ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА
ИЛЬИНСКОЕ (ВЕЛИКАЯ ПУСТЫНЬ)
Урочище Ильинское, на окраине д. Фалилеево Петровской сельской администрации.
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, 1-я четверть 19 века. Один из вариантов приходского сельского храма в стиле классицизма, выразительный памятник культовой архитектуры 1-й четверти. 19 в., играющий большую роль в пространственной организации села. Село Великая пустынь находилось в трех верстах от с. Озерки — места, где в 14 в. была основана Великая пустынь, один из трех монастырей, начало которым на чухломской земле было положено Авраамием Чухломским. Видимо, свое название село получило именно по этому монастырю, несмотря на упразднение в 1764 г., игравшему большую роль в жизни данного региона. Кирпичная церковь Ильи Пророка с приделами Рождества Христова, Николая Чудотворца и Макария Унженского возведена в 1815 г. иждивением прихожан. Видимо, тогда же церковная территория, находившаяся в западной части села и замыкавшая перспективу двух основных его улиц, была окружена кирпичной оградой, украшенной арочными нишами на фоне широкого горизонтального руста. Западный притвор-переход между трапезной и колокольней, одновременной храму, построен в кон. 19 в. В то же время, или чуть позже, к северо-западу от храма поставлена деревянная церковноприходская школа. К настоящему времени ограда церкви разобрана; утрачен ампирный иконостас.
Церковь Ильи Пророка относится к храмам типа восьмерик на четверике. Гуськовую дутую кровлю восьмерика венчает чешуйчатая глава на световом барабане. Полуциркульная пониженная апсида, также под гуськовой крышей, и широкая прямоугольная в плане трапезная с двумя главками над вальмовой крышей равны друг другу по высоте. С запада композицию замыкает трехъярусная колокольня, состоящая из трех уменьшающихся по размерам четвериков, с крутой четырехдольной кровлей, усложненной люкарнами и увенчанной шпилем на кирпичном постаменте с волютами.
Боковые фасады четверика украшены портиками из четырех трехчетвертных колон тосканского ордера, несущих неполный антаблемент с пластичными ступенчатыми консольками и треугольный фронтон с полуциркульной нишей в тимпане. В центральном интерколумнии размещен арочный вход, в крайних — арочные окна с профилированными подоконниками. Все проемы декорированы полуциркульными архивольтами на двухступенчатых импостах и с замками в перемычке. Над северным входом сохранился металлический зонт на ажурных кронштейнах. Грани восьмерика, кроме восточной и западной, прорезаны арочными окнами, помещенными в плоские арочные ниши. Подоконники этих проемов соединены профилированной полочкой, а в завершении восьмерика проходит профилированный карниз с сухариками. Арочные окна украшают также основные грани барабанчика главы, выделенные легкими раскреповками. В декоре алтаря и трапезной преобладают горизонтальные членения: прямоугольные окна без обрамлений соединены на уровне подоконников профилированной полочкой, ей вторит неполный антаблемент, карниз которого оживлен дентикулами. Центральная часть боковых фасадов трапезной выделена легкой раскреповкой, объединяющей три окна, среднее из которых шире узких боковых. Декор всех ярусов колокольни идентичен: основу его составляют портики из двух трехчетвертных полуколонн, поставленные с отступом от углов и несущие неполный антаблемент, в первом и третьем ярусах дополненный плоскими фронтонами. Идентичными, но меньшими по размерам портиками украшены западный вход через колокольню и арочные ниши на боковых фасадах нижнего яруса. Арки звона декорированы профилированными архивольтами на импостах.
Внутри восьмерик храма, поднятый на стенах четверика и угловых тромпах, перекрыт восьмилотковым сводом со световым барабаном в шелыге. В алтарь, перекрытый коробовым сводом с конхой и щековыми распалубками над окнами, ведут три арочных проема. Необычна композиционная связь храма с трапезной: здесь в центре расположено окно с подоконником, а по бокам два прохода. Нижний ярус колокольни перекрыт коробовым сводом с распалубками над арками боковых ячеек между пилонами (в южной находится деревянная лестница к звону).
На стенах храма сохранилась масляная живопись нач. 20 в. На восточном лотке свода, отделенного профилированным карнизом с сухариками, помещена «Новозаветная Троица», на остальных лотках — Силы небесные. На диагональных гранях восьмерика под тромпами написаны евангелисты, на северной стене, над входом, — «Благовещение», на южной — «Крещение Господне», на западной — «Воздвижение Креста». Общий колорит росписей — разбеленный, с преобладанием голубоватых и светло-розовых тонов.
Литература:
Беляев, 1863, с.356 -257; Зверинский, т.III, 1897, с.133, №915; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 272;Баженов, 1911, с.339.
«Памятники архитектуры Костромской области»
выпуск VI , Чухлома, Чухломской район.
страницы 145 -146.
Комментарии
Отправить комментарий