ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА

ИЛЬИНСКОЕ (ВЕЛИКАЯ ПУСТЫНЬ)



Урочище  Ильинское, на окраине д. Фалилеево Петровской сельской администрации.




Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, 1-я четверть 19 века. Один из вариантов приходского сельско­го храма в стиле классицизма, выразитель­ный памятник культовой архитектуры 1-й четверти. 19 в., играющий большую роль в про­странственной организации села. Село Ве­ликая пустынь находилось в трех верстах от с. Озерки — места, где в 14 в. была основана Великая пустынь, один из трех монастырей, начало которым на чухломс­кой земле было положено Авраамием Чухломским. Видимо, свое название село получило именно по этому монастырю, не­смотря на упразднение в 1764 г., игравшему большую роль в жизни данного региона. Кирпичная церковь Ильи Пророка с приделами Рождества Христова, Николая Чудот­ворца и Макария Унженского возведена в 1815 г. иждивением прихожан. Видимо, тог­да же церковная территория, находившая­ся в западной части села и замыкавшая перспективу двух основных его улиц, была окружена кирпичной оградой, украшенной арочными нишами на фоне широкого гори­зонтального руста. Западный притвор-переход между трапезной и колокольней, одно­временной храму, построен в кон. 19 в. В то же время, или чуть позже, к северо-запа­ду от храма поставлена деревянная церковноприходская школа. К настоящему време­ни ограда церкви разобрана; утрачен ам­пирный иконостас.
Церковь Ильи Пророка относится к хра­мам типа восьмерик на четверике. Гуськовую дутую кровлю восьмерика венчает чешуйчатая глава на световом барабане. По­луциркульная пониженная апсида, также под гуськовой крышей, и широкая прямоу­гольная в плане трапезная с двумя главка­ми над вальмовой крышей равны друг дру­гу по высоте. С запада композицию замыка­ет трехъярусная колокольня, состоящая из трех уменьшающихся по размерам четве­риков, с крутой четырехдольной кровлей, усложненной люкарнами и увенчанной шпи­лем на кирпичном постаменте с волютами.
Боковые фасады четверика украшены портиками из четырех трехчетвертных ко­лон тосканского ордера, несущих непол­ный антаблемент с пластичными ступенча­тыми консольками и треугольный фронтон с полуциркульной нишей в тимпане. В цен­тральном интерколумнии размещен ароч­ный вход, в крайних — арочные окна с профилированными подоконниками. Все проемы декорированы полуциркульными архивольтами на двухступенчатых импос­тах и с замками в перемычке. Над север­ным входом сохранился металлический зонт на ажурных кронштейнах. Грани восьмери­ка, кроме восточной и западной, прореза­ны арочными окнами, помещенными в плос­кие арочные ниши. Подоконники этих проемов соединены профилированной полочкой, а в завершении восьмерика прохо­дит профилированный карниз с сухарика­ми. Арочные окна украшают также основ­ные грани барабанчика главы, выделенные легкими раскреповками. В декоре ал­таря и трапезной преобладают горизонталь­ные членения: прямоугольные окна без об­рамлений соединены на уровне подокон­ников профилированной полочкой, ей вто­рит неполный антаблемент, карниз кото­рого оживлен дентикулами. Центральная часть боковых фасадов трапезной выделе­на легкой раскреповкой, объединяющей три окна, среднее из которых шире узких боковых. Декор всех ярусов колокольни идентичен: основу его составляют портики из двух трехчетвертных полуколонн, по­ставленные с отступом от углов и несу­щие неполный антаблемент, в первом и третьем ярусах дополненный плоскими фронтонами. Идентичными, но меньшими по размерам портиками украшены запад­ный вход через колокольню и арочные ниши на боковых фасадах нижнего яруса. Арки звона декорированы профилирован­ными архивольтами на импостах.
Внутри восьмерик храма, поднятый на стенах четверика и угловых тромпах, пе­рекрыт восьмилотковым сводом со световым барабаном в шелыге. В алтарь, пере­крытый коробовым сводом с конхой и щековыми распалубками над окнами, ведут три арочных проема. Необычна композици­онная связь храма с трапезной: здесь в центре расположено окно с подоконником, а по бокам два прохода. Нижний ярус ко­локольни перекрыт коробовым сводом с распалубками над арками боковых ячеек между пилонами (в южной находится деревянная лестница к звону).
На стенах храма сохранилась масляная живопись нач. 20 в. На восточном лотке свода, отделенного профилированным карнизом с сухариками, помещена «Новозавет­ная Троица», на остальных лотках — Силы небесные. На диагональных гранях восьме­рика под тромпами написаны евангелисты, на северной стене, над входом, — «Благо­вещение», на южной — «Крещение Господне», на западной — «Воздвижение Креста». Общий колорит росписей — разбеленный, с преобладанием голубоватых и светло-ро­зовых тонов.
Литература:
Беляев, 1863, с.356 -257; Зверинский, т.III, 1897, с.133, №915; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 272;Баженов, 1911, с.339.
«Памятники архитектуры Костромской области»
выпуск VI , Чухлома, Чухломской район.
страницы 145 -146.




План церкви Ильи Пророка
План церкви Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка. фото 1978 года.
Церковь Ильи Пророка.
фото 1978 года.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Нерехтский уезд Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям