пятница, 10 июля 2015 г.

Мужские прически восточнославянских народов чрезвычайно разнообразны

Украинцы получили за свою прическу прозвище хохлы: в прежние времена украинские казаки выбривали всю голову, оставляя лишь на макушке пучок длинных волос, так называемый оселедець (собственно, «селедка»), причем он был такой длины, что его можно было несколько раз обмотать вокруг левого уха. На рис. 159 изображен гайдамак с такой прической; это старая украинская народная картина (из собрания Я. Новицкого). В Павлоградском уезде Екатеринославской губ. в 1852 г. были «еще у многих украинцев такие чубы, которые они носили за правым ухом» (ОР РГО, I, 476; ср. I, 319).
Впоследствии прическа с оселедцем была упрощена: волосы довольно высоко со всех сторон сбривали, а оставленный на макушке хохол покрывал всю голову (ср. рис. 111). Эту украинскую мужскую прическу можно было встретить еще недавно, но и она не являлась общепринятой; так причесывались главным образом казаки восточной части Украины, к востоку от Днепра. Прическа с оселедцем была заимствована у восточных народов. В 1253 г. ее засвидетельствовал на Волге в Золотой Орде Батыя Рубрук. Генуэзец Георги в 1504 г. зафиксировал ее существование на Кавказе у черкесов.
На Западной Украине, у бойков и других галицийских украинцев, мужчины еще недавно носили такие же длинные волосы, как и женщины, причем иногда они заплетали их за ушами в две косы.
В конце XIX в., а отчасти и в XX в. в восточной части Украины преобладала прическа, которую следует рассматривать как общевосточнославянскую. Волосы подстригались кругом на одном уровне, но над серединой уха (в полуха) и над глазами стригли прямо (скобка) примерно до половины лба. Этот вид прически русские называли в кружало, в кружок, по-русски, в скобку, а украинцы — під макітру (т.е. под горшок). На голову человека, которого стригли, надевали горшок и остригали концы волос, торчащие из-под краев горшка. При этом способе стрижки волосы висят вокруг всей головы, без пробора.
Многие русские, особенно старообрядцы, делали эту прическу более сложной, выстригая или выбривая на темени кружок (венец, старорус. гуменце), соответствующий католической тонзуре.
Во второй половине XIX в. этот обычай засвидетельствован у русских Нижегородской, Архангельской, Костромской, Тверской, Курской и других губерний. Обычай этот объясняется чисто религиозными, христианскими мотивами: выстриженный на макушке венец указывает на то, что человеку, обладающему им, самим Богом предначертан «венец бессмертия»; возможно также, что это символизирует терновый венец Спасителя.
Русским, не старообрядцам, этот обычай чужд, и они иронически называют выбритых таким образом людей суховершинники (люди с такой макушкой, как дерево с сухой вершиной). В Бежецком уезде Тверской губ. выстригали себе макушку девушки, отказавшиеся от замужества.
Параллельно с исчезновением моды на кружок на темени появилась мода на пробор (пробор или ряд; см. рис. 160): волосы надо лбом не стригли, а расчесывали на две стороны, так что на голове виднелась белая полоска кожи. Сперва появился прямой пробор, который, продолжая линию носа, делил голову на две равные части. Впоследствии стали делать косой пробор на левой стороне головы, слева от линии носа. Эту прическу называют также по-польски, под польку. При этом сзади волосы подстригают довольно высоко, а шею и нижнюю часть затылка даже бреют. Во многих местах мода перешла от старого кружала сразу к косому пробору, минуя прямой пробор, т.е. от русской прически непосредственно к польской.
Косой пробор появился у русской молодежи лишь в середине XIX в. Старшее поколение русской деревни, которое стриглось по-русски в кружало или носило прямой пробор, вело с косым пробором ожесточенную борьбу. Говорили, что тот, кто носит косой пробор, человек неправедный, маймист (т. е. финн), «носить косой пробор — грех», однако мода сделала свое дело. Теперь прическа на косой пробор распространена среди восточных славян.
В Москве XVI —XVII вв. были в моде коротко остриженные волосы и даже бритье головы (Костомаров). Однако этот обычай у русских не сохранился. Обычай не брить бороду остался в силе; староверы считают бритье бороды великим грехом. К концу XIX в. украинский обычай брить бороду пошел на убыль; в середине XIX в. бороду носили только старики, к началу XX в. это стало принято и у молодежи. В лесных районах Украины и Белоруссии бритье бороды никогда не было общепринятым. Усов восточные славяне никогда не брили, а если галицийские лемки и бреют усы, то делают это под влиянием своих соседей словаков.



Зеленин Д. К. Восточная этнография. Личная гигиена

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога