Основание Галича. Удельные князья галичские. Нашествие Батыя и казанских татар. Междоусобные распри. Присоединение Галича к московскому княжеству.
Когда и кем основан Галич — неизвестно. Первые достоверные известия о нем в галичских
летописях упоминают о княжении в Галиче трех братьев: Симеона, Андрея и Феодора, около 1170 - 72 годов; и со времени нашествия на Россию Батыя, в 1238 году, «когда татары, по взятии Владимира, попленили города даже до Галича мерьскаго».
По преданию летописцев, Галич построен на образец Волынского Галича великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким, сыном великого князя Владимира Мономаха, утешавшим себя в потере великокняжеского престола устройством городов в
Ростовском своем княжении по подобию киевских, т.е. избирая для них по большей части сходные положения мест и давая им названия, одинаковые с последними. Впоследствии Галич принадлежал к Ростовскому княжеству, наконец — к Владимирскому.
Галич, подобно Новгороду, не преклонялся пред свирепым Батыем, превратившим Россию в
пожарище, и не обстоятельства, не чудо отвели от него монголов, а храбрость галичского князя Дмитрия Константиновича, который мстил за кровь своего брата Василия ростовского, павшего с мечом в руках при реке Сити.
В 1245 году Галич был главным городом отдельного княжества, начиная с Константина Ярославича Удалого.
Феодор Васильевич получил ярлык от хана Чанибека и на княжество Костромское, а наследник его, Дмитрий Феодорович, лишен был княжеского удела великим князем московским, Дмитрием Донским, вероятно, за союз свой с князем суздальским, врагом
великого князя.
С 1362 года Галичское княжество отдано было Донским сыну его Юрию, и значительно увеличено присоединенными к нему уделами и завоеванными землями: Двинкою, Холмогоркою и Емью. Галич три раза опустошала моровая язва, особенно в 1420 году.
В смутах удельных междоусобий Галич часто был жертвою их, и в 1434 году Василий Темный,
преследуя дядю своего Юрия, разорил Галич. Едва ли какой другой город изо всех городов Костромского края потерпел от набегов казанских татар столько, сколько Галич. После Батыева нашествия на русскую землю, губительных последствий которого не избежал и Галич, казанские татары, по свидетельству летописей (см. Крживоблоцкого «Материалы для
географии и статистики Костромской губернии. С-Пб., 1861 г .) разоряли Галич до 10-ти раз. Так,
в 1427 году Галич храбро выдержал 4-х недельную осаду казанских татар; в 1439 году был разорен ими; в 1467 роду татары снова были в Галиче и пределах его; в 1505 году и
следующих годах татары делали частые набеги на Галичскую область, следовательно, были и в Галиче; в 1532 году татары сделали нападение на Соль-Галичскую, полагать должно, через Галич; также в 1547 и 1549 годах они подвергли Галич разорению.
Наконец, из грамоты, пожалованной царем Василием Ивановичем в 7116 (1605) году бывшему в Солигаличе Воскресенскому монастырю, видно, что казанские люди воевали
Галич с пригороды в 7065 (1557) году и в это время сожгли в Солигаличе означенный монастырь.
На одной горе, возвышающейся над окрестностью, видны еще остатки укрепления древнего Галича, называемого столбище. Высокий земляной вал, спускаясь с крутизны до самого
берега озера, был неприступен для нападения неприятеля. Жители могли спастись на лодках
через озеро. На вершине горы заметно небольшое укрепление, служившее наблюдательной бойницей для города. На столбище заметны места княжеского дворца и обширных садов, от которых остались вековые деревья. Предание говорит, что здесь скрыты Шемякою сокровища, награбленные им и братом его в Москве и Ярославле во время их бегства после утраты
великокняжеского престола, а суеверие рассеяло слух между народом, будто клад этот показывается иногда в виде золотого корабля, но что заклинания его так страшны, что никто не решался добыть его. Однако, глубокие ямы показывают, что были смельчаки, которые,
не боясь заклятий, пробовали дорыться до золотой кармы. На столбище до сего времени существует пруд, наполненный водою, несмотря на чрезмерное возвышение места.
Не понятно, почему после разорения Галича вел. князем Василием Темным в 1434 году, дядя его, Юрий Дмитриевич
галичский перенес крепость и дворец свой на новое место, которое, кажется, не представляло ни удобств для обороны от неприятеля по древнему образцу войны, ни приятностей для жизни: судя по разности места, занимаемого новым валом, оно должно
было быть топкое и нездоровое, и долго еще после того дремучий лес окружал город. Если небольшая речка Кешма, протекающая по южную сторону вала, обеспечивала крепость в продовольствии и водою, то неприятель весьма легко мог заградить ее течение, а
внутри не видно следов пруда.
Город, т.е. крепость, окруженный насыпным валом (окружность нового вала простирается по
Город, т.е. крепость, окруженный насыпным валом (окружность нового вала простирается по
завалу до 577 саж. в поперечнике, внутри вала около 200 саж., а вышиною до 4-х саж.), был обнесен поверх насыпи деревянным тыном с несколькими башнями. Этот земляной вал был окружен широким и глубоким рвом, наполненным водою. В городе было трое ворот:
ворота Архангельские, Покровские и Успенские. Между первыми воротами были две башни глухие, не имевшие особых названий. Между Покровскими и Успенскими воротами было три башни, также глухие; из них средняя называлась Наугольною и стояла к стороне горы Красницы. Далее, между Успенскими и Архангельскими воротами было 4 башни; из них 1-я от
Успенских ворот была глухая и называлась башнею против Шатинской улицы, или просто Шатинскою; 2-я— Архангельскою и была проезжая; 3-я — Тайницкою, и последняя, ближайшая к Архангельским воротам, — безымянная; обе последние были глухие. Как ворота и башни были неодинаковой архитектуры, так расстояние между ними было неравномерное. От Архангельских ворот до Покровских было
только 71 саж.; между тем, как, от Покровских
до Успенских было уже 150 саж.; а от Успенских до Архангельских 245 саж. Ворота и башни занимали 46 саж.
Дети князя Юрия Дмитриевича, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, были последними удельными князьями галичскими. Дмитрий Юрьевич Шемяка, однако, не долго правил княжеством и своими неблагоразумными распорядками восстановил против себя народ.
Знаменитая русская пословица — «Шемякин суд» — происходит от того, что Шемяка творил суд и расправу, не обсуждая законных причин правой и виноватой стороны, а судил под влиянием разных слухов, собственного взгляда и состояния души. Приводим образец народного понимания того времени о суде Шемяки, выраженного в сказке шутом Шемяки Уродком, лично ему, в присутствии гостей.
Не широкое море Хвалынское разливается,
О высокий берег разбивается,
В высокия горы ударяется, —
Моя сказка начинается.
В некотором царстве,
В тараканном государстве,
Жил был тиун Рядило,
Словно у нашего диакона
Топота кадило.
Кто за него умеючи берется,
Тот никогда не обожжется.
Рядило криво на лавке сидел,
Да о правде очень радел:
Виноватого прощал,
А правого без рубахи отпущал.
Сердечно готов был за нищего заступиться,
Когда было чем в кошеле его поживиться.
Вот к нему пришел богатый с бедным судиться,
Да невдогад видно было впредь поклониться.
Богатый говорил: « Помилуй, отец родной,
Рассуди мужика со мной.
Я ему лошадь, воз дров отвезти давал,
А он, проклятый, всю ее ободрал;
Дорога до лесу была не худа,
Так пожалел хомута.
А лукавый и взгороди ему указать
Дровни к лошадиному хвосту привязать,
А подворотни не выставлять;
Конь ретив был,
Хоть и на трех ногах ходил,
И так усердно чрез подворотню рванулся,
Что без хвоста домой вернулся».
Богатый, проговоря ту речь, остановился
И в ноги судье повалился;
Бедняк же ничего не сказал.
А из-за плеча узелок показал.
Рядило взяток страх не любил,
А потому, как водится доброму судье, рассудил.
«Мужик, — сказал он, — кругом виноват,
И до тех пор у себя держать, поить и кормить –
Покуда новый хвост у коня отростит».
Богатый такому суду крайне удивился,
Но с тиуном — не со своим братом:
шуметь пострашился.
А когда он из палаты, воя, ушел,
То судья в узле вместо алтына булыжник нашел.
«Зачем ты камень в плат завернул, —
Спросил он мужика — да меня обманул?»
«Нет, я не обманывал, — мужик отвечал, —
А камень тебе с тем показал,
Что когда бы ты иначе рассудил,
То я бы тебе его в лоб пустил».
Дмитрий Шемяка первый в России ввел в употребления пищали, которые, вероятно, заимствовал из Литвы. Можно представить ужас, наведенный на московские полчища действием этих адских орудий. «Аже не взвидех Божьяго света, пали лицом на землю;
токмо храбрые ограждашеся знамением креста, чуя преставление света». Так говорит один современный летописец, описывая осаду Галича великим князем Василием Васильевичем Темным в 1450 году. По окончании постыдной и кровавой борьбы Шемяки с великим князем Василием Темным за московский престол, а именно в 1450 году, город Галич вошел в
состав единодержавия московского и стал управляться великокняжескими
боярами.
Суд и расправа были в руках их, но перенос дела следовал в Москву, где учреждён был особый
приказ, под названием Галицкой четверти.
Взятие Галича достопамятно в истории нашего отечества тем, что этой битвой окончились кровавые и постыдные распри удельных междоусобий, бывшие одною из главных причин порабощения России монголами.
Великий князь даровал мир галичанам. Он не коснулся собственности ни одного из бояр Шемякиных, но имущество князя Дмитрия Шемяки роздал в награду победителям. В Галиче при удельных князьях была выбиваема своя собственная золотая и серебряная монета. На монетах великого князя Василия Васильевича 1453 года изображался всадник, поражающий змия.
Галич был отечеством четырех светильников русской Церкви: св. Филиппа, митрополита всея
России, Павла Обнорского, Макария Унженского и Паисия Галичского, и — увы — самозванца Отрепьева. Галич был местом заточения знаменитых изгнанников:
князя Андрея Шуйского, сосланного Борисом Годуновым, и Василия Иоанновича Шуйского,
сосланного сюда самозванцем. В галичских темницах после того содержались поляки и литовцы, пришедшие с Лжедимитрием разорять Россию.
Комментарии
Отправить комментарий