МИФ О РОЖДЕНИИ В ЧУХЛОМЕ ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ РОСТОВСКОГО

Николай Зонтиков

Альманах Костромская земля № 7

К сожалению, вопрос о возникновении Чухломы почти не являлся предметом научного исследования. К тому же он крайне осложнён и запутан старым недоразумением о том, что будто бы в Чухломе родился прп. Авраамий Ростовский, основатель Ростовского Богоявленского монастыря. Согласно житию, прп. Авраамий Ростовский скончался в Ростове Великом около 1010 года, отчего в литературе уже более полутора веков бытует ошибочное мнение, что г. Чухлома существовал уже в X веке.

Считается, что Ростовский Богоявленский монастырь – первый монастырь в Северо-Восточной Руси. По преданию, он основан на месте, где существовало языческое святилище и где стояло каменное изваяние бога Велеса. Впервые монастырь упоминается в Лаврентьевской летописи в 1261 году. Традиционно прп. Авраамий Ростовский считается основателем этого монастыря.

Житие прп. Авраамия, по мнению большинства исследователей,
написано не ранее XV века. Выделяют три его редакции. В первой, самой старой, ничего не говорится о том, что Авраамий родился в Чухломе. Известие о том, что он родился в Чухломе, появляется во второй редакции, созданной не раньше второй половины XVI века. Из этой же редакции читатели могли узнать, что родители прп. Авраамия являлись благочестивыми христианами и сам он с детства воспитывался в христианском духе. Согласно второй редакции, монашеский постриг прп. Авраамий принял на Валааме. В третьей редакции (XVII в.) оказывалось, что чухломские родители Авраамия на самом деле были закоренелые язычники и сам он первоначально являлся язычником и носил имя Иверик, а в христианстве получил имя Аверкий. О христианстве он впервые узнал от посетивших Чухлому новгородских торговых людей. Во всех трёх редакциях указывалось, что прп. Авраамий скончался в 1010 году.

Первым против даты «1010 год» выступил Н. М. Карамзин, отметив в первом томе своей «Истории государства Российского»:

«Св. Авраамий крестил многих язычников в Ростове уже тогда, как сей город был Владимирскою областию (см. Пролог и Минею, октября 29): следственно, после или во время Андрея Боголюбского, а не при Владимире Великом, как некоторые думали, и не в начале XI века, как показано в Месяцеслове».

Церковный историк епископ (позднее архиепископ) Филарет (Гумилевский) относил деятельность прп. Авраамия в Ростове к началу XII века. «Трудно определить время, – писал он, – когда это было: но сан архимандрита, которым облечен был Авраамий, и князь Владимир суздальский, с которым имел он сношение, показывают, что это было не прежде Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.)». И далее: «Сказание Пролога 29 октября о прп. Аврамие довольно темно. Однако, если мощи преподобного обретены при внуке Мономаха великом князе Всеволоде (1176 –1212 гг.), то св. Аврамия нельзя считать современником Андрея Боголюбского (1169 –1174 гг.), как считал Карамзин. <…> Всего вероятнее, что прп. Аврамий жил при Владимире Мономахе, основателе сего города». Ни о рождении святого в Чухломе, ни о других поздних выдумках епископ Филарет не упоминает.
Епископ (позднее митрополит) Макарий (Булгаков), напротив, всецело доверял сообщениям жития прп. Авраамия о его рождении
в г. Чухломе в языческой семье и о принятии им монашеского пострига на Валааме. Правда, он сомневался в том, что Авраамий умер в 1010 году. Полагая, что эта дата получилась в результате описки, он предлагал читать её как 1045 год.

В вышедшем в 1862 году в Петербурге «Словаре историческом о русских святых» о прп. Авраамии Ростовском говорилось осторожно:

«В древних сохранившихся рукописях о житии Авраамия сказано, что он был сын богатых родителей города Чухломы в пределах Галицких и назывался Иверик. <…> Время кончины Авраамия показано в месяцесловах – 1010 года, октября 29; но Авраамий, как замечает Карамзин, крестил язычников в Ростове уже тогда, как сей город был Владимирскою областию, следовательно после или во время Андрея Боголюбского, а не при Владимире Великом; почему и время основания Богоявленского монастыря, показанное некоторыми историками в 990 году, сомнительно».

В. О. Ключевский относил просветительскую деятельность прп. Авраамия в Ростове к 1073 –1077 гг.12
Е. Е. Голубинский вообще полагал, что прп. Авраамий Ростовский жил в XIV веке. «Авраамий Ростовский, – писал он, – живший неизвестно когда, по всей вероятности – в XIV в., т. е. бывший современником преп. Сергия Радонежского».

Как видим, разброс мнений историков о времени жизни и деятельности прп. Авраамия в Ростове очень велик – от XI до XIV вв. Ясно одно, что о дате его кончины в 1010 году надо забыть, как о явно неверной.

Однако историки спорили в основном о времени деятельности прп. Авраамия в Ростове. Сообщения 2-й и 3-й редакций жития святого о его рождении в Чухломе никем не оспаривалось. В конце концов, тезис о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе попал и в костромскую краеведческую литературу.

В вышедшем в 1861 году томе «Материалов для географии и статистики России», посвящённом Костромской губернии, говорилось: «Время основания Чухломы неизвестно. Из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что этот город существовал уже в XII веке и был местом родины преподобного Авраамия, основателя помянутого монастыря».

Данный текст практически полностью повторён в «Памятной книжке Костромской губернии на 1862 год»: «Время основания города Чухломы неизвестно. Из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что город был уже в XII веке как место родины преподобного Авраамия, основателя Ростовского Богоявленского монастыря».

Как видим, в обоих этих изданиях время существования Чухломы относится к XII веку и проигнорирована явно неверная дата – о кончине прп. Авраамия Ростовского в 1010 году.
Версия о Чухломе как родине прп. Авраамия Ростовского попала и в столь солидное издание как Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В томе, вышедшем в 1903 году, о Чухломе говорилось: «Когда основан город неизвестно, но из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что Ч[ухлома] существовала уже в X в. (здесь родился препод. Авраамий, основатель Ростовского м[онасты]ря».

Версию о рождении прп. Авраамия Ростовского в Чухломе беспощадно высмеял В. О. Ключевский. В вышедшем в 1871 году труде «Древнерусские жития святых как исторический источник» знаменитый русский историк убедительно доказал, что книжник XVI века, составитель второй редакции жития прп. Авраамия Ростовского, принял за одного человека двух разных святых – прп. Авраамия Ростовского и прп. Авраамия Галичского и Чухломского. В. О. Ключевский заметил, что «во-первых, подозрительно существование в конце X или в нач. XI в. “града” Чухломы, который встречаем в достоверных исторических памятниках не раньше конца XIV в., во-вторых, еще более сомнительна в Чухломе того времени возможность благочестивых родителей, которые <…> могли “наказать сына книжному учению” <…>. Для объяснения основы сказания, происхождения святого из Чухломы, возможно одно предположение: малознающий составитель второй редакции сам, или повторяя устное предание, смешал основателя монастыря с Авраамием Чухломским».

Действительно, составитель второй редакции жития прп. Авраамия Ростовского явно спутал двух святых: прп. Авраамия Галичского и Чухломского, который был основателем четырёх монастырей в Костромском крае и окончил свою жизнь близ Чухломы, и прп. Авраамия Ростовского, который считается основателем Богоявленского монастыря в Ростове. В результате данной путаницы два православных подвижника в житии прп. Авраамия Ростовского слились в одного человека.

Конечно, никакой Чухломы в X веке не было и не могло быть, тем более не могло в ней быть тогда благочестивой христианской семьи, в которой мог бы родиться будущий основатель Ростовского Богоявленского монастыря.

Однако отчасти по незнакомству с книгой В. О. Ключевского, отчасти по нежеланию внять голосу классика исторической науки многие чухломские и нечухломские авторы и в последующие полтора века упорно держались за тезис «Чухлома – родина преподобного
Авраамия Ростовского, и, значит, она возникла в X веке».

Л. Н. Казаринов в 1929 году писал: «Из описания жизни Авраамия – строителя Ростовского монастыря, уроженца г. Чухломы, видно, что в X в. будучи идолопоклонником, он познал христианство от посещавших г. Чухлому “новгородских гостей”, т. е. приезжавших из Новгорода торговых людей».

То же самое в 1971 году повторил А. А. Тиц: «В X веке от новгородских гостей познал догматы православной веры и уроженец Чухломы, “богату родителю сын” Иверик, принявший при крещении имя Авраамия. Позднее бывший язычник основал знаменитый Богоявленский монастырь в Ростове и за праведную жизнь был причислен к лику святых»19.
В. Галкин в 1992 году писал: «Авраамий умер в 1010 г. Этот год является первым письменным упоминанием о Чухломе».

В «Энциклопедическом словаре Костромского края» сказано:
«Точное время основания города неизвестно. Но из записок Ростовского Богоявленского монастыря видно, что он существовал уже в 10 в. и был родиной преподобного Авраамия – основателя этого монастыря».

Н. П. Кучин в 2000 году утверждал: «Первое письменное упоминание о Чухломе Галичской стороны относится к 1010 году. Это год, когда в Валаамском монастыре умер Авраамий. Он был сын богатых родителей Чухломы и назывался Иверик».

Г. П. Смирнова пишет о древнем житии прп. Авраамия: «В нем говорится, что Авраамий, родившийся в 938 году, был уроженцем Чухломы – в таком случае, этот город древнейший в Костромском крае (возникновение Костромы и Галича относят к XII в.)»23 Откуда автор взяла, что Авраамий родился в 938 году, она не сообщает, но ни в одном источнике такой даты нет. Источником для даты «938 год», как мы увидим, ниже является статья чухломского краеведа Г. И. Лебедева.

Однако к нашей теме о времени возникновения г. Чухломы вопрос о времени жизни и деятельности прп. Авраамия Ростовского не имеет никакого отношения, потому что версия о том, что основатель Ростовского Богоявленского монастыря родился в Чухломе, является недоразумением. Как писалось выше, автор второй редакции жития спутал прп. Авраамия Ростовского, не имевшего никакого отношения к Чухломе, с прп. Авраамием Галичским и Чухломским, окончившим свои дни в основанном им монастыре неподалёку от Чухломы.


Версия о рождении в Чухломе прп. Авраамия Ростовского – не более чем историографический курьёз. Продолжать держаться за неё означает лишь расписываться в собственном невежестве.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Нерехтский уезд Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям