О книге «Епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя»

А.В. Виноградов [*]

Книга Н.А. Зонтикова «Старообрядческий епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя» — знаменательное событие в научной и культурной жизни Костромского края.
Труд Н.А. впечатляет, прежде всего, широтой охвата, что, в сочетании с научной добросовестностью и даже тщательностью, позволяет охарактеризовать его как фундаментальный.
И действительно, это не просто биография владыки Геронтия, а описание его жизни, как в контексте истории Костромской губернии, так и в контексте истории России вообще. Автор рассматривает святителя на фоне эпохи, и получается это у него настолько гармонично, что хочется сравнить труд Н.А. с работой художника-реставратора.
Помимо основного повествования — рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества — таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима.
Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью — как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167—168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43).

——————————————————————
[*] Виноградов Алексей Владимирович — преподаватель, и.о. проректора по научной работе Костромской духовной семинарии Русской Православной Церкви.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Список деревень Кологривского уезда Костромской губернии

Нерехтский уезд Костромской губернии

Деревни Макарьевского уезда по волостям