Мужская рубаха в одежде восточных славян
Мужскую рубаху можно рассматривать одновременно с женской, так как покрой их очень схож. Имеются материалы, подтверждающие, что женская рубаха отличается от мужской только большей длиной — например, у белорусов Виленской губ. (ОР РГО, I, 116). И та и другая надеваются прямо на тело и очень часто служат одновременно и верхней одеждой, т. е. являются единственной одеждой для верхней части туловища. Полтавские украинцы работают на поле в одних рубахах: лишь женщины одеты еще и в безрукавки.
Различные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манерой носить рубаху — поверх штанов или иначе. Менее существенные моменты — вшивание особых кусков материи под мышками и на плечах и подкладка на спине и груди.
Что касается разреза для надевания рубахи (рус. пазуха, пелька, ворот; укр. пазушина), то во всех русских рубахах этот разрез делают не посреди груди, а сбоку (рис. 109), иногда у самого плеча. В большинстве случаев он идет вертикально книзу, реже — косо, от плеча к середине груди. Этот тип русской рубахи, так называемая косоворотка, белорусам и украинцам неизвестен. Очевидно, он появился не раньше XV в. Во всяком случае, косоворотка как модная и праздничная рубаха вытеснила еще в XIX в. издавна существовавшую у русских рубаху с прямым разрезом па груди. Предположение некоторых ученых о татарском происхождении русской косоворотки не имеет достаточных оснований. Хотя восточнославянская рубаха с прямым разрезом старше современной косоворотки, однако и в прежней, исконно существовавшей славянской рубахе разрез делали не обязательно посредине груди. На самых старых рубахах украинских лемков в Карпатах разрез не спереди, а на спине. На женских рубахах лемков и бойков разрез сбоку, на левом плече, причем он захватывает часть рукава и груди. Рубаха с разрезом сбоку лучше защищает грудь от холода. Разрез на плече или около плеча позволяет свободно двигать рукой. Не исключена возможность, что московская мода на косоворотки была подражанием старому типу восточнославянской рубахи.
Рубахи могут быть трех типов — со стоячим или отложным воротником или же без воротника. Этот последний тип — рубаху без воротника (южрус. голошейка, рис. 111) следует считать древнейшим (ОР РГО, I, 114, 386, II, 579). Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же как на женской рубахе. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полоской материи, так что получается низкий стоячий воротник, особенно широко распространенный на Украине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые (рис. 109), — обязательная принадлежность косого разреза на груди. Вероятно, они возникли из шейных украшений. В старину такие украшения (древнерус. гривна; старорус. обнизь, ожерелье, жерелок) были широко распространены у восточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Севернорусские Пермской губ. еще недавно носили вокруг шеи ленту, сотканную из шелка и мишуры; эту ленту они иногда пришивали к рубахе как воротник, иногда же оставляли не пришитой (ОР РГО, III, 994). Широкий отложной воротник, белорусская передня (рис. 110), распространен у украинцев и белорусов, но совершенно неизвестен русским.
Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью запонок, обычных пуговиц или тесемок. Запонки (укр. шпонка, спінка) с круглыми разноцветными стеклянными бусинами можно еще увидеть почти повсюду, но лишь как исчезающий предмет старины. Их чаще используют для женских рубах. Носят рубаху, как это принято у всех славян, поверх штанов, и лишь украинцы отказались от этого обычая, переняв манеру восточных народов заправлять подол рубахи в штаны. Эта манера возникла у восточных народов — наездников, которые значительную часть своей жизни проводят в седле. На рис. 111 изображен украинский крестьянин в рубахе, надетой на восточный манер (по рис. А. Ригельмана, 1785 г.). Русским и белорусам (рис. 110) совершенно чужд этот способ ношения рубахи. У украинцев, особенно в лесных местностях, сохранился также и старый способ носить рубаху поверх штанов (ОР РГО, I, 309 и 318; Кольберг. Покутье, I, 36 — см. § VI). Когда украинцы Екатеринославской губ. одевают покойника перед тем, как положить его в гроб, они выпускают ему рубаху поверх штанов, если умерший — женатый или вдовец, и заправляют ее в штаны, если умерший был холост.
Что касается подробностей покроя рубахи, то кое-где отсутствуют обычно принятые вставки под мышками из четырехугольных, реже треугольных кусков материи (рус. ластовица; белорус. цвікля; укр. ластівка, ластовиця). Донские казаки считали отсутствие ластовиц своего рода признаком отличия от «мужиков», т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя.
Форму ластовиц и способ, которым их вшивают, показывает рис. 109в; на нем изображена часть рубахи с ластовицей наверху. Иногда эта боковая часть рубахи сразу кроится с острым углом наверху, и в этом случае нужда в ластовице отпадает. Иногда же рубахи шьют без специальных боковых частей, и тогда требуются ластовицы. Русские любят рубахи с ластовицами, отличающимися по цвету от самой рубашки.
В связи с этим уместно заметить, что в 1854 г. у севернорусских Шенкурского уезда Архангельской губ. был зафиксирован обычай шить рубахи из частей разного цвета: ворот из пестрого полотна, грудь из красного ситца, плечи — желтые, рукава — зеленые (ОР РГО, I, 32); подобная мода на женские рубахи была отмечена в 1851 г. и у южнорусских Рыльского уезда Курской губ. (ОР РГО, II, 662).
Полотняная подкладка на груди и спине рубахи, от плеча до пояса (рус. подоплёка, подстанье,подспинье, укр. підіплечка, під ο пліка), распространена у всех восточных славян (на рис. 109 она обозначена пунктирной линией). Кое-где, однако, сохранился старый тип рубах без подкладки, тем более что сборки у ворота затрудняют ее пришивание. Существует пословица: когда речь идет о какой-либо глубокой тайне, особенно о горе, которое надо скрыть, говорят: «Знает то грудь да подоплека».
Вставки на плечах (рус. прорамки), так часто встречающиеся на женских рубахах, на мужских бывают редко (ОР РГО, III, 1148); плечи чаще всего прошивают стрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки (Познанский), напоминающие погоны, так и вышитые вставки — уставки (ОР РГО, I, 318). Старинные мужские рубахи обычно отличаются своей длиной. Они бывают до колен, а иногда еще длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья (рис. 109 и 111), либо с обшлагами (укр. чохла, рис. 110). Этот последний вид рубахи, укр. чохл'ата сорочка, у украинцев и белорусов является преобладающим, у русских же встречается редко.
Зеленин Д. К. Восточная этнография. Одежда и обувь
Различные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются друг от друга главным образом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манерой носить рубаху — поверх штанов или иначе. Менее существенные моменты — вшивание особых кусков материи под мышками и на плечах и подкладка на спине и груди.
Что касается разреза для надевания рубахи (рус. пазуха, пелька, ворот; укр. пазушина), то во всех русских рубахах этот разрез делают не посреди груди, а сбоку (рис. 109), иногда у самого плеча. В большинстве случаев он идет вертикально книзу, реже — косо, от плеча к середине груди. Этот тип русской рубахи, так называемая косоворотка, белорусам и украинцам неизвестен. Очевидно, он появился не раньше XV в. Во всяком случае, косоворотка как модная и праздничная рубаха вытеснила еще в XIX в. издавна существовавшую у русских рубаху с прямым разрезом па груди. Предположение некоторых ученых о татарском происхождении русской косоворотки не имеет достаточных оснований. Хотя восточнославянская рубаха с прямым разрезом старше современной косоворотки, однако и в прежней, исконно существовавшей славянской рубахе разрез делали не обязательно посредине груди. На самых старых рубахах украинских лемков в Карпатах разрез не спереди, а на спине. На женских рубахах лемков и бойков разрез сбоку, на левом плече, причем он захватывает часть рукава и груди. Рубаха с разрезом сбоку лучше защищает грудь от холода. Разрез на плече или около плеча позволяет свободно двигать рукой. Не исключена возможность, что московская мода на косоворотки была подражанием старому типу восточнославянской рубахи.
Рубахи могут быть трех типов — со стоячим или отложным воротником или же без воротника. Этот последний тип — рубаху без воротника (южрус. голошейка, рис. 111) следует считать древнейшим (ОР РГО, I, 114, 386, II, 579). Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же как на женской рубахе. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полоской материи, так что получается низкий стоячий воротник, особенно широко распространенный на Украине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые (рис. 109), — обязательная принадлежность косого разреза на груди. Вероятно, они возникли из шейных украшений. В старину такие украшения (древнерус. гривна; старорус. обнизь, ожерелье, жерелок) были широко распространены у восточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Севернорусские Пермской губ. еще недавно носили вокруг шеи ленту, сотканную из шелка и мишуры; эту ленту они иногда пришивали к рубахе как воротник, иногда же оставляли не пришитой (ОР РГО, III, 994). Широкий отложной воротник, белорусская передня (рис. 110), распространен у украинцев и белорусов, но совершенно неизвестен русским.
Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью запонок, обычных пуговиц или тесемок. Запонки (укр. шпонка, спінка) с круглыми разноцветными стеклянными бусинами можно еще увидеть почти повсюду, но лишь как исчезающий предмет старины. Их чаще используют для женских рубах. Носят рубаху, как это принято у всех славян, поверх штанов, и лишь украинцы отказались от этого обычая, переняв манеру восточных народов заправлять подол рубахи в штаны. Эта манера возникла у восточных народов — наездников, которые значительную часть своей жизни проводят в седле. На рис. 111 изображен украинский крестьянин в рубахе, надетой на восточный манер (по рис. А. Ригельмана, 1785 г.). Русским и белорусам (рис. 110) совершенно чужд этот способ ношения рубахи. У украинцев, особенно в лесных местностях, сохранился также и старый способ носить рубаху поверх штанов (ОР РГО, I, 309 и 318; Кольберг. Покутье, I, 36 — см. § VI). Когда украинцы Екатеринославской губ. одевают покойника перед тем, как положить его в гроб, они выпускают ему рубаху поверх штанов, если умерший — женатый или вдовец, и заправляют ее в штаны, если умерший был холост.
Что касается подробностей покроя рубахи, то кое-где отсутствуют обычно принятые вставки под мышками из четырехугольных, реже треугольных кусков материи (рус. ластовица; белорус. цвікля; укр. ластівка, ластовиця). Донские казаки считали отсутствие ластовиц своего рода признаком отличия от «мужиков», т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя.
Форму ластовиц и способ, которым их вшивают, показывает рис. 109в; на нем изображена часть рубахи с ластовицей наверху. Иногда эта боковая часть рубахи сразу кроится с острым углом наверху, и в этом случае нужда в ластовице отпадает. Иногда же рубахи шьют без специальных боковых частей, и тогда требуются ластовицы. Русские любят рубахи с ластовицами, отличающимися по цвету от самой рубашки.
В связи с этим уместно заметить, что в 1854 г. у севернорусских Шенкурского уезда Архангельской губ. был зафиксирован обычай шить рубахи из частей разного цвета: ворот из пестрого полотна, грудь из красного ситца, плечи — желтые, рукава — зеленые (ОР РГО, I, 32); подобная мода на женские рубахи была отмечена в 1851 г. и у южнорусских Рыльского уезда Курской губ. (ОР РГО, II, 662).
Полотняная подкладка на груди и спине рубахи, от плеча до пояса (рус. подоплёка, подстанье,подспинье, укр. підіплечка, під ο пліка), распространена у всех восточных славян (на рис. 109 она обозначена пунктирной линией). Кое-где, однако, сохранился старый тип рубах без подкладки, тем более что сборки у ворота затрудняют ее пришивание. Существует пословица: когда речь идет о какой-либо глубокой тайне, особенно о горе, которое надо скрыть, говорят: «Знает то грудь да подоплека».
Вставки на плечах (рус. прорамки), так часто встречающиеся на женских рубахах, на мужских бывают редко (ОР РГО, III, 1148); плечи чаще всего прошивают стрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки (Познанский), напоминающие погоны, так и вышитые вставки — уставки (ОР РГО, I, 318). Старинные мужские рубахи обычно отличаются своей длиной. Они бывают до колен, а иногда еще длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья (рис. 109 и 111), либо с обшлагами (укр. чохла, рис. 110). Этот последний вид рубахи, укр. чохл'ата сорочка, у украинцев и белорусов является преобладающим, у русских же встречается редко.
Зеленин Д. К. Восточная этнография. Одежда и обувь
Комментарии
Отправить комментарий