воскресенье, 15 июня 2014 г.

Церкви и монастыри города Галича. Принятие Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы. Крестные ходы в Галиче. Училища и богадельни.

Древний Галич и городская крепость, состоявшая из насыпных валов, до нашего времени видимых на месте, называемом «столбище», между Рыбною слободою и женским монастырем, вместе с княжеским дворцом и собором разрушены в 1434 году великим князем московским Василием Темным. Вследствие чего князь галичский Юрий Дмитриевич собор, крепость и дворец перенес на новое, в наше время занимаемое собором место, получившее название кремля, и все это обвел квадратным земляным валом, простирающимся до 4-х сажен в высоту и до 577 сажен в окружности.

Во время междуцарствия, при нашествии Лисовского, Галич и соборный храм Преображения Спасова, как видно из жалованной грамоты Михаила Феодоровича протопопу Ивану, были сожжены. После того построенный храм — был ли деревянный, или каменный, тот самый, который в первых годах XIX столетия разобран, о том точных сведений не сохранилось.

По данным описания Галича в XVII веке Самарянова — церкви и монастыри существовали в
следующем порядке:

Церкви внутри Галича:
1) Соборный ружный храм во имя Преображения Господня;
2) Храм Покрова Пресвятой Богородицы, прежде бывший приходским, в 1635 году стоял без пения
3) Св. Троицы на подворье Паисиева монастыря. Кроме того, было место церковное. Об этом месте на 9-м листе писцовой книги замечено, «что на этом месте был храм во имя Офонасия
Олександрийскаго» и что «сжег его Лисовский тому с 25-ть лет»,

В Галиче на посаде:

а) Ружных церквей четыре:
1) великомученника Георгия, да теплая Вознесения Господня;
2) благоверных князей Бориса и Глеба с приделом Иакова, боровского чудотворца;
3) великомученицы Варвары, стоит без пения, да теплый храм во имя Рождества Иоанна
Предтечи с приделом Афанасия Александрийского;
4) великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы; другая теплая во имя святителя Николая с приделом во имя великомученицы Екатерины.

б) Приходских церквей пять:
1) место церковное во имя Рождества Господа Иисуса Христа, а церковь сожгли литовские люди. Другая церковь во имя собора архангела Михаила;
2) Богоявления с приделом Николая чудотворца. Другая церковь великомученика Георгия с приделом на полатях (по-нынешнему – на хорах) Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев;
3) Феодора Трихины. Другая церковь теплая во имя Космы и Дамиана с приделом Макария Желтоводского и Унженского;
4) Благоверного царя Константина и матери его Елены, да церковь теплая с двумя приделами
Успения Божией Матери и апостолов Петра и Павла;
5) Воскресения Господа Иисуса Христа.

Монастыри:
Монастырей в Галиче было три:
1) Зачатиевский девичий монастырь. На монастырь храма зачатия св. Анны с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Другая церковь теплая — св. Богоотец Иоакима и Анны с приделом апостолов Петра и Павла.
2) Монастырь Василия Кесарийского (мужской). На монастыре церковь во имя Василия Кесарийского. Другая церковь теплая во имя Введения Пресвятой Богородицы с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи.
3) Монастырь Николая чудотворца на Староторжье. В нем храм великого чудотворца
Николая. Другая церковь теплая во имя св. муч. архидиакона Стефана. И этот монастырь был
мужской. В то время служил в нем игумен Паисий.

Таким образом, в начале XVII века в Галиче монастырей было три с двумя отдельными храмами в каждом; а церквей не более 12-ти, в том числе одна соборная, 4 ружных, 5 приходских, 1 домовая (на подворье Паисиева монастыря) и 1 бывшая прежде приходскою, а потом стоявшая без пения. Отдельных храмов при всех этих церквах было 18.

Сверх того было два места церковных, оставшихся не застроенными после того, как стоявшие тут храмы сожжены были Лисовским и литовскими людьми. Поэтому до набега на Галич в начале 1609 года польских и литовских людей могло быть здесь отдельных храмов не более 20, а с включением монастырей — до 26. На чем основывались некоторые писатели, утверждая, что в Галиче было монастырей до 10, — неизвестно. Вероятно, в этот счет входили монастыри: Паисиев, Заозерский, Авраамиев и Флоровский — что на озере, как стоявшие в виду г. Галича, и другие, в XVII веке уже не существовавшие. Не считались ли в числе монастырей церкви, устроенные на подворьях 5 монастырей в кремле Галича? Но в 1635 году таких церквей была только одна, именно на подворье Паисиева монастыря.

Ныне существующие церкви г. Галича:
1) Соборный храм Преображения Господня, летний, каменный, крестообразный, о пяти главах, с каменною колокольнею и оградою, построен 1774 года, при особом попечении Симеона костромского и галичского и при пособии государыни императрицы Екатерины II, изволившей выдать, по просьбе, соборному протоиерею Симеону 1000 руб. ассигнациями на окончание постройки.
Престолы: во славу Преображения Иисуса Христа на Фаворе и в честь преподобных Михаила Малеина, празднуется 12 июля, как день тезоименитства Михаила Феодоровича, и Макария Желтоводского и Унженского чудотворца.
Соборный храм, зимний, каменный, крестообразный, о пяти главах, построен в 1808 – 1815 годах попечением бывшего городничего г. Галича Ардальона Левшина на месте древнего каменного храма, по тесноте и ветхости разобранного в начале XIX столетия.

Престолы в честь: Божией Матери Благовещения, святого пророка Илии и преподобного Кирилла, новоезерского чудотворца, уроженца галичского, из рода Колычевых.

Coбору принадлежит каменная часовня, поблизости Гостиного двора, устроенная гражданином Иваном Шилковым в память великого наводнения, бывшего 25
июля 1810 года.

Городские приходские церкви:

Рождества Иисуса Христа. Построена 1654 года.

Богоявления Господня. Построена в XVIII столетии при бытности здесь мужского монастыря, но самое время построения неизвестно. Одна из церквей освящена 1758 года протоиереем Симеоном.

Воскресения Иисуса Христа. Когда и кем построена, о том сведений не сохранилось (примерно
конец XVIII века – прим. ред.).

Вознесения Иисуса Христа (Георгиевская – прим. ред.). Построена 1801 года.

Святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Построена сначала 1754 года иждивением гг. Постниковых церковь стоповая, а каменная заложена 1770 года, июня 13 дня, соборным священником Василием.

Святой великомученицы Варвары. Построена 1794 года.

В Рыбной слободе:

Святителя Василия Великого. Когда и кем построена – не известно с достоверностью, а по некоторым сведениям заложена 1768 года протоиереем Симеоном. 2-я (слева – прим. ред.) построена 1798 года. Престол в честь Божией Матери – Введения во храм.

Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Построена 1812 года.

Святых Богоотец Иоакима и Анны. Построена 1799 года.

Святых Космы и Дамиана. Построена в 1755 году попечением и иждивением галичского купца Иакинфа Скорняжникова.

Крестный ход вокруг всего города совершается в
день Святого Духа.

Монастыри:

Галичский Николаевский староторжский женский монастырь.

Монастырь стоит на самом берегу Галичского озера, на том месте, где в старину был торг, почему и назван староторжским. Кто и когда был основателем Староторжского монастыря, об этом нет достоверных сведений.
Предполагают, что он построен был преподобным Иаковом праведным.

Монастырь в начале своего существования был мужским, каковым стоял до последней половины XVII века. Обращен в женский в 1668 году. Неизвестно, по какому случаю это сделано. Первые старицы были переведены сюда, по повелению царя Алексея Михайловича и по грамоте монастырского приказа, от приходской Богоявленской церкви из того же города Галича, при которой, по писцовым книгам Мещерского, состоял тогда богадельный двор с кельями нищих.

Стариц было сначала 20; но в 1674 году их было уже 30. В 1759 году переведены были в староторжский монастырь две старицы из упраздненного в том году галичского Зачатьевского женского монастыря. С ними поступило сюда и все хозяйство монастырское.

Церквей в монастыре две:

а) Внутри ограды монастыря каменная, теплая, Живоначальной Троицы с двумя приделами, из коих один в честь Покрова Божией Матери и св. мученика Платона, а другой в честь святителя Николая и равноапостольного князя Владимира. Церковь начата была строением в 1839 году, а окончена и освящена в 1858 году.

б) Вне монастыря, на монастырском кладбище, церковь каменная, холодная во имя Живоносного Источника Божией Матери, устроена и освящена в 1833 году. Под нижними сводами церкви имеется престол во имя святого архидиакона Стефана. Под алтарем церкви Бориса и Глеба погребено тело преподобного Иакова галичского, «подобием аки Зосима соловецкий: на гроб его образ, а в церкви другой, схима на плечах». В монастыре сохранилась рукописная служба преп. Иакову, из которой видно, что во время пожара, истребившего монастырь препод. Паисия, священно-инок Иаков спас чудотворный образ Овиновской
Божией Матери и после пожара поселился в обители святого Николая (что ныне Николаевский девичий) и здесь же погребен (5 ирм., ст. 3); что он не захотел быть
погребенным в самой обители, но повелел, похоронить свое тело вне монастыря, у странных, где при составителе службы был и гроб его; что он прославился чудотворением спустя много лет после своей смерти; в числе чудес, бывших от его гроба, весьма часто упоминается
исцеление «лютых трясавиц».

Монастырю принадлежит часовня во имя святителя Николая на Базарной площади Галича.
При монастыре школа для дочерей вдов и беднейших лиц духовного звания Галичского уезда; школа основана в 1849 году игуменьей Ангелиною.

Галичский Паисиев монастырь.
Монастырь находится в 1 версте от Галича. между костромской и кинешемской дорогами, живописно расположен на высокой горе и замечателен своей старинной архитектурой. Обитель основана в XIV веке преподобн. Паисием на земле боярина Иоанна Овина, во время
удельного княжения и просвещения страны христианством. Сначала монастырь назывался Николаевским, по имени существовавшего храма св. Николая. Во второй половине XV века он стал называться Успенским, в честь Успения иконы Божией Матери, чудесно явившейся боярину Иоанну Овину во второй половине XIV века, при закладке им вместе с игуменом Паисием новой деревянной церкви, на место таковой же обветшавшей. Во время пожара,
истребившего эту церковь, св. икона Овиновской Богоматери сохранилась невредимою, несмотря даже на то, что от сильного жара расплавились на ней металлические украшения. В этом событии упоминается о преподобном Иакове галичском. В рукописном житии преподобн. Паисия Галичского повествуется. В монастыре преп. Паисия, при его жизни, между прочими был священноинок Иаков, который во время пожара, истребившего монастырскую церковь, выбив бревном церковные двери, вошел в пылающую огнем церковь, взял там чудотворный образ Овиновской Божией Матери и вышел оттуда сквозь пламень совершенно невредим, не опаливши даже одежды своей, несмотря на то, что металлическая украшения, бывшие на этом образе, расплавились. Тело преподобн. Иакова,
перешедшего в Николаевский староторжский монастырь в Галиче, погребено под алтарем церкви на монастырском кладбище.

В житии преподобного Паисия галичского упоминается также о необыкновенной кончине
благочестивого князя Дмитрия Красного. Кончина его описана так: «За несколько дней до кончины он лишился слуха, вкуса и сна. Хотел причаститься св. тайн, но не мог, — кровь лила у него из носу. Ему заложили ноздри, чтобы дать причастие. Когда его приобщили, он успокоился и даже принял пищу; потом заснул. Вечером заметили, что князь умирает, и прочитали отходную, и все решили, что он скончался; распорядились одеть его и приготовить к погребению. Печаль отразилась, на братии монастыря, и все молились об упокоении благочестивого князя Дмитрия, много послужившего добродетелью обители. Инок читал над ним заупокойные псалмы. В полночь одетый к погребению князь движением руки откинул с себя покров и, приподнявшись, не открывая глаз, запел церковные песни. Вся обитель ужаснулась подобному явлению. Пред утренею духовник Осия принес св. дары. У князя
открылись глаза, и он, взглянув на потир, воскликнул: «Радуйся, утробо Божественнаго воплощения!» и причастился. Три дня князь пел псалмы и говорил о божественных предметах, узнавал всех, но слышать ничего не мог. Наконец 22 сентября 1440 года он скончался. Тело его перенесено в Москву. Икона Овиновской Божией Матери сохраняется в обители и почитается от местных жителей, как прославившаяся чудотворениями».

Церквей в Паисиевом монастыре две, одна из них в честь Успения Божией Матери. В этой церкви почивают под спудом мощи преподобного Паисия, во имя которого устроен придел этой церкви.

Другая церковь — во имя Святой Живоначальной Троицы, с двумя приделами: во имя священномученика Антипы и великомученика Димитрия мироточивого. О времени построения означенных церквей сведений в монастырских документах не сохранилось. При монастыре на Костромской дороге устроена часовня для сбора подаяний, обновленная в
1861 году. В день Успения Божией Матери, 15 августа, бывает большой крестный ход от всех церквей г. Галича в Паисиев монастырь.


Принятие чудотворного образа Феодоровской
Божией Матери из Костромы в Галич.

Первое перенесение Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Галич последовало 1861 года 17 мая. С тех пор продолжается ежегодно принятие иконы в Галиче.

Вот несколько слов из сказания об этом образе. Феодоровская явленная икона Пресвятой
Богородицы находится в костромском кафедральном Успенском соборе. Эта чудотворная икона более шести веков пребывает в г. Костроме. Она явилась великому князю владимирскому и костромскому Василию Ярославичу, меньшему брату святого
благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, в половине XIII века, в 16 день августа, на сосновом древе, за речкою Запруднею, в двух верстах от прежнего городского кремля.

По перенесении этой святыни в Кострому, в соборную деревянную церковь св. Феодора Стратилата, названа сия икона Феодоровскою потому, что когда принесена была в г. Кострому, то некоторые из жителей костромских узнали в ней ту самую икону, которую они
еще накануне, т.е. 15 августа — в день праздника Успения Божией Матери, видели несомую по улицам города Костромы человеком, похожим на святого великомученика Феодора Стратилата.

Церковь Феодора Стратилата сгорела, вместо её построена была новая деревянная же церковь, но и эта сгорела до основания. Чудотворная же икона Богородицы в оба пожара пребыла невредимою. После второго пожара великий князь Василий Ярославич построил новый каменный Успенский собор, существующий до настоящего времени, куда и перенесена была чудотворная икона и где пребывает доныне.

Празднование в честь св. Феодоровской иконы Божией Матери, вместо 15 августа, как было
установлено в дни великого князя Василия Ярославича, перенесено на 14 марта в 1613 году в
воспоминание того, что 14 марта 1613 года Михаил Феодорович Романов, принял в Костроме в Ипатьевском монастыре скипетр царя и великого князя всея России, при благодатном содействии костромской святыни — Феодоровской иконы Богоматери, которая
вместе с московскою святынею принесена была при торжественном крестном ходе в Ипатьевский монастырь.

Многочисленные чудотворения, явленные иконою жителям Костромы и других близких и
отдаленных мест, описаны в «Исторических записках о Костроме и ея святыне», соч. прот. Островского, изд. 1864 года.

Каждый год после Пасхи, в день преполовения Пятидесятницы, икона Феодоровской Богоматери привозится из Костромы в Галич. Галич, приготовленный в этот день, встречает икону с крестным ходом при звоне колоколов во всех церквах на черте города при многочисленном стечении народа, жителей Галича и приходящих из соседних городов, сел и деревень. Чудную картину изображает эта ожидающая благодати Божией разноцветная толпа собравшегося воедино народа. Взоры и мысли всех устремлены на гору костромского тракта, откуда должна показаться карета с иконою Богоматери; более усердные уходят для встречи за версту. Наконец, карета с иконою приближается при веселом звоне колоколов; толпа вздрагивает одним общим радостным восторгом и стремительно кольцом обступает место, занимаемое хоругвями и духовенством. Икону Богоматери уставляют в особый сделанный для ношения киот, и начинается молебен при пении тропаря: «Пришествием
честныя Твоея иконы». Молитвенное настроение толпы переполнено, у многих на глазах блестят слезы радости и умиления. После молебна икону на руках священников несут в собор, где служится всенощная с акафистом. Из собора чрез день носят икону по всем городским церквам и монастырям, где она пребывает по одним суткам. Все жители Галича, от богатого дома до бедной хижины, наполнены желанием принять икону Богоматери в дом для служения молебна, и не остается ни одной бедной хижины, которую бы не посетил чудотворный образ Богоматери. Во все время пребывания святой иконы Галич заметно принимает какой-то торжественный, праздничный вид — так действует на подъем духа в народе любимый и
многочтимый чудотворный образ Феодоровской Богоматери.

Перед праздником Вознесения Господня, в 7 часов утра, начинается в галичском соборе и во всех церквах перезвон, а к 8 часам собирается в собор все городское духовенство в светлых облачениях. После литургии в соборе образ Богоматери, с крестным ходом и перезвоном, в предшествии духовенства, при пении умилительного канона, выносится из собора и провожается за черту города, для следования обратно в Кострому.


Училищ в Галиче пять: духовное, городское 3-классное, приходское, женское и рыбнослободское городское училище для мальчиков и девочек.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Архив блога