понедельник, 25 января 2016 г.

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА

ИЛЬИНСКОЕ (ВЕЛИКАЯ ПУСТЫНЬ)



Урочище  Ильинское, на окраине д. Фалилеево Петровской сельской администрации.




Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, 1-я четверть 19 века. Один из вариантов приходского сельско­го храма в стиле классицизма, выразитель­ный памятник культовой архитектуры 1-й четверти. 19 в., играющий большую роль в про­странственной организации села. Село Ве­ликая пустынь находилось в трех верстах от с. Озерки — места, где в 14 в. была основана Великая пустынь, один из трех монастырей, начало которым на чухломс­кой земле было положено Авраамием Чухломским. Видимо, свое название село получило именно по этому монастырю, не­смотря на упразднение в 1764 г., игравшему большую роль в жизни данного региона. Кирпичная церковь Ильи Пророка с приделами Рождества Христова, Николая Чудот­ворца и Макария Унженского возведена в 1815 г. иждивением прихожан. Видимо, тог­да же церковная территория, находившая­ся в западной части села и замыкавшая перспективу двух основных его улиц, была окружена кирпичной оградой, украшенной арочными нишами на фоне широкого гори­зонтального руста. Западный притвор-переход между трапезной и колокольней, одно­временной храму, построен в кон. 19 в. В то же время, или чуть позже, к северо-запа­ду от храма поставлена деревянная церковноприходская школа. К настоящему време­ни ограда церкви разобрана; утрачен ам­пирный иконостас.
Церковь Ильи Пророка относится к хра­мам типа восьмерик на четверике. Гуськовую дутую кровлю восьмерика венчает чешуйчатая глава на световом барабане. По­луциркульная пониженная апсида, также под гуськовой крышей, и широкая прямоу­гольная в плане трапезная с двумя главка­ми над вальмовой крышей равны друг дру­гу по высоте. С запада композицию замыка­ет трехъярусная колокольня, состоящая из трех уменьшающихся по размерам четве­риков, с крутой четырехдольной кровлей, усложненной люкарнами и увенчанной шпи­лем на кирпичном постаменте с волютами.
Боковые фасады четверика украшены портиками из четырех трехчетвертных ко­лон тосканского ордера, несущих непол­ный антаблемент с пластичными ступенча­тыми консольками и треугольный фронтон с полуциркульной нишей в тимпане. В цен­тральном интерколумнии размещен ароч­ный вход, в крайних — арочные окна с профилированными подоконниками. Все проемы декорированы полуциркульными архивольтами на двухступенчатых импос­тах и с замками в перемычке. Над север­ным входом сохранился металлический зонт на ажурных кронштейнах. Грани восьмери­ка, кроме восточной и западной, прореза­ны арочными окнами, помещенными в плос­кие арочные ниши. Подоконники этих проемов соединены профилированной полочкой, а в завершении восьмерика прохо­дит профилированный карниз с сухарика­ми. Арочные окна украшают также основ­ные грани барабанчика главы, выделенные легкими раскреповками. В декоре ал­таря и трапезной преобладают горизонталь­ные членения: прямоугольные окна без об­рамлений соединены на уровне подокон­ников профилированной полочкой, ей вто­рит неполный антаблемент, карниз кото­рого оживлен дентикулами. Центральная часть боковых фасадов трапезной выделе­на легкой раскреповкой, объединяющей три окна, среднее из которых шире узких боковых. Декор всех ярусов колокольни идентичен: основу его составляют портики из двух трехчетвертных полуколонн, по­ставленные с отступом от углов и несу­щие неполный антаблемент, в первом и третьем ярусах дополненный плоскими фронтонами. Идентичными, но меньшими по размерам портиками украшены запад­ный вход через колокольню и арочные ниши на боковых фасадах нижнего яруса. Арки звона декорированы профилирован­ными архивольтами на импостах.
Внутри восьмерик храма, поднятый на стенах четверика и угловых тромпах, пе­рекрыт восьмилотковым сводом со световым барабаном в шелыге. В алтарь, пере­крытый коробовым сводом с конхой и щековыми распалубками над окнами, ведут три арочных проема. Необычна композици­онная связь храма с трапезной: здесь в центре расположено окно с подоконником, а по бокам два прохода. Нижний ярус ко­локольни перекрыт коробовым сводом с распалубками над арками боковых ячеек между пилонами (в южной находится деревянная лестница к звону).
На стенах храма сохранилась масляная живопись нач. 20 в. На восточном лотке свода, отделенного профилированным карнизом с сухариками, помещена «Новозавет­ная Троица», на остальных лотках — Силы небесные. На диагональных гранях восьме­рика под тромпами написаны евангелисты, на северной стене, над входом, — «Благо­вещение», на южной — «Крещение Господне», на западной — «Воздвижение Креста». Общий колорит росписей — разбеленный, с преобладанием голубоватых и светло-ро­зовых тонов.
Литература:
Беляев, 1863, с.356 -257; Зверинский, т.III, 1897, с.133, №915; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 272;Баженов, 1911, с.339.
«Памятники архитектуры Костромской области»
выпуск VI , Чухлома, Чухломской район.
страницы 145 -146.




План церкви Ильи Пророка
План церкви Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка. фото 1978 года.
Церковь Ильи Пророка.
фото 1978 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога