пятница, 3 июля 2015 г.

О книге «Епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя»

А.В. Виноградов [*]

Книга Н.А. Зонтикова «Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя» — знаменательное событие в научной и культурной жизни Костромского края.
Труд Н.А. впечатляет, прежде всего, широтой охвата, что, в сочетании с научной добросовестностью и даже тщательностью, позволяет охарактеризовать его как фундаментальный.
И действительно, это не просто биография владыки Геронтия, а описание его жизни, как в контексте истории Костромской губернии, так и в контексте истории России вообще. Автор рассматривает святителя на фоне эпохи, и получается это у него настолько гармонично, что хочется сравнить труд Н.А. с работой художника-реставратора.
Помимо основного повествования — рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества — таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима.
Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью — как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167—168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43).

——————————————————————
[*] Виноградов Алексей Владимирович — преподаватель, и.о. проректора по научной работе Костромской духовной семинарии Русской Православной Церкви.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога