И.А.Дедков и современная Россия
A. Durilov
Русская провинция
Русская провинция
В
апреле этого года состоится очередная научная конференция по изучению
творческого наследия И.А.Дедкова. Иногда можно услышать, что тематика и
проблематика выглядят архаично и не так уж актуальны сейчас. Я хочу
возразить этому, приведя один только пример. В октябре 1977 года я
встретил Игоря Александровича в центре Костромы на Сковородке. Он меня
спросил, чем я занимаюсь и я ответил, что теперь вот преподаю не только
историю и обществоведение, но ещё и музыку и пение. “Гимн СССР
разучиваешь с детьми?” “Да”- ответил я, поражённый его осведомлённостью о
школьных делах. И тут же добавил: “Полная ерунда. Мелодия очень сложная
для исполнения. Она для профессионалов пения и то представляет
трудность. Диапазон от верхних до нижних звуков велик.” “Ничего,-ответил
он с знакомой мне его тонкой иронией,- главное – было бы оглушительно!”
Напомню, что это был год, когда приняли очередную советскую Конституцию
– Конституцию развитого социализма. Это и послужило для бюрократов от
образования поводом показать своё верноподанническое рвение и дать
приказ по всем школам в обязательном порядке на уроках музыки разучивать
исполнение гимна СССР. И я вас, читатель, спрашиваю, помогло это
укреплению державной мощи СССР или нет? Почему я это вспомнил сейчас? Да
потому, что по радио России услышал, что где-то какой-то губернатор
распорядился, чтобы в школах его региона каждый новый учебный день
начинался с коллективного обязательного и совместного (учителей и
учащихся) исполнения гимна РФ. Это дескать и есть важный элемент
патриотического воспитания. А я бы хотел спросить этого ретивого
чиновника: “А если ребёнок элементарно голоден, такое Вы допускаете или
нет? А если ребёнок болен, слаб и чувствует недомогание? А если у
ребёнка не складываются отношения с учителями, сверстниками и старшими
пацанами? Такое может быть или нет? А его гонят с руганью и угрозами,
строят в шеренгу и заставляют во всю силу его, может быть не совсем
здоровых, лёгких радостного горланить слова, которые он не совсем даже
понимает, что они там обозначают. Скажу, что и взрослому не всякому
понятен их смысл. Гимн СССР выгодно отличался в этом отношении в лучшую
сторону. Какие чувства переживёт такой ребёнок в отношении гимна и
вообще в отношении своей несчастной жизни? А ведь детские чувства и
впечатления остаются на всю оставшуюся жизнь!” Я привёл этот случай из
опыта моего общения с Игорем Александровичем как красноречивое
свидетельство актуальности творческого наследия Дедкова, который всегда
стоял на стороне слабых и обиженных в неравной схватке с державной мощью
великого государства. Во всех свои публикациях он отстаивал право
маленького человека на свои чувства, мысли, на уважение его
человеческого достоинства. В этом залог и силы того же самого
государства, его стабильности и процветания.
А. Дурилов
А. Дурилов
Комментарии
Отправить комментарий