КОГДА ЖЕ БЫЛ ОСНОВАН ГОРОД СУДИСЛАВЛЬ?
Николай Зонтиков
Как мы помним,
в Судиславле время от времени раздаются при
зывы найти, наконец, источники, которые подтвердили бы проис
хождение
города на заре русской истории. Их авторам кажется, что где-то в
архивах лежат древние документы о Судиславле, на которые почему-то и
чуть ли не по злому умыслу никто не обращает внимания. Между тем
источники, твёрдо и убедительно свидетельствующие о том, что до начала
XVI в. города Судиславля попросту не существова
ло, есть и, более того, они давно опубликованы.
У нас есть возможность документально определить время основа
ния
Судиславля как города. Обратимся к источникам XIV – начала XVI вв., в
которых Судиславль, если бы он в то время существовал, был бы
обязательно упомянут. Как мы помним, впервые город Су
диславль упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного от 1572 г. В великокняжеских и царских духовных грамотах обычно перечисля
лись
все города и даже многие сёла, которые великий князь или царь завещал
своему наследнику. Однако Судиславль не упоминается в ду
ховных
грамотах ни Дмитрия Донского (1389 г.), ни Василия Тёмного (1461 г.),
ни Ивана III (1504 г.)*. Одно это является убедительней
шим
свидетельством того, что к 1504 году города Судиславля ещё не
существовало. К сожалению, из-за своей скоропостижной кончины в 1533 г.
великий князь Василий III, по-видимому, не успел оставить духовной
грамоты, и поэтому вопрос о существовании Судиславля на
1533 г. остаётся открытым.
Следовательно, город Судиславль возник в период между 1504-м и 1572 гг., вероятнее всего, в первой половине XVI века.
Само неупоминание тех или иных городов в великокняжеских и царских духовных грамотах является важным свидетельством о време
ни
их возникновения. Например, в грамоте от 1504 г. не упоминаются ни Буй,
ни Любим**, а в грамоте 1572 г. оба эти города названы. И это
естественно, т. к. Буй был основан в 1536 г.139, а Любим – в 1538 г.140
(в XVI – XVIII вв. Любим входил в состав Костромского уезда).
* В духовной грамоте Дмитрия Донского (1389 г.) из костромских городов упомянуты: Кострома, Галич и Соль Галицкая135; в духов
ной грамоте Василия Тёмного (1461 г.) – Кострома, Галич и Соль Галицкая[136]
; в духовной грамоте Ивана III (1504 г.) – Кострома,
Плёс, Нерехта, Галич, Соль Галицкая, Унжа и Чухлома137; в духов-
ной грамоте Ивана Грозного (1572 г.) – Кострома, Галич, Чухло
ма, Унжа, Плесо (Плёс), Любим, Буй, Судиславль, Нерехта, Соль Большая[138].
** Ныне – центр Любимского района Ярославской области.
Приведём ещё один пример «неупоминания» Судиславля. В Раз
рядной книге 1475 – 1598 гг., которую вёл Разрядный приказ, еже
годно заносились имена наместников и воевод, направляемых по го
родам всей страны. За период XV – XVI вв. в Разрядной книге много
кратно упоминаются Кострома, Галич, реже – Чухлома, Унжа, Плёс, Кинешма, однако Судиславль в ней опять же не упомянут ни разу.
И ещё пример. Важнейшим источником по истории городов Руси является т. н. «Список русских городов», составленный, как дока
зал М. Н. Тихомиров, между 1387 и 1392 гг.141 Древнейший вариант «Списка» помещён в Новгородской I летописи, важнейшие – в Вос
кресенской и Ермолинской. Из городов Костромского края в «Спи
ске»
названы: Кострома, Галич, Унжа, Плесо (Плёс) и Юрьевец142. В одном из
сборников упомянута еще Чухлома143. Судиславль ни в одном из вариантов
«Списка» не упомянут, что более чем убедитель
но свидетельствует о
том, что в конце XIV в. города Судиславля ещё не существовало (а это, в
свою очередь, ещё раз перечеркивает факт упоминания его в летописи
Солигаличского Воскресенского мона
стыря).
Такое «молчание» важнейших письменных источников убеди
тельно свидетельствует о том, что до начала XVI в. города Судиславля не существовало.
Но по Судиславлю есть и археологические данные, которые для сторонников его тысячелетней древности звучат как приговор.
В 1957 г. в Судиславле провёл археологическую разведку отряд по
изучению крепостей Среднерусской археологической экспедиции,
возглавляемой известным археологом П. А. Раппопортом. Отряд производил
исследование ряда древнерусских городищ в Новгород
ской, Ивановской,
Ярославской и Костромской областях. В итоговом сообщении П. А.
Раппопорт писал: «Выяснилось, что в селах Курба, Судиславль и Демянск
нет древних городищ <…>»144 Н. Н. Воронин, бывший начальником
Среднерусский экспедиции, в связи с этим от
мечает: «…обследование Судиславля П. А. Раппопортом не обнару
жило здесь следов древнего городища»145*. Как видим, заключение П. А. Раппопорта коротко и ясно: древнего городища в Судиславле нет.
* В свою очередь, эта констатация факта перечеркивает вышепри
ведённые слова Н. Н. Воронина, который, комментируя гипоте
зу
Д. Ф. Щеглова о том, что Судислав в 1024 году мог встать во главе мери,
отмечал, что она «хорошо связывается с волнениями в Поволжье,
отразившимися в летописи лишь скупым рассказом
1024 г.» А ведь на этом высказывании Н. Н. Воронина с само
го начала и строилась вся версия Ю. В. Смирнова об основании Судиславля в 1024 г.
В июне 1990 г. на Соборной горе в Судиславле были проведены уже настоящие археологические раскопки. Их результаты нанес
ли окончательный удар по версии об основании Судиславля в X или XI вв.
«Обследование городищенской горы, – пишет руководитель раскопок Д. Б.
Ойнас, – позволило определить предположительное время появления на ней
крепости. Оно может быть отнесено к XVI в., о чем свидетельствует
керамический материал. Слабая мощность культурного слоя свидетельствует о
том, что на территории средневе
ковой крепости местное население постоянно не проживало, а лишь собиралось во время военной опасности»146.
Комментарии
Отправить комментарий