куфай, Марчок, Полутка, Помытня, Сулеш, Тренька, Чуфилко, Янко, Ярунька.

Из этого, хотя и небольшого, списка можно видеть, что посадским людям почти совсем не
присваивались имена, звучавшие татарщиною. Что это значит? То ли, что сам народ уклонялся от незавидной чести носить то или другое татарское имя, или татары настолько презирали простой народ русский, что не позволяли ему этой чести без особых каких-нибудь уважительных причин? Или обычай, издавна усвоенный передовыми сословиями, не мог привиться к простому народу, подобно тому, как какая-нибудь мода воспринимаемая массою тогда уже, когда в высших слоях общества она утрачивает характер новизны?
Решение этих и подобных им вопросов, невольно возникающих при мысли о сильном влиянии татарщины на нравы и обычаи наших предков, могут принять на себя специалисты и изучавшие памятники отечественной старины не по одному какому-либо источнику, а по многим.

Далее известно о Галиче, что в 1708 году он вошел в состав Архангельской губернии. В 1719
году сделан провинциальным городом этой губернии, а в 1778 году, при открытии Костромского наместничества, Галич вошел в состав Костромской провинции, а впоследствии при разделении России на губернии переименован уездным городом Костромской губернии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Нерехтский уезд Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям