воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Гипотезы и факты об основании Судиславля

КОГДА ЖЕ БЫЛ ОСНОВАН ГОРОД СУДИСЛАВЛЬ?

Николай Зонтиков

Как мы помним, в Судиславле время от времени раздаются призывы найти, наконец, источники, которые подтвердили бы происхождение города на заре русской истории. Их авторам кажется, что где-то в архивах лежат древние документы о Судиславле, на которые почему-то и чуть ли не по злому умыслу никто не обращает внимания. Между тем источники, твёрдо и убедительно свидетельствующие о том, что до начала XVI в. города Судиславля попросту не существовало, есть и, более того, они давно опубликованы.
У нас есть возможность документально определить время основания Судиславля как города. Обратимся к источникам XIV – начала XVI вв., в которых Судиславль, если бы он в то время существовал, был бы обязательно упомянут. Как мы помним, впервые город Судиславль упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного от 1572 г. В великокняжеских и царских духовных грамотах обычно перечислялись все города и даже многие сёла, которые великий князь или царь завещал своему наследнику. Однако Судиславль не упоминается в духовных грамотах ни Дмитрия Донского (1389 г.), ни Василия Тёмного (1461 г.), ни Ивана III (1504 г.)*. Одно это является убедительнейшим свидетельством того, что к 1504 году города Судиславля ещё не существовало. К сожалению, из-за своей скоропостижной кончины в 1533 г. великий князь Василий III, по-видимому, не успел оставить духовной грамоты, и поэтому вопрос о существовании Судиславля на 1533 г. остаётся открытым.
Следовательно, город Судиславль возник в период между 1504-м и 1572 гг., вероятнее всего, в первой половине XVI века.
Само неупоминание тех или иных городов в великокняжеских и царских духовных грамотах является важным свидетельством о времени их возникновения. Например, в грамоте от 1504 г. не упоминаются ни Буй, ни Любим**, а в грамоте 1572 г. оба эти города названы. И это естественно, т. к. Буй был основан в 1536 г.139, а Любим – в 1538 г.140 (в XVI – XVIII вв. Любим входил в состав Костромского уезда).

* В духовной грамоте Дмитрия Донского (1389 г.) из костромских городов упомянуты: Кострома, Галич и Соль Галицкая135; в духовной грамоте Василия Тёмного (1461 г.) – Кострома, Галич и Соль Галицкая[136] ; в духовной грамоте Ивана III (1504 г.) – Кострома,

Плёс, Нерехта, Галич, Соль Галицкая, Унжа и Чухлома137; в духов-
ной грамоте Ивана Грозного (1572 г.) – Кострома, Галич, Чухлома, Унжа, Плесо (Плёс), Любим, Буй, Судиславль, Нерехта, Соль Большая[138].

** Ныне – центр Любимского района Ярославской области.

Приведём ещё один пример «неупоминания» Судиславля. В Разрядной книге 1475 – 1598 гг., которую вёл Разрядный приказ, ежегодно заносились имена наместников и воевод, направляемых по городам всей страны. За период XV – XVI вв. в Разрядной книге многократно упоминаются Кострома, Галич, реже – Чухлома, Унжа, Плёс, Кинешма, однако Судиславль в ней опять же не упомянут ни разу.
И ещё пример. Важнейшим источником по истории городов Руси является т. н. «Список русских городов», составленный, как доказал М. Н. Тихомиров, между 1387 и 1392 гг.141 Древнейший вариант «Списка» помещён в Новгородской I летописи, важнейшие – в Воскресенской и Ермолинской. Из городов Костромского края в «Списке» названы: Кострома, Галич, Унжа, Плесо (Плёс) и Юрьевец142. В одном из сборников упомянута еще Чухлома143. Судиславль ни в одном из вариантов «Списка» не упомянут, что более чем убедительно свидетельствует о том, что в конце XIV в. города Судиславля ещё не существовало (а это, в свою очередь, ещё раз перечеркивает факт упоминания его в летописи Солигаличского Воскресенского монастыря).
Такое «молчание» важнейших письменных источников убедительно свидетельствует о том, что до начала XVI в. города Судиславля не существовало.
Но по Судиславлю есть и археологические данные, которые для сторонников его тысячелетней древности звучат как приговор.
В 1957 г. в Судиславле провёл археологическую разведку отряд по изучению крепостей Среднерусской археологической экспедиции, возглавляемой известным археологом П. А. Раппопортом. Отряд производил исследование ряда древнерусских городищ в Новгородской, Ивановской, Ярославской и Костромской областях. В итоговом сообщении П. А. Раппопорт писал: «Выяснилось, что в селах Курба, Судиславль и Демянск нет древних городищ <…>»144 Н. Н. Воронин, бывший начальником Среднерусский экспедиции, в связи с этим отмечает: «…обследование Судиславля П. А. Раппопортом не обнаружило здесь следов древнего городища»145*. Как видим, заключение П. А. Раппопорта коротко и ясно: древнего городища в Судиславле нет.

* В свою очередь, эта констатация факта перечеркивает вышеприведённые слова Н. Н. Воронина, который, комментируя гипотезу Д. Ф. Щеглова о том, что Судислав в 1024 году мог встать во главе мери, отмечал, что она «хорошо связывается с волнениями в Поволжье, отразившимися в летописи лишь скупым рассказом
1024 г.» А ведь на этом высказывании Н. Н. Воронина с самого начала и строилась вся версия Ю. В. Смирнова об основании Судиславля в 1024 г.

В июне 1990 г. на Соборной горе в Судиславле были проведены уже настоящие археологические раскопки. Их результаты нанесли окончательный удар по версии об основании Судиславля в X или XI вв.
«Обследование городищенской горы, – пишет руководитель раскопок Д. Б. Ойнас, – позволило определить предположительное время появления на ней крепости. Оно может быть отнесено к XVI в., о чем свидетельствует керамический материал. Слабая мощность культурного слоя свидетельствует о том, что на территории средневековой крепости местное население постоянно не проживало, а лишь собиралось во время военной опасности»146.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Архив блога