Николай Зонтиков
Альманах Костромская земля № 7
К сожалению,
вопрос о возникновении Чухломы почти не являлся
предметом научного исследования. К тому же он крайне осложнён и запутан
старым недоразумением о том, что будто бы в Чухломе ро
дился прп. Авраамий Ростовский, основатель Ростовского Богояв
ленского
монастыря. Согласно житию, прп. Авраамий Ростовский скончался в Ростове
Великом около 1010 года, отчего в литературе уже более полутора веков
бытует ошибочное мнение, что г. Чухлома существовал уже в X веке.
Считается, что Ростовский Богоявленский монастырь – первый монастырь в
Северо-Восточной Руси. По преданию, он основан на месте, где
существовало языческое святилище и где стояло каменное изваяние бога
Велеса. Впервые монастырь упоминается в Лаврен
тьевской летописи в 1261 году. Традиционно прп. Авраамий Ростов
ский считается основателем этого монастыря.
Житие прп. Авраамия, по мнению большинства исследователей,
написано не ранее XV века. Выделяют три его редакции. В первой, самой
старой, ничего не говорится о том, что Авраамий родился в Чухломе.
Известие о том, что он родился в Чухломе, появляется во второй
редакции, созданной не раньше второй половины XVI века. Из этой же
редакции читатели могли узнать, что родители прп. Авраамия являлись
благочестивыми христианами и сам он с детства воспитывался в
христианском духе. Согласно второй редакции, мо
нашеский постриг прп. Авраамий принял на Валааме. В третьей ре
дакции (XVII в.) оказывалось, что чухломские родители Авраамия на самом деле были закоренелые язычники и сам он первоначально яв
лялся
язычником и носил имя Иверик, а в христианстве получил имя Аверкий. О
христианстве он впервые узнал от посетивших Чухлому новгородских
торговых людей. Во всех трёх редакциях указывалось, что прп. Авраамий
скончался в 1010 году.
Первым против даты «1010 год» выступил Н. М. Карамзин, от
метив в первом томе своей «Истории государства Российского»:
«Св. Авраамий крестил многих язычников в Ростове уже тогда, как
сей город был Владимирскою областию (см. Пролог и Минею, октября 29):
следственно, после или во время Андрея Боголюбского, а не при Владимире
Великом, как некоторые думали, и не в начале XI века, как показано в
Месяцеслове».
Церковный историк епископ (позднее архиепископ) Филарет (Гумилевский) относил деятельность прп. Авраамия в Ростове к на
чалу
XII века. «Трудно определить время, – писал он, – когда это было: но
сан архимандрита, которым облечен был Авраамий, и князь Владимир
суздальский, с которым имел он сношение, показывают, что это было не
прежде Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.)». И далее: «Сказание Пролога
29 октября о прп. Аврамие довольно темно. Однако, если мощи
преподобного обретены при внуке Моно
маха великом князе Всеволоде (1176 –1212 гг.), то св. Аврамия нель
зя
считать современником Андрея Боголюбского (1169 –1174 гг.), как считал
Карамзин. <…> Всего вероятнее, что прп. Аврамий жил при Владимире
Мономахе, основателе сего города». Ни о рождении святого в Чухломе, ни о
других поздних выдумках епископ Филарет не упоминает.
Епископ (позднее митрополит) Макарий (Булгаков), напротив, всецело доверял сообщениям жития прп. Авраамия о его рождении
в г. Чухломе в языческой семье и о принятии им монашеского пост
рига
на Валааме. Правда, он сомневался в том, что Авраамий умер в 1010 году.
Полагая, что эта дата получилась в результате описки, он предлагал
читать её как 1045 год.
В вышедшем в 1862 году в Петербурге «Словаре историческом о русских святых» о прп. Авраамии Ростовском говорилось осторож
но:
«В древних сохранившихся рукописях о житии Авраамия сказано, что он был сын богатых родителей города Чухломы в пределах Га
лицких
и назывался Иверик. <…> Время кончины Авраамия показано в
месяцесловах – 1010 года, октября 29; но Авраамий, как замеча
ет
Карамзин, крестил язычников в Ростове уже тогда, как сей город был
Владимирскою областию, следовательно после или во время Андрея
Боголюбского, а не при Владимире Великом; почему и время основания
Богоявленского монастыря, показанное некоторыми исто
риками в 990 году, сомнительно».
В. О. Ключевский относил просветительскую деятельность прп. Авраамия в Ростове к 1073 –1077 гг.12
Е. Е. Голубинский вообще полагал, что прп. Авраамий Ростов
ский
жил в XIV веке. «Авраамий Ростовский, – писал он, – живший неизвестно
когда, по всей вероятности – в XIV в., т. е. бывший совре
менником преп. Сергия Радонежского».
Как видим, разброс мнений историков о времени жизни и дея
тельности
прп. Авраамия в Ростове очень велик – от XI до XIV вв. Ясно одно, что о
дате его кончины в 1010 году надо забыть, как о явно неверной.
Однако историки спорили в основном о времени деятельности прп.
Авраамия в Ростове. Сообщения 2-й и 3-й редакций жития святого о его
рождении в Чухломе никем не оспаривалось. В кон
це концов, тезис о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе попал и в костромскую краеведческую литературу.
В вышедшем в 1861 году томе «Материалов для географии и статистики России», посвящённом Костромской губернии, говори
лось: «Время основания Чухломы неизвестно. Из записок Ростов
ского
Богоявленского монастыря видно, что этот город существовал уже в XII
веке и был местом родины преподобного Авраамия, основа
теля помянутого монастыря».
Данный текст практически полностью повторён в «Памятной книжке
Костромской губернии на 1862 год»: «Время основания города Чухломы
неизвестно. Из записок Ростовского Богоявленско
го монастыря видно,
что город был уже в XII веке как место родины преподобного Авраамия,
основателя Ростовского Богоявленского монастыря».
Как видим, в обоих этих изданиях время существования Чухломы относится к XII веку и проигнорирована явно неверная дата – о кон
чине прп. Авраамия Ростовского в 1010 году.
Версия о Чухломе как родине прп. Авраамия Ростовского по
пала и
в столь солидное издание как Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза
и И. А. Ефрона. В томе, вышедшем в 1903 году, о Чухломе
говорилось: «Когда основан город неизвестно, но из за
писок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что Ч[ухлома] существовала уже в X в. (здесь родился препод. Авраамий, основа
тель Ростовского м[онасты]ря».
Версию о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе беспо
щадно высмеял В. О. Ключевский. В вышедшем в 1871 году труде «Древнерусские жития святых как исторический источник» знаме
нитый
русский историк убедительно доказал, что книжник XVI века, составитель
второй редакции жития прп. Авраамия Ростовского, принял за одного
человека двух разных святых – прп. Авраамия Ро
стовского и прп. Авраамия Галичского и Чухломского. В. О. Ключев
ский
заметил, что «во-первых, подозрительно существование в конце X или в
нач. XI в. “града” Чухломы, который встречаем в достовер
ных исторических памятниках не раньше конца XIV в., во-вторых, еще более сомнительна в Чухломе того времени возможность бла
гочестивых родителей, которые <…> могли “наказать сына книжно
му
учению” <…>. Для объяснения основы сказания, происхождения
святого из Чухломы, возможно одно предположение: малознающий составитель
второй редакции сам, или повторяя устное предание, смешал основателя
монастыря с Авраамием Чухломским».
Действительно, составитель второй редакции жития прп. Авраа
мия Ростовского явно спутал двух святых: прп. Авраамия Галичского и Чухломского, который был основателем четырёх монастырей в Ко
стромском крае и окончил свою жизнь близ Чухломы, и прп. Авра
амия Ростовского, который считается основателем Богоявленского монастыря в Ростове. В результате данной путаницы два православ
ных подвижника в житии прп. Авраамия Ростовского слились в одно
го человека.
Конечно, никакой Чухломы в X веке не было и не могло быть, тем более
не могло в ней быть тогда благочестивой христианской семьи, в которой
мог бы родиться будущий основатель Ростовского Богояв
ленского монастыря.
Однако отчасти по незнакомству с книгой В. О. Ключевского, отчасти
по нежеланию внять голосу классика исторической науки многие чухломские
и нечухломские авторы и в последующие полтора века упорно держались за
тезис «Чухлома – родина преподобного
Авраамия Ростовского, и, значит, она возникла в X веке».
Л. Н. Казаринов в 1929 году писал: «Из описания жизни Авраа
мия – строителя Ростовского монастыря, уроженца г. Чухломы, вид
но,
что в X в. будучи идолопоклонником, он познал христианство от
посещавших г. Чухлому “новгородских гостей”, т. е. приезжавших из
Новгорода торговых людей».
То же самое в 1971 году повторил А. А. Тиц: «В X веке от нов
городских
гостей познал догматы православной веры и уроженец Чухломы, “богату
родителю сын” Иверик, принявший при крещении имя Авраамия. Позднее
бывший язычник основал знаменитый Бого
явленский монастырь в Ростове и за праведную жизнь был причислен к лику святых»19.
В. Галкин в 1992 году писал: «Авраамий умер в 1010 г. Этот год является первым письменным упоминанием о Чухломе».
В «Энциклопедическом словаре Костромского края» сказано:
«Точное время основания города неизвестно. Но из записок Ростов
ского
Богоявленского монастыря видно, что он существовал уже в 10 в. и был
родиной преподобного Авраамия – основателя этого монастыря».
Н. П. Кучин в 2000 году утверждал: «Первое письменное упоми
нание
о Чухломе Галичской стороны относится к 1010 году. Это год, когда в
Валаамском монастыре умер Авраамий. Он был сын богатых родителей Чухломы
и назывался Иверик».
Г. П. Смирнова пишет о древнем житии прп. Авраамия: «В нем говорится,
что Авраамий, родившийся в 938 году, был уроженцем Чухломы – в таком
случае, этот город древнейший в Костромском крае (возникновение Костромы
и Галича относят к XII в.)»23 Откуда автор взяла, что Авраамий родился
в 938 году, она не сообщает, но ни в одном источнике такой даты нет.
Источником для даты «938 год», как мы увидим, ниже является статья
чухломского краеведа Г. И. Ле
бедева.
Однако к нашей теме о времени возникновения г. Чухломы вопрос о
времени жизни и деятельности прп. Авраамия Ростовского не имеет
никакого отношения, потому что версия о том, что осно
ватель Ростовского Богоявленского монастыря родился в Чухломе, является недоразумением. Как писалось выше, автор второй редак
ции
жития спутал прп. Авраамия Ростовского, не имевшего никакого отношения к
Чухломе, с прп. Авраамием Галичским и Чухломским, окончившим свои дни в
основанном им монастыре неподалёку от Чухломы.
Версия о рождении в Чухломе прп. Авраамия Ростовского – не
более чем историографический курьёз. Продолжать держаться за неё
означает лишь расписываться в собственном невежестве.
Комментарии
Отправить комментарий