Прогулка по ул. Симановского к Богоявленскому монастырю в Костроме
Богоявленская улица начиналась между пожарной частью и Гауптвахтой |
с сайта kostromka.ru
Этот маршрут проходит по ул. Симановского мимо интересных
историко-архитектурных памятников, хотя сама улица и не принадлежит к
числу древнейших в городе. Начало ее уже в XVII веке входило в так
называемый Новый город, отгороженный от посада крепостными стенами. На
самом посаде избы были разбросаны в беспорядке, а извилистые улицы не
совпадали с нынешними, вдобавок на их направление влияла протекавшая
через посад река Сула. В XVIII веке большой пожар уничтожил Новый город и
опустошил посад. Вскоре была проложена небольшая улица от
Богоявленского монастыря к площади, названная Богоявленской, въезд на
нее в 20-е годы прошлого века оформили каланча и гауптвахта.
Улица быстро застроилась каменными домами, принадлежавшими купцам и дворянам; административных учреждений здесь не было. В первые годы Советской власти улице присвоили имя Симановского. Рабочая семья Симановских принимала активное участие в революционном движении.
Алексей Александрович Симановский (1862—1926) впервые был арестован в 1881 году, в 1896 году он руководил стачкой костромских текстильщиков, в 1905 году являлся членом Совета рабочих депутатов, а после революции — председателем губпрофсовета. Его сын Григорий, наборщик по профессии, член РСДРП (б) с 1912 года, неоднократно арестовывался и сидел в царской тюрьме, после революции был заместителем председателя Костромского исполкома. В качестве комиссара Первого Советского полка он участвовал в подавлении ярославского белогвардейского мятежа и погиб во время атаки. В его честь и названа улица.
По правой стороне улицы Симановского, через два небольших каменных здания от гауптвахты (в одном из них помещалась до революции аптека Верта), находится старинное двухэтажное каменное здание, занятое продовольственным магазином и областным управлением автотранспорта и известное жителям под названием «Ямки». Дом состоит из двух частей, выстроенных в различное время: передняя часть относится к началу XVIII века, она принадлежала костромским купцам Волковым, близким родственникам великого русского актера. В первую половину прошлого века дом принадлежал полковнице С. П. Апраксиной, урожденной графине Толстой. Хозяева его принимали здесь приезжих знаменитостей и местных деятелей. К сожалению, к дому сделаны пристройки, и в настоящее время он потерял прежний облик.
Первое здание по левой стороне улицы — управление внутренних дел при облисполкоме выстроено вскоре после окончания Великой Отечественной войны; прежде здесь был огороженный забором двор пожарной команды, где сушились рукава и стояли повозки. Несколько дальше за двором имелся проход внутрь квартала, где стояла Христорождественская церковь XVII века, относившаяся к Анастасьинскому монастырю. Там, где был проход, двухэтажный каменный дом имеет закругленный угол, и фасад его как бы выдвинут на тротуар.
Дом когда-то явно занимал угловое положение. Этот и два следующих дома (до перекрестка) назывались михинскими, так как принадлежали фабрикантам-миллионерам Михиным. В первой половине XIX века здесь находилась усадьба, принадлежавшая дворянам Бутаковым. Уроженцы далеких от моря мест, Бутаковы дали России ряд выдающихся флотоводцев. Адмирал Григорий Иванович Бутаков отличился в обороне Севастополя, а после Крымской войны командовал Черноморским и Балтийским флотами. Он первым из русских моряков перестроил организацию и тактику морских сил в соответствии с развитием парового флота. Проживая вдали от Костромы, флотоводцы Бутаковы не забывали о своей родине и регулярно навещали своих костромских родственников.
Два угловых трехэтажных каменных дома, похожих друг на друга, старые костромичи до сих пор по привычке называют третьяковскими, по имени их строителя и владельца Третьякова. Предприимчивый и богатый капиталист Третьяков, занимавшийся винокурением, фактически прибрал к рукам большое село Судиславль, а позднее распространил свою деятельность на Кострому, заведя здесь доходные дома. Первое из зданий по улице Симановского сооружено им в начале нашего века, второе — угловое — в конце прошлого. Это были наиболее крупные постройки в Костроме за период с середины XIX века и до Октябрьской революции. Оба здания построены добротно, но архитектурно-художественные достоинства их не велики. Фасады и интерьеры перегружены различными лепными деталями с истинно купеческим размахом. Во втором от угла здании до революции размещались магазины, банк и различные конторы, а в годы гражданской войны — губернский военный комиссариат. Первым губ-военкомом в Костроме был Филатов, вскоре уехавший на фронт, видную роль в военкомате играл М. Ф. Бук-штынович, впоследствии генерал, ответственный работник Генштаба и крупный военный деятель. Губвоенкомат провел значительную работу по созданию и отправке частей Красной Армии против Колчака и Деникина и по подавлению белогвардейских мятежей в крае. Здесь неоднократно бывал и М. В. Фрунзе, тогда командующий Ярославским военным округом. В настоящее время в этом здании находятся редакции областных газет «Северная правда», первый номер которой вышел в 1907 году, и «Молодой ленинец» (издается с 1956 года).
В угловом доме с 1900 года работала частная музыкальная школа Сумароковой, здесь же находилась и казенная палата, ведавшая финансами и казенными имуществами в губернии. Несколько лет назад здание вновь передано музыкальным учебным заведениям — в нем помещаются музыкальное училище и детская музыкальная школа.
Прежде на месте третьяковских домов стояло небольшое здание, в котором жила семья учителя костромской гимназии В. В. Чижова. Здесь вырос Федор Васильевич Чижов, выдающийся общественный деятель и просветитель. Отец Федора Васильевича был не любим начальством за беспокойный нрав и не раз подвергался гонениям, поэтому большая семья бедствовала. Ф. В. Чижову пришлось испытать много лишений во время учебы в гимназии и не раз обивать пороги «благодетелей», что, видимо, запомнилось ему на всю жизнь. Недаром все свое состояние Федор Васильевич Чижов, умирая, завещал на создание сети специальных учебных заведений в Костромской губернии.
До революции Богоявленская улица доходила только до пересечения с Пятницкой, продолжение же ее называлось Власьевской улицей, лишь в начале 20-х годов улица получила общее название. Эта часть улицы не раз подвергалась опустошительным пожарам, тем более, что застраивалась деревянными зданиями. Только в последней трети XIX века здесь началось каменное строительство. Примерно в это время был сооружен двухэтажный каменный дом на углу по левой стороне улицы. В начале нашего века им владел Э. X. Тиден, служивший инженером и архитектором в Вятке.
В первые же годы Советской власти остро дискутировался вопрос об освобождении женщины от занятий по хозяйству и прежде всего об облегчении приготовления пищи дли семьи. В Костроме, где большинство женщин работало на текстильных предприятиях, местные органы цредприняли ряд действенных мер в этом направлении. В частности, в первый 5-летний план губернии был включен пункт о постройке в Костроме фабрики-кухни, в которой бы тысячи семей могли брать дешевые и разнообразные обеды. Строительство фабрики-кухни началось в 1930 году и в основном было закончено к концу 1933 года. В настоящее время фабрика-кухня — лучшее и наиболее крупное в городе предприятие общественного питания, где работает коллектив коммунистического труда. На втором этаже здания размещается ресторан «Волга». Вся территория квартала по правой стороне улицы прежде Принадлежала костромскому Богоявленско-Анастасьинскюму монастырю. Точная дата основания монастыря неизвестна, но по традиции ее относят к первой четверти XV века. Место, где был создан монастырь, находилось на краю тогдашнего посада и в какой-то мере прикрывало его от разбойничьих и внезапных нападений татарских отрядов, поэтому монастырь был обнесен деревянным частоколом. Московские князья заботились о его усилении и процветании: дарили земли и крестьян, передавали право на сбор отдельных податей, жертвовали монахам места для ловли рыбы. К середине XVI века монастырь- значительно обогатился, стал застраиваться каменными зданиями. В 1559 году началось строительство сохранившегося до сих пор каменного собора. Закончилось оно в 1565 году. Однако в то время монастырь подвергся сильному гневу царя Ивана Грозного: заподозрив костромские власти в симпатиях к своему двоюродному брату Владимиру Старицкому, жестокий тиран казнил сотни костромичей, в том числе и множество ни в чем неповинных крестьян, работавших на строительстве монастыря.
К началу XVII века, когда русское государство потрясали войны и классовые столкновения, Богоявленский монастырь представлял собой крепость, соперничавшую с костромским кремлем. Когда в 1608 году в Кострому ворвался отряд польских интервентов пана Лисовского, часть монахов и окрестные крестьяне решили обороняться за стенами монастыря. Лишь превосходящим силам интервентов удалось сломить сопротивление защитников, все они были перебиты.
В XVII веке монастырь превратился в крупнейшего духовного феодала-вотчинника, ему принадлежало до 5 тысяч крестьян. Огромное покровительство монастырю оказал знатный боярский род Салтыковых, родственников царской династии, — многие из них похоронены в монастыре, в особой церкви, носившей название Салтыковской (сломана); в 1889 году гробницы Салтыковых были расписаны знаменитым художником В. В. Верещагиным.
Положение монастыря было шатким, обострились его отношения с посадом. Кострома быстро развивалась как ремесленный центр, и посад расширился, но часть его земель была захвачена монастырем, монастырские же крестьяне, не платившие податей, успешно конкурировали с посадскими людьми на юродском рынке. Боясь выступления горожан, монастырские власти продолжали укреплять монастырь и в 1642—1648 годах обнесли его каменной оградой.
Представляя собой неправильный четырехугольник, ограда имела вид крепости с амбразурами и бойницами вверху и внизу, в основание ее были положены камни огромных размеров. Над стенами возвышалось шесть башен: четыре по углам и над въезжими воротами в западной и северо-восточной стенах. От главной надвратной башни вел подземный ход. На стены были поставлены десять литых чугунных пушек.
Собор Богоявленского монастыря строился по типу пятиглавых московских храмов. Четверик на высоком подклете был окружен с трех сторон галереей. Об этом свидетельствует запись в писцовых книгах 1628—1630 годов.
Архитектура собора отличается лаконичностью. Снаружи стены четверика имеют трехчастное членение плоскими лопатками. Верхняя часть стены с тремя килевидными закомарами отделена карнизом. С восточной стороны к зданию примыкают сильно выступающие алтарные апсиды. Небольшие пояски карнизов подчеркивают массивность их стен. В настоящее время в нижней части апсид и особенно в центральной сильно растесаны окна. Это значительно изменило внешний вид восточного фасада.
В 1847 году Кострома подверглась страшному пожару, жители пытались укрыться в монастыре, но огонь перекинулся и туда, горожанам в поисках спасения пришлось пробивать каменную ограду. После этого монастырь закрыли.
Церковная администрация мало заботилась о сохранении исторических и художественных ценностей. Уцелевшие после пожара здания было предложено разобрать, в том числе и Богоявленский собор.
В литературных и архивных источниках сохранились свидетельства о том, что в защиту замечательного памятника выступили широкие круги жителей города. Только благодаря этому собор был сохранен, и в 1863 году обгоревшие постройки передали женскому Анастасьинскому монастырю. Здания были отремонтированы, территория благоустроена, и монахини, имея в своем распоряжении достаточные средства, завели довольно прибыльное хозяйство.
При восстановлении собора в 1864—1869 годах галерея, окружавшая четверик, была разобрана, вместо нее собор с трех сторон обстроили различными объемами, безвкусно оформленными в псевдорусском стиле.
Древний собор превратился в алтарь нового громоздкого церковного здания. При осмотре памятника нельзя не обратить внимания на контраст суровой простоты древней архитектуры с эклектическим нагромождением деталей и объемов новой пристройки с непропорционально большими вычурными по формам куполами. Интерьер старой части собора строг и монументален.
Здесь сохранилась древняя живопись, правда, неоднократно реставрированная и местами значительно переписанная при восстановлении после пожара. Сюжеты стенописи посвящены евангельским праздникам, событиям из жизни Христа. По своим художественным достоинствам фрески Богоявленского собора, несомненно, являются замечательным произведением древних костромских изографов. В настоящее время они мало доступны для обозрения в связи с тем, что в здании размещается архивохранилище.
Из шести боевых башен монастыря сохранилась одна надвратная башня в западной стене, значительно видоизмененная реконструкция 1864 года и превращенная в колокольню. Для подвески колоколов над машикулями древней восьмигранной части был надстроен этаж с открытой аркадой и высокий шатер. Надстройка чужда по формам древней части башни.
Кроме здания собора и надвратной башни, от древнего комплекса монастыря сохранился еще корпус монашеских келий, расположенный в северной части территории. Это один из немногих дошедших до нас образцов жилой архитектуры XVII века. Здание значительно изменено неоднократными перестройками, однако, несмотря на это, основные композиционные приемы XVII века можно хорошо просмотреть. Первоначально оно было двухэтажным. Фасады расчленены широкими лопатками, которые соответствуют внутренним капитальным стенам. Сохранился междуэтажный карниз и карниз над вторым этажом, который раньше был венчающим. Не получило значительных изменений и обрамление окон второго этажа (были расширены только проемы).
В 1918 году Богоявленско-Анастасьинский монастырь был лишен прав юридического лица, а монахини из него выселены. Освободившееся помещение было занято губернским архивом. После революции царские учреждения ликвидировались, а их документы оставались бесхозными, много ценных бумаг гибло и в помещичьих усадьбах. Поэтому первый заведующий губархивом известный историк и экономист Е. Ф. Дюбюк приложил большие усилия для спасения и своза документов в бывшее помещение монастыря.
В настоящее время Костромской областной архив — один из крупнейших областных архивохранилищ СССР. Он насчитывает около 1 млн. единиц хранения, или папок. В коллекции архива есть рукописи начала XV века. Многие документы и целые фонды имеют общесоюзное значение. Например, собрания Солифонтовых и Пановых содержат интересные и мало изученные сведения о сношениях России с Японией и Китаем, о плаваниях к Аляске и по Тихому океану в XVIII веке, об основании Русско-Американской компании. Неопубликованные письма академика А. И. Пынина крупнейшему ученому-слависту И. В. Ягичу содержат много данных по истории русской науки. В архиве хранится крупнейшее из периферийных собраний вотчинных фондов, в том числе документы дворян Сипягиных, Катениных, Черевиных и др., представители которых занимали видные посты в царской России. Хотя в 1917 году костромским жандармам и удалось сжечь часть своих бумаг, в областном архиве имеется большое количество документов о революционной деятельности Я. М. Свердлова, М. С. Кедрова, Н. И. Подвойского Н. Р. Шагова, К. И. Козуева, А. М. Стопани, А. А. Языкова и др. Документы архива хорошо отражают и настоящую жизнь области. Сюда сдают свои материалы все учреждения и организации, а также видные местные деятели. Богатства архива широко публикуются, для информации о них издан специальный путеводитель. Кроме того, десятки исследователей и ученых ежегодно занимаются в читальном зале архива. В будущем предполагается перевести областной архив в новое здание. С левой стороны улицы, на углу Комсомольской, находится одноэтажный белый дом. До революции его занимало 2-е отделение полиции, а в 1917 году, в канун Октябрьского переворота, здание захватил штаб возникших на фабриках Костромы отрядов Красной Гвардии. Среди дружинников было много большевиков и пришедших из армии солдат. Хотя и плохо вооруженная, Красная Гвардия представляла серьезную силу и к лету 1918 года насчитывала около 800 человек. Костромским красногвардейцам сразу же пришлось включиться в борьбу за упрочение Советской власти. Они охраняли фабрики, арестовывали контрреволюционеров. В ночь на 7 июля 250 красногвардейцев Костромы отплыли на пароходе к Ярославлю для ликвидации белогвардейского мятежа. В тот день ими было занято Диево-Городище, а на следующий день — Заячий остров на Волге.
Осенью 1918 года Красная Гвардия была расформирована, а ее части влились в войска внутренней охраны и в соединения Красной Армии.
Комсомольская улица, одна из старинных в Костроме, прежде называлась Троицкой. Здесь стояла Троицкая церковь — великолепный памятник русской архитектуры середины XVII века. В наши дни на Комсомольской улице воздвигнут памятник дважды Герою Советского Союза А. А. Новикову.
Уроженец дер. Крюково Нерехтского района Александр Александрович Новиков в 1919 году ушел в Красную Армию и всю свою жизнь посвятил строительству вооруженных сил, пройдя путь от рядового бойца до Главного маршала авиации. В годы Великой Отечественной войны он был Главнокомандующим Военно-Воздушных Сил страны.
Бронзовый бюст А. А. Новикова создан видным советским скульптором Е. Вучетичем и открыт в торжественной обстановке 6 ноября 1958 года. На лицевой стороне постамента высечены слова Указа Президиума Верховного Совета СССР.
«За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, наградить Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Новикова Александра Александровича второй медалью «Золотая Звезда», соорудить бронзовый бюст и установить его на постаменте на родине награжденного».
На этом осмотр памятников города по маршрутам заканчивается. Однако, если есть время, можно просто побродить по улицам и набережным, чтобы почувствовать тот своеобразный колорит, который отличает Кострому от других городов. В предложенные маршруты, например, совсем не вошел Заволжский район. Там также есть что посмотреть. В скором времени, когда закончится строительство моста, попасть туда будет легко на городском автобусе, ну, а сейчас надо переехать через Волгу на речном трамвае, который останавливается у бывш. Московской заставы на Молочной горе. Правый берег Волги — крутой. Если подняться в гору по Московской улице до площади, пойти налево по ул. Широкой, можно осмотреть два памятника архитектуры XVII века: церковь Спаса Преображения на ул. Волгарей и церковь Ильи Пророка на Дачной улице. Заволжский район — один из наиболее перспективных районов для застройки и расширения города. В соответствии с проектом планировки здесь размещаются и новые промышленные предприятия, и жилые комплексы. С верхней террасы правого берега Волги открывается живописная панорама реки и основной левобережной части города Костромы, города, где сохранились замечательные памятники архитектуры и строятся новые современные жилые дома, где живут, работают, учатся люди, берегущие старину и возводящие многоэтажные здания.
Комментарии
Отправить комментарий