«…ИСТОРИЯ – ЭТО И ЕСТЬ ЦАРСТВО СЛАВЫ»

Костромские девочки гимназистки
Костромские гимназистки. 1904 г. ГАХК *
Письма А. А. Григорову
(1969 – 1971 гг.)


  Переписка Вс. Н. Иванова (1888 – 1971) и А. А. Григорова (1904 – 1989) длилась с апреля 1969 г. по ноябрь (декабрь?) 1971 г. А. А. Григоров, по-видимому, сохранил все письма своего адресата, и все они, хранящиеся ныне в ГАКО в фонде А. А. Григорова (ф. р-864, оп. 1, ед. хр. 2236, 2237), опубликованы нами. Часть его ответных писем, которые хранятся в Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК), опубликованы в книге: Григоров А. А.
«…Родина наша для меня священна»: Письма 1958 – 1989 годов. – Кострома, 2011. – С. 129 – 137.



***
[Костромской штемпель 24.04.1969 г.]
Дорогой Александр Александрович! Позвольте, прежде всего, мне, старому и убеждённому костромичу, выразить большую радость, какую я испытал, только увидев на конверте в обратном адресе Вашу фамилию рядом со штемпелем «Кострома»… – Григоров! Какой Григоров? Неужели из тех Григоровых?
И пока я вскрывал конверт, я видел Ваш гимназический Григоровский сад, на берегу, реку, где на воде лежали и плыли брёвна, а главное – решётка сада, которая годами приводила меня в экстаз и умиление… Эта чугунная решётка «празелень»1 состояла из гирлянд чудесно отлитых «роз», эту «Григоровскую» решётку я вспоминал от случая к случаю на протяжении целых десятилетий – ведь мы, старики, ныне так богаты длинными воспоминаниями.
Ну, а окромя решётки и запущенного сада – вижу значок на скромной шляпке пирожком – «КЖГГ»2; а балы, где ещё я присутствовал при свечном освещении, когда – ну уж, конечно, стеарин, а не воск капал из бра нам на головы и на мундиры с серебряным галуном…
Спасибо, конечно, Вам за Ваше приветствие по поводу моего
80-летия – этого, как говорят китайцы, Да Шоу – Великого Долголетья. Большое хорошее спасибо и особенно потому, что от костромичей, а костромичи народ замечательный…
Попадались ли Вам в руки, дорогой Александр Александрович, мои книги, окромя «На Нижней Дебре»?3 Знаете, когда эта книга появилась в Костроме, в продаже, я получил до 200 писем от костромичей, фото, приветствий и проч. Я увидал, между прочим, при этом, как прочна у людей память. Мне писали тогда, что при общественном обсуждении Нижней Дебри часто в зале Кооперации4 (если не путаю) возникали горячие прения на тему – какая борода была у архиепископа Тихона5 – рыжая или чёрная?6 Народ любит вспоминать, видеть этот светлый, неподвижный, неизменный образ счастливых дней

– потому именно, что это время прошло. Ведь в старой церковной традиции – прошлое представлялось в памяти как Царство Славы. И история – это и есть Царство Славы.

И мировая литература имеет великолепный образец этой воплощённой единой картины этого Царства Славы – как Божественная комедия Данте…
Но возвращаюсь к первому вопросу: – читали ли Вы моих «Чёрных людей»? Книгу, которую я считаю за единственную пока картину роли пахаря крестьянина в строительстве русского государства? Если Вы читали, я бы рад был услышать Ваши об ней замечания; ежели нет
– то я бы, возможно, прислал бы её Вам, хотя полтораста тысяч её книг разошлись без остатка. А «Императрицу Фике» – Е II7, – тоже мою книгу?
История – это вещь! Читать теперь даже деяния Вашего деда – эти вклады в Женскую гимназию, в Богоявленский монастырь, где помню чудесные хоры, и т. д. – это сказка! Да, были люди, личности в старое время, которые до сих пор привлекают внимание внутренним сиянием света незакатного. Таков был – Улыбышев, инициалы, кажется, А. Д. – нижегородский меценат-барин, музыкант, товарищ А. С. Пушкина по Лицею8.
Fuit Troya, Fuimus Trojani!9 Вы пишете, Вы из Кинешемского уезда. Не знавали ли Вы семью Ртищевых? Их имение было на Волге, собственно на реке Мере, у Никола-Мера, рядом со Щелыковом А. Н. Островского. Какие места! Не слыхали ли Вы чего об судьбе этой семьи? Много бы меня обязали…
Письмо разрастается – пора закругляться. Одна просьба – конечно, при возможности. Я в настоящее время занят над повестями времени грани XVI и XVII веков, – Смутного Времени. Если бы у Вас нашлись какие-нибудь материалы по селу Домнину – Костромской вотчине бояр Романовых – может быть, фото, кроки10, может быть, карты, воспоминания и т. д., может быть, указания, где достать. К кому обратиться из старожилов Костромы, причастных к краевому музею? Или к Кинешемскому музею? Нет ли фото, книг – etc?
Надеюсь в нынешнем году выпустить книгу «Ал. Пушкин и его время» – может быть, и удастся!
Жму искренне Вашу руку, тёплый привет Вашей семье – и просьба писать.
Ваш Вс. Иванов. Хабаровск н/а Радуница11, 1969.
При пересылке пользуйтесь воздушной почтой – это 3 – 4 дня. Иначе до 2 недель! Мы же на границе Китая.


Ед. хр. 2236, л. 3, 3 об., 4, 4 об., 5.

*

Оборотная сторона фотографии.
ГАХК
1. Празелень – иссиня-зелёный цвет.
2. КЖГГ – Костромская женская Григоровская гимназия.
3. Роман-хроника «На Нижней Дебре» издан в Хабаровске в 1958 г.
4. Зал Кооперации – Дом культуры Промкооперации.
5. Архиепископ Тихон (в миру Николай Василевский; 1867 – ?) управлял Костромской епархией в 1905 – 1914 гг.
6. Ср.: «Моя книга в Костроме, оказывается, привела этот древний город в волнение. Оттуда идут письма — я получил их штук 40 — от людей, которых не видел. Я никак не думал, что теперь, после полувека, — так помнят прошлые события. Получаю приглашения и в Москву, и в Кострому. Получаю фото моих героев, датированные 1904 годом. Идут там читательские конференции: “Знакомство с прототипами героев романа Иванова” — и старички, и старушки заявляют, что они делали 1905 год. Объявились какие-то родственники, которых уже и не помню. Люди шлют дополнительные данные по книге, требуют её переиздания без демонической Евгении Ивановны и т. д. <…> Вот что значит — писать о жизни, о людях! Очень поучительно» (Наталья Пономарчук. Письма Вс. Н. Иванова к Н. К. Бруни // Дальний Восток 2006. – № 2. – С. 199). Написано в январе 1959 г.
7. Екатерина II.
8. Александр Дмитриевич Улыбышев (1794 – 1858, по другим сведениям
1859) – публицист, музыкальный критик, литератор. Его дом был центром музыкальной жизни Нижнего Новгорода.
9. Fuit Troja, Fuimus Trojani! (лат.) – Была Троя, были троянцы.
10. Croquis (фр.) – набросок, быстро сделанный рисунок.
11. Этому празднику Вс. Н. Иванов посвятил сонет под названием «Радоница».
Стихотворение было опубликовано в газете «Гун-Бао» (Харбин) 24 апреля
1928 года (сообщил В. А. Росов, Москва).


Фрагмент газеты «Гун-Бао» от 24 апреля 1928 г.
Архив В. А. Росова


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям

Нерехтский уезд Костромской губернии