НА ЗЕМЛЕ БЛАГОСЛОВЕННОЙ
Под таким названием в ООО «Костромаиздат» вышла в свет историко-краеведческая книга Татьяны Николаевны Байковой.
Этот объёмный труд посвящён людям, событиям и памятным датам чухломского края. В книге, состоящей из 16 разноплановых разделов, 592 страницы и две сотни фотографий, отражающих историю, как уезда, так и района.
Издание содержит уникальные исторические факты, почерпнутые в метрических книгах 49 приходских церквей Чухломского, Солигаличского и Кологривского уездов за период с 1802 по 1918 годы. Не менее интересны воспоминания старожилов, свидетельства учёных, историков и археологов о земле чухломской.
Книга – дань памяти, уважения и любви к малой родине, её прошлому, настоящему и будущему. Этот труд адресован самому широкому кругу читателей, он вписывает ещё одну замечательную страницу в летопись чухломского края.
Родина, милая родина,
Озера синий разлив,
Горечь калины, запах смородины,
Русский раздольный мотив.
Родина, малая родина,
Пара берез у плетня,
Сколько бы ни было пройдено-
Трудно вдали от тебя.
Татьяна Байкова.
Феномен Татьяны Байковой
Свои светлые лирические стихи она читает «по шпаргалке». Написанные от всей души строки почему-то не запоминаются. Но с поразительной легкостью, абсолютно не напрягая память, она часами может говорить о прошлом Чухломы, чухломского края, о его богатой истории, не путая при этом ни одной даты, вплоть до числа и месяца, перечисляя десятки фамилий и имен дворян, купцов и даже крепостных крестьян, их предков и потомков. Она знает время постройки и точное название каждого храма, каждой церквушки, когда-либо стоявшей на территории Чухломского уезда. Никуда не заглядывая, она расскажет вам историю любой барской усадьбы и жизни ее хозяев. Надо видеть ее лицо, глаза, слышать ее, когда она говорит об истории края. Невольно закрадывается почти мистическая мысль: «Татьяна живет не в своем времени. Она пришла из прошлого. Она все это видела, слышала, она в этом участвовала. Потому что так не бывает…».
Действительно, такая увлеченность, такой энтузиазм – явление редкое. За эти годы найти, исследовать, проанализировать и фотографически запомнить такой объем информации, каким легко владеет Татьяна Николаевна, почти нереально. Причем весь багаж знаний она накапливает в своей памяти исключительно добровольно, а не подолгу службы. Она не историк, не краевед, не искусствовед, а просто очень увлеченный человек с феноменальной памятью в отношении волнующего ее предмета. Там, в прошлом, она живет – и откровенно признается в этом.
Любопытно, что Таня даже не чухломичка, родом она из Тутаевского района Ярославской области. Приехала в Чухлому в 71-м, закончив Рыбинский лесной техникум. Морозным декабрьским днем из окна автобуса увидела маленький заиндевелый городок с белой церквушкой и влюбилась в него сразу и навсегда. Работая сначала в лесхозе, а потом в торговле, писала лирические стихи, увлекалась рукоделием, участвовала в художественной самодеятельности и даже не думала, что по-настоящему найдет себя случайно, придя на работу в редакцию районной газеты. Точнее, именно работа корреспондентом в районке открыла дверь в завораживающий мир старины.
В редакцию пришла в 1999 году, а в 2000-м чухломскому храму Успения Пресвятой Богородицы исполнялось 270 лет. Настоятель храма посетовал на то, что в церкви очень мало документов об ее истории, и Татьяна решила помочь в этом вопросе. Пришла в районный архив, поговорила- и ей показали в кладовке архива целые груды толстенных фолиантов. Таня заглянула в первый же и ахнула – это были метрические книги по всем церквям Чухломского уезда. Оторваться от них она уже не могла и за четыре года в свободное от работы и домашних дел время тщательно изучила все триста пятьдесят томов, выписывая ценную информацию в свои тетради.
Так началось погружение в прошлое, которое изменило всю ее жизнь, стало ее смыслом.
В ее записях систематизировались фамилии, имена и отчества наших предков с датами рождения, крещения, венчания, смерти, с данными о крестных, с указанием социального статуса каждого.
Она проводила параллели, составляла родословные, отслеживала географию передвижения интересных личностей. Уже невозможно было спутать помещика Катенина с крепостным крестьянином с той же фамилией. Узнала, когда и кому продавались барские усадьбы, куда отбывали прежние хозяева, пыталась устанавливать места захоронения наиболее интересных людей. Чем глубже и шире проникала в историю, тем более поражали ее люди, культура, обычаи этого самобытного края. Она просто «заболевала», допытываясь до чего-то, не могла отступать.
Пришлось перечитать массу литературы, связываться с историко-краеведческими музеями области и Петербурга, поскольку Чухлома очень тесно связана с северной столицей. У Татьяны завязалась живая переписка с краеведами и потомками чухломичей. Она очень дорожит полуистлевшей старинной военной картой Чухломского уезда, подаренной ей одной землячкой. Собрала большой материал о выходцах из Курляндии, арендовавших здесь земли, вышла на след потомков Рулле, узнала судьбу Беркисов. Из Петербурга получила ценные сведения о чухломиче Парфенове, основателе большой колбасной фабрики. Из Александро-Невской лавры ей прислали послужной список нашего земляка архимандрита Макария. Делая открытие за открытием, узнавая новое и новое, Татьяна испытывает не только радость, но и постоянное желание узнавать еще больше.
Она не боится ошибиться, но боится принять ошибку за истину и обнародовать ее. Не избегает споров даже с Александром Николаевичем Крюковым, отстаивая свое мнение по поводу лермонтовского Измайлова, поскольку не без оснований считает, что речь идет не о судайской деревне, а о сельце Измайлово, которое и было вотчиной рода Лермонтовых в Муравьищинской волости.
Таня составила обширные родословные дворян, купцов, мещан, священников, дьяконов и дьячков всех сорока девяти приходов Чухломского уезда. Изучая усадьбу Введенское, она узнала о связи князя Мещерского с масонами. У нее дома весь журнальный столик от пола до крышки заполнен папками с ее рукописями. Ценнейший богатый материал на обложках папок помечен так: «Служители культа и храмы», «Барские усадьбы», «Город Чухлома», «Родословные», «Репрессии», «Воспоминания старожилов», «Фотографии» и т. д.
Таня шутит, что ее можно уличить в использовании служебного положения. Сейчас в редакции она отвечает за освещение аграрных вопросов. Но в любой командировке, при любой встрече с земляками попутно не может удержаться от вопросов, ответы на которые могут дополнить, необходимую ей информацию. В беседах узнает обычаи и поверья, подробности родословных, истории церквей. Она знает все святые источники и места, где,по мнению старожилов, «всегда чудилось». Обо всем узнанном ей, конечно же, не терпится рассказать через газету землякам, но это просто невозможно и недопустимо. Без сомнения, чухломичи и гости города, интересующиеся краеведением, бесконечно благодарны этой милой женщине за увлекательные публикации в районке, за ее готовность любому дать интересующую информацию, совершенно бескорыстно помочь составить родословную. А она благодарна каждому, кто вносит хоть какую-то крупицу в ее исследовательский труд.
И даже не столь важно, родится ли когда-нибудь из всех этих записей, папок фотоснимков большая, ценная по содержанию книга. Замечательно, что живет в Чухломе удивительная женщина с поразительной памятью, которая способна увестисти любого из нас в прошлое, без которого не было бы сегодняшнего дня.
Вера Клевич,
член Союза журналистов России
Комментарии
Отправить комментарий