Ильинская церковь в Великой Пустыне Чухломского уезда.
с сайта kostromka.ru
Чухломской край
Листая архивные документы
Церковь Ильи Пророка |
История — это не только грустное. Работая в архивах по поиску
документов по истории дома и его обитателях попалась нам кляуза на
священников приходской церкви Асташово,
Ильинской, что в Великой Пустыни, 1815 года постройки. Кляуза как
кляуза, похожая чем-то на современные разборки с управляющими компаниями
коттеджных поселков и элитных жилых комплексов. Но каков слог!
ГАКО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 1207.
Донесение штабс-капитана Геннадия Бекарюкова о злоупотреблениях священно-церковнослужителях Ильинской церкви, что в Великой Пустыне Чухломского уезда.1858 г. Хорошая сохранность красивый разборчивый почерк.
Лист 1
Ваше Преосвященство
Милостивый Архипастырь!
Естли позволите мне как сыну православной церкви принадлежащему к богохранимой вашей пастве быть пред вами откровенным и чистосердечно как своему Архипастырю неусыпно пекущемуся о водворении истинного благочестия во вверенной управлению вашему Епархии и об искоренении в оной всякого невежества и злоупотребления ? объяснить о действиях священнослужителей церкви нашей, то имею честь представить на благоусмотрение вашего Преосвященства следующее.
Состоя с самого детства прихожанином Чухломского уезда Ильинской церкви что в великой пустыне и стараясь сколь возможно по мере сил моих не в похвалу пред Господом о соблюдении пользе и выгоде церкви Божией и о благолепии ея откровенно должен доложить вам что я не имею столько духу чтоб равнодушно зреть на все делаемые по церкви и в оной какие либо беспорядки и упущения со стороны ея служителей и других лиц участвующих в делах церковных и в следствие
Лист 1 оборот.
Сего христианским долгом себе считаю объяснить
1-е здешние священнослужители нас прихожан совершенно отвергают от всякого участия в делах церковных и тем самым охлаждают и самое наше усердие ко храму Божию, ибо ни к каким церковным счетам ни к выдачам денег по требованиям благочинных и другим предметам нас не приглашают и одним словом во всех отношениях действуют одне . Церковные же старосты вообще почти как люди безграмотные и не понимающие настоящей своей обязанности беспрекословно исполняют во всем их волю. А по сему и накопления кошельковой суммы за расходом у нас почти в виду не имеется. Не смотря на то, что построек при церкви никаких нет и не было, что же показывается ими по церковным документам никто также из нас прихожан ничего не знает.
2. как предъявил мне церковный староста что со времени его вступления в должность а именно: с июня месяца минувшего и по февраль месяц настоящего года в течение 3 месяцев перебрано от него священнослужителями церковных денег по словам их для доставления благочинному священнику Троицкой ц. что уголов Иоанну Ширскому с нашей одноклирной церкви имеющей в недрах своих около 400 душ серебром 37 рублей 50 коп.: но все ли эти деньги законно следовали и показаны в
Лист 2
расходе в том самом количестве и в период показанного времени неизвестно.
3-е с давнего уже времени и едва ли менее 8 лет находился при церкви нашей вместе с церковными деньгами от неизвестного вкладчика билет С.Петербургской сохранной казны суммою 50 рублей серебром выданный в 1845 году по которому суммы с процентами и рекамбиею составил по настоящий год серебром 83 рубля 23 коп. по обозроению мною етаго билета на вопрос мой о приобретении его бывшей и уже умерший священник наш Иоанн Введенский и настоящий диакон состоящий ныне на дьяческой вакансии Василий Флеров объявили мне будтобы он приобретен обменом на церковные деньги и якобы для пользы церковной от крестьянина прихода нашего деревни Алешкова Иван Алексеева но етаго ничего не видно ибо росписок никаких в нем при церкви не имеют; посему считая етот билет непосредственно церковной принадлежностью я неоднократно настаивал им внести его в приходную книгу, но они от..вались всегда тем что поелику заключающаяся в билете сумма выданная на обмен сказанному крестьянину не все значится по книге церковной а только часть оной протчая же нужна на непредвидимые расходы которые по документам не показываются и поетому его вписать нельзя; наконец сверх свякого ожидания во время отлучки моей ныне в г. Кострому в исход минувшего генваря по обязанности службы етот билет священнослужителями при церковном старосте
Лист 2 оборот.
Без всякого его нато согласие как он возвращении моем передал мне из казнохранильницы вынут и отдан вышеупомянутому крестьянину Алексееву. Но какая была к етому побудительная притчина их какою именно целию ето так инкогнитно ими сделано мне неизвестно
4-е тот же церковный староста в тоже самое время передал мне что священнослужители требуют от него 30-ти рублей серебром церковных денег на выправку новой приходной книги вместо прежней которая вся исписана для чего и назначено отправится? Диакону Флерову, икогда я при первом свидании со священнослужителями нначал говорить им что требуемая ими от старосты сумма на выправку книги ни с чем несообразна и что надобно пожалеть церковь Божию которая собирает свой скудной доход копейками и они должны быть первыми ея блюстителями , при етом же случае напомнил им и о билете что они никакова права не имели без дозволения начальствавынуть и отдать его комубы то нибыло и что даже нехотели в етом посоветоваться со мной как старшим прихожанином но сделали ето инкогнитно, на ето служители церкви вознегодовав на меня допустили себе наговорить мне слова весьма оскорбительные в особенности диакон Флеров который забыв свою совесть не устыдился даже сказать мне что коль скоро я так горячо вступаюсь за билет то верно мне хотелось его иметь усебя заключив тем что мне нидочего дела нет а что в етом вся обязанность и ответственность их.
Лист 3
вот Преосвященнейший владыко! Как действуют и распоряжаются наши духовные пастыри и что после етаго значим мы прихожане….
Лист 3 оборот.
Слишком больно потому что здесь покоится прах всех моих предков…
ГАКО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 1207.
Донесение штабс-капитана Геннадия Бекарюкова о злоупотреблениях священно-церковнослужителях Ильинской церкви, что в Великой Пустыне Чухломского уезда.1858 г. Хорошая сохранность красивый разборчивый почерк.
Лист 1
Ваше Преосвященство
Милостивый Архипастырь!
Естли позволите мне как сыну православной церкви принадлежащему к богохранимой вашей пастве быть пред вами откровенным и чистосердечно как своему Архипастырю неусыпно пекущемуся о водворении истинного благочестия во вверенной управлению вашему Епархии и об искоренении в оной всякого невежества и злоупотребления ? объяснить о действиях священнослужителей церкви нашей, то имею честь представить на благоусмотрение вашего Преосвященства следующее.
Состоя с самого детства прихожанином Чухломского уезда Ильинской церкви что в великой пустыне и стараясь сколь возможно по мере сил моих не в похвалу пред Господом о соблюдении пользе и выгоде церкви Божией и о благолепии ея откровенно должен доложить вам что я не имею столько духу чтоб равнодушно зреть на все делаемые по церкви и в оной какие либо беспорядки и упущения со стороны ея служителей и других лиц участвующих в делах церковных и в следствие
Лист 1 оборот.
Сего христианским долгом себе считаю объяснить
1-е здешние священнослужители нас прихожан совершенно отвергают от всякого участия в делах церковных и тем самым охлаждают и самое наше усердие ко храму Божию, ибо ни к каким церковным счетам ни к выдачам денег по требованиям благочинных и другим предметам нас не приглашают и одним словом во всех отношениях действуют одне . Церковные же старосты вообще почти как люди безграмотные и не понимающие настоящей своей обязанности беспрекословно исполняют во всем их волю. А по сему и накопления кошельковой суммы за расходом у нас почти в виду не имеется. Не смотря на то, что построек при церкви никаких нет и не было, что же показывается ими по церковным документам никто также из нас прихожан ничего не знает.
2. как предъявил мне церковный староста что со времени его вступления в должность а именно: с июня месяца минувшего и по февраль месяц настоящего года в течение 3 месяцев перебрано от него священнослужителями церковных денег по словам их для доставления благочинному священнику Троицкой ц. что уголов Иоанну Ширскому с нашей одноклирной церкви имеющей в недрах своих около 400 душ серебром 37 рублей 50 коп.: но все ли эти деньги законно следовали и показаны в
Лист 2
расходе в том самом количестве и в период показанного времени неизвестно.
3-е с давнего уже времени и едва ли менее 8 лет находился при церкви нашей вместе с церковными деньгами от неизвестного вкладчика билет С.Петербургской сохранной казны суммою 50 рублей серебром выданный в 1845 году по которому суммы с процентами и рекамбиею составил по настоящий год серебром 83 рубля 23 коп. по обозроению мною етаго билета на вопрос мой о приобретении его бывшей и уже умерший священник наш Иоанн Введенский и настоящий диакон состоящий ныне на дьяческой вакансии Василий Флеров объявили мне будтобы он приобретен обменом на церковные деньги и якобы для пользы церковной от крестьянина прихода нашего деревни Алешкова Иван Алексеева но етаго ничего не видно ибо росписок никаких в нем при церкви не имеют; посему считая етот билет непосредственно церковной принадлежностью я неоднократно настаивал им внести его в приходную книгу, но они от..вались всегда тем что поелику заключающаяся в билете сумма выданная на обмен сказанному крестьянину не все значится по книге церковной а только часть оной протчая же нужна на непредвидимые расходы которые по документам не показываются и поетому его вписать нельзя; наконец сверх свякого ожидания во время отлучки моей ныне в г. Кострому в исход минувшего генваря по обязанности службы етот билет священнослужителями при церковном старосте
Лист 2 оборот.
Без всякого его нато согласие как он возвращении моем передал мне из казнохранильницы вынут и отдан вышеупомянутому крестьянину Алексееву. Но какая была к етому побудительная притчина их какою именно целию ето так инкогнитно ими сделано мне неизвестно
4-е тот же церковный староста в тоже самое время передал мне что священнослужители требуют от него 30-ти рублей серебром церковных денег на выправку новой приходной книги вместо прежней которая вся исписана для чего и назначено отправится? Диакону Флерову, икогда я при первом свидании со священнослужителями нначал говорить им что требуемая ими от старосты сумма на выправку книги ни с чем несообразна и что надобно пожалеть церковь Божию которая собирает свой скудной доход копейками и они должны быть первыми ея блюстителями , при етом же случае напомнил им и о билете что они никакова права не имели без дозволения начальствавынуть и отдать его комубы то нибыло и что даже нехотели в етом посоветоваться со мной как старшим прихожанином но сделали ето инкогнитно, на ето служители церкви вознегодовав на меня допустили себе наговорить мне слова весьма оскорбительные в особенности диакон Флеров который забыв свою совесть не устыдился даже сказать мне что коль скоро я так горячо вступаюсь за билет то верно мне хотелось его иметь усебя заключив тем что мне нидочего дела нет а что в етом вся обязанность и ответственность их.
Лист 3
вот Преосвященнейший владыко! Как действуют и распоряжаются наши духовные пастыри и что после етаго значим мы прихожане….
Лист 3 оборот.
Слишком больно потому что здесь покоится прах всех моих предков…
Андрей Павличенков.
деревня Асташово, 2016 год.
Комментарии
Отправить комментарий